Спортивное развлечение для младших школьников (8-11 лет) «Стадион здоровья»
Автор:
Вавилова Галина Александровна г. Петрозаводск, МОУ ДОД «ДТДиЮ», педагог дополнительного образования
Возрастная группа: 8-11 лет.
Цель:
содействие развитию личности, способной сохранить своё здоровье.
Задачи:
• выявить первоначальные знания детей в области здорового образа жизни;
• содействовать приобретению новых знаний по культуре здоровья;
• воспитывать у детей мотивацию к ведению здорового образа жизни;
• научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Рекомендации по проведению.
Мероприятие проводится среди четырех классов одной параллели. Если в параллели три класса, можно объединить первую и вторую станции.
Количество участников в каждой команде: 7-15. Для состязаний на станциях, где фиксируется время, нужно заранее договориться о равном количестве участников в командах (рекомендуется задействовать от 7 до 9 человек).
Время присутствия на каждой станции: 20 минут.
Каждой команде выдается маршрутный лист, в котором указывается последовательность прохождения станций (команды не должны встречаться одновременно на первых четырех станциях) с номерами кабинетов. На дверях каждого помещения вывешивается плакат с названием станции.
Маршрутный лист имеет графы:
№ п/п, № кабинета, название станции, количество баллов, подпись педагога.
В мероприятии участвуют 4 педагога (один на каждой станции). Они же входят в состав жюри.
Место проведения: спортивный зал и еще 3 помещения (это могут быть малый спортивный зал, кабинет, рекреация).
Форма одежды: спортивная.
Оборудование: степ-платформы (можно заменить скакалками), гимнастические палки, гимнастические скамейки, мешочки с песком, веревка или скакалка, платочек, секундомер, листы ватманской бумаги, фломастеры, магнитофон с аудиозаписями.
Описание.
Команды выстраиваются по периметру спортивного зала.
Ведущий приветствует детей, объясняет правила проведения соревнований. Предлагает участникам выбрать капитана и название команды. Приветствие команд. Проводится небольшая разминка под музыку. Командам выдается маршрутный лист. Участники расходятся по станциям.
Станция «Позвоночник – ключ к здоровью»
Педагог:
- Здравствуйте, друзья. Эта станция называется «Позвоночник – ключ к здоровью». Давайте подумаем, для чего нам нужен позвоночник, и какими мы были бы без него? (Ответы детей).
Позвоночник – это основная часть скелета. К позвоночнику присоединяются мышцы и связки спины и живота, они удерживают наше тело в вертикальном положении. Мышцы бывают сильными и слабыми. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку. А что такое «осанка»? (Ответы детей).
Осанка – это привычное положение тела стоящего человека.
Давайте проверим, правильная ли у вас осанка?
Для этого надо прислониться спиной к стене. Проверить, касаются ли стены пятки, икры, ягодицы, плечи и затылок. Руки опущены. Прижать поясницу к стене так, чтобы между стеной и поясницей проходила ладонь (а не кулак). Развернуть плечи, приподнять подбородок. Затем сделать шаг вперед, сохраняя это положение туловища. (Дети выполняют)
Для многих окажется трудным удерживать такое положение долго. Если вы привыкли сутулиться, нормальная осанка покажется вам неудобной, так как слабые мышцы будут слишком напряжены оттого, что их заставляют держать тело в «неправильном» положении.
Неправильная осанка – это не только некрасиво, но и вредно для здоровья.
Как же влияет осанка на здоровье? Например, у сутулого человека грудная клетка сжимает внутренние органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. В легкие набирается меньший объем воздуха, значит, организм получит меньше кислорода. Отсюда, сердце будет работать с большей нагрузкой и быстрее изнашиваться. Слабые мышцы живота и согнутое положение туловища мешают оттоку желчи. Это приведет к тому, что нарушится пищеварительный процесс, снизится иммунитет, который, в свою очередь, приведет к частым простудным заболеваниям, быстрой утомляемости и головным болям.
Можно ли исправить нарушения осанки? И как? (Ответы детей)
Да, во-первых, надо постоянно следить за положением тела: при ходьбе, сидя, стоя. Во-вторых, необходимо укреплять так называемый «мышечный корсет». Для этого надо 2-3 раза в неделю делать физические упражнения.
(Педагог показывает несколько упражнений:
o для укрепления мышц живота: подтягивание коленей к груди (ноги согнуты); «велосипед»; «ножницы» и др.;
o для укрепления мышц спины: «лодочка»; «плавание»).
Но лучше, всё-таки, не допускать нарушений осанки. Что нужно делать, чтобы сохранить стройную осанку? (Ответы детей).
Подведем итоги:
o спать на полужесткой постели с невысокой подушкой;
o носить обувь на невысоком каблуке;
o активно двигаться: прогулки, занятия физическими упражнениями, плавание;
o чередовать труд и отдых;
o следить за правильным положением тела: сидя, стоя, при ходьбе;
o питаться правильно;
o контролировать равномерную нагрузку на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.
А теперь хочу показать вам одно упражнение, которому учили принцесс для выработки горделивой осанки. Им клали на голову книгу и заставляли ходить с ней. Мы же возьмем вместо книги мешочки с песком и посоревнуемся, кто сможет дольше удержать мешочек, делая разные задания.
Проводится
«Эстафета с мешочками».
Из команды выбираются 5-7 человек. Педагог засекает время прохождения каждой эстафеты. За уроненный мешочек дается штрафное очко (например, равное 10 сек). В конце время суммируется, вычитаются штрафные очки. Полученный результат заносится в маршрутный лист.
1 эстафета.
Каждый участник по очереди, с мешочком на голове, как можно быстрее, проходит по прямой до кегли, огибает ее, делает приседание и возвращается назад, передает мешочек следующему.
2 эстафета.
То же задание, но на середине пути протягивается веревка или скакалка (примерно на уровне груди), под которой надо пройти в полуприседе.
3 эстафета.
То же задание, но веревка протянута примерно на уровне колен, нужно перешагнуть через нее.
По окончании эстафет педагог спрашивает детей, что же является ключом к здоровью? Дети отвечают и переходят на следующую станцию.
Станция «Плоскостопие – не пустяк»
Педагог:
- Здравствуйте, дети. Эта станция называется «Плоскостопие – не пустяк».
Давайте разберемся, что такое «плоскостопие»? Покажите мне, где у нас находятся стопы, и какую функцию они выполняют? (Учащиеся снимают обувь и не надевают ее до конца пребывания на этой станции). Ответы детей.
Педагог:
-Попробуем представить себя в машине, которая едет по неровной дороге. Если бы не амортизаторы (такие «пружинки» над колесами), мы бы подпрыгивали до потолка на каждой кочке. Но амортизаторы смягчают удары, и нам ехать комфортно. Так и стопа у нас играет роль своеобразного амортизатора, не дает нашему телу сотрясаться при каждом шаге.
Но смягчает удары только нормальная стопа, с высоким сводом. (Педагог показывает, где находится свод). Если свод невысокий или его совсем нет, мы говорим «плоская стопа», т.е. плоскостопие.
А какая разница, есть этот свод или нет? Как плоскостопие может повлиять на наше здоровье? (Ответы детей).
Плоскостопие - заболевание, следствием которого является быстрое утомление при ходьбе, боли в стопах, коленях, бедрах и пояснице, развивается нарушение осанки, болит голова и портится зрение.
Что же делать, чтобы не допустить появления плоскостопия? И как от него избавиться, если оно есть? (Ответы детей).
У стопы, как и во всем теле, есть мышцы, которые держат свод. Их надо укреплять. Вы знаете какие-нибудь упражнения? (Ответы детей).
Педагог показывает, и учащиеся выполняют несколько упражнений. Например, ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сторонах стопы, по гимнастической палке боком (или ее прокатывание); приближать и отдалять от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения гусеницы; подниматься по гимнастической лестнице; поднимать мелкие предметы пальцами ног.
Затем дети садятся в ряд на скамейку. Им дается задание: захватывая пальцами ног платочек, быстро передавать его соседу (по цепочке). Педагог засекает время выполнения, затем заносит его в маршрутный лист.
По окончании задания учащиеся переходят на следующую станцию.
Станция «Азбука здоровья»
На этой станции детям задаются вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Оценивается полнота и правильность ответов по пятибалльной системе.
Педагог:
- Вы все не так давно научились читать. Первая книга, по которой люди учатся читать, называется «Азбука». Сначала человек учит буквы, затем складывает их в слоги и слова. Так же и со здоровьем: надо знать, из чего складывается здоровье, что лежит в его основе. Мне хотелось бы услышать от вас ответы на самые простые вопросы, касающиеся нашего здоровья.
Примеры вопросов:
o Что самое дорогое на свете? (Подвести детей к ответу «здоровье»). Почему?
o Что такое «здоровый образ жизни»?
o Какие полезные продукты вы знаете? Какие вредные?
o Витамины: для чего нужны и где содержатся?
o Что такое «режим дня»? Для чего его нужно соблюдать?
o Правила поведения перед сном.
o Как сохранить хорошее зрение?
o Для чего нужен отдых? Как правильно отдыхать?
o Что такое «закаливание» и его виды?
o Вредные и полезные привычки.
o Для чего нужно активно двигаться?
o Нужно ли делать утреннюю зарядку? Какова польза?
o Влияют ли наши эмоции на здоровье?
Если дети затрудняются с ответом, педагог сам отвечает на вопрос или дополняет ответы.
Станция «Помоги сердцу»
Педагог:
- Эта станция называется «Помоги сердцу». Но прежде, чем ему помочь, давайте подумаем, для чего человеку нужно сердце, какую работу оно выполняет в нашем организме? (Ответы детей).
Педагог:
- Сердце проталкивает кровь по сосудам. Кровь разносит кислород и питание во все органы. Поэтому сердце – очень важный орган. Труженик. Оно не отдыхает ни секундочки. И надо, чтоб этот орган служил нам долго.
А кто знает, что такое пульс? (Ответы детей).
Педагог:
Пульс - это количество ударов сердца, которое мы можем определить на ощупь на руке, на шее или на виске за 1 минуту. Давайте, посчитаем пульс у себя сейчас. (Педагог учит находить пульс, затем все одновременно по команде подсчитывают количество ударов за 15 секунд). Назовите свой пульс. (Дети называют, педагог умножает на 4). Как вы думаете, какой пульс считается лучшим высокий или низкий? Ответ: Лучше, когда пульс меньше. Считается нормальным пульс покоя (т.е. когда мы сидим спокойно не менее 10 минут) менее 80 ударов в минуту (у детей начальной школы – менее 90). А почему для здоровья лучше, когда пульс покоя ниже? Когда сердце дольше прослужит? Ответ: Когда сердце стучит в спокойном ритме. Если сердце даже в покое стучит очень быстро, то оно, скорее всего, быстрее износится. Сердцу природой заложено стучать 120 лет. И мы должны позаботиться, чтоб оно выполнило свою программу, заложенную природой. А как добиться того, чтоб сердце стучало в нормальном темпе? Ответ: Мы должны тренировать его. Надо больше двигаться: бегать, прыгать, плавать, кататься на лыжах, ездить на велосипеде, танцевать. Когда мы заставляем пульс повышаться с помощью нагрузки, тогда сердце становится сильнее. Потому что сердце - это мышца, которую надо тренировать так же, как и мышцы рук, ног, туловища. Не надо забывать, что тренировать сердце нужно ежедневно.
Сейчас вы сидите, значит, спокойны. Те, у кого сейчас пульс больше 90 ударов, менее тренированы. Поэтому, если нет заболеваний сердца, вам надо больше бегать, больше двигаться.
А кто знает, какого размера сердце? Ответ: Оно размером с кулак. Такое маленькое, а должно продвигать кровь по всему телу. Трудно ему. А когда мы двигаемся, мышцы помогают сердцу. Так давайте подвигаемся! Сегодня мы позанимаемся степ-аэробикой. Разучим небольшую композицию на степах.
Дети повторяют композицию за педагогом, затем замеряют свой пульс. Здесь наглядно видно, что у менее тренированных детей частота пульса будет больше.
Педагог оценивает работу команды (оценка за ответы на вопросы и за выполнение композиции).
Рекомендации: композицию по степ-аэробике можно заменить прыжками на скакалке.
Станция «Журнал «Будь здоров!»
Все команды строятся по периметру.
Педагог:
- Вот и завершаются наши состязания на Стадионе здоровья. Вы узнали много нового. И теперь, надеемся, будете использовать знания в своей жизни и расскажете обо всем своим друзьям и знакомым. А чтобы узнало больше людей, мы сегодня издадим первый номер журнала «Будь здоров!» Постарайтесь с помощью рисунков рассказать, что улучшает здоровье, а что ему вредит.
Каждой команде дается ватманский лист бумаги и фломастеры. Дети коллективно обсуждают и рисуют.
Затем подводятся итоги, кто более полно отразил полученные знания в рисунке. Ставятся баллы: от 1 до 5.
Далее жюри подводит
общие итоги. В это время можно вставить какой-либо танцевальный или спортивный номер.
Награждение участников грамотами и подарками (или угощением).
Рекомендуем посмотреть:
День рыбака. Сценарий праздника для детей 7-12 лет
Сценарий спортивного мероприятия для учащихся 3 - 4 классов
Туриада для начального уровня образования
Сценарий спортивного развлечения для детей младшего школьного возраста
Похожие статьи:
Игра «Зарница». Сценарий для школьников 9-11 классов
Классный час в 1 классе на тему: ЗОЖ
Конспект классного часа в 3 классе на тему: ЗОЖ
Игра-путешествие для младших школьников на тему: ЗОЖ
Классный час на Осеннюю тематику, 2 класс