Конспект занятия - похода "Учимся наблюдать за погодой"
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия- похода «Учимся наблюдать за погодой», которое направлено на учебу ребят умению работать с приборами по изучению атмосферы. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования. Возраст детей 14-15 лет.
Цель: Развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием погоды, анализа и объяснения природных явлений.
Задачи:
формировать умения работы с приборами по изучению атмосфер;
освоить методы слежения за погодой;
совершенствовать навыки описания погоды и ее основных характеристик;
развивать память, воображение детей, учить устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;
воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые явления природы по-новому;
воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: термометр, барометр-анероид, гигрометр, дневник для ведения записей, снегомерная рейка, рулетка, компас, шкала для определения силы ветра.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем наше интересное занятие, я должна провести с вами инструктаж по технике безопасности поведения на природе. Отличие экскурсии от прогулки.
На сегодняшнем занятии мы должны выяснить, что мы знаем, а что нам еще неведомо по теме «погода».
-Что такое погода?
-Какие признаки составляют основные характеристики погоды?
Ответы ребят: Погода- состояние тропосферы в данное время, в данном месте. Основные признаки: облачность, ветер, атмосферное давление, температура, относительная влажность, количество осадков.
Педагог: В вашем дневнике дана страница для заполнения. Скажите, а где мы можем взять данные для ее заполнения?
Ответы ребят: Нам покажут приборы для измерения характеристик погоды.
Термометр уличный
Барометр – анероид
Гигрометр
Снегомерная рейка
Рулетка
Компас
Шкала для определения силы ветра.
Педагог: Молодцы ребята. Где все эти приборы можно найти?
Ответы ребят: На метеостанции.
Поэтому для работы вам нужно быстро оборудовать нашу метеостанцию и заполнить страницу в дневнике.
Предлагаю картинку образец самодельной метеостанции. Дети дружно мастерят метеостанцию.
Проводится
игра «Оборудуй метеостанцию»
Участники игры (две команды) встают напротив друг друга. Первый участник называет стоящему напротив 1 прибор для характеристики показания погоды (например, барометр). Тот в ответ быстро должен назвать, что им определяют и как прибор работает. Он же называет второй прибор. Напротив стоящий участник, рассказывает о приборе и т.д.
Педагог: А сейчас вы разделитесь по парам. И работать будете в паре.
Работа в парах их рассаживаем на расстоянии друг от друга по кругу:
1пара. Определение облачности. Определите и запишите в дневник облачность.
Безоблачно- чистое небо;
незначительная облачность-25% неба покрыто облаками;
средняя 0,5 части неба покрыто облаками;
облачно с просветами -75% неба;
сплошная облачность-все небо затянуто облаками.
2 пара. Определение направление и силы ветра. По компасу определите стороны горизонта. Определите силу ветра в баллах.
По дыму на домах, веткам деревьев, ленте определите направление ветра.
По шкале рисунков.
3 пара. Определение температуру воздуха. Запишите показания термометра в дневник.
Термометр должен быть прикреплен на высоте 1-1,5м., в тени, не на снегу, не на земле.
4 пара. Определение атмосферного давления. Запишите показания в дневник.
Барометр-анероид должен находиться в горизонтальном положении.
5 пара. Определение влажности воздуха. Запишите показания в дневник.
Показания гигрометра берутся по стрелке.
6 пара. Как определяется количество выпавших осадков?
Осадкомером.
Как измеряется средняя глубина снега?
За 1сутки.
По окончании работы пар, каждая пара переходит на другую станцию по кругу и начинает работать. Как меняется погода, так и должны меняться записи в дневниках. У каждой пары свои результаты.
Педагог: Вопрос ко всем участникам. Какие еще нужно указать признаки погоды в дневниках наблюдений за погодой?
Ответы ребят: Атмосферные явления: дождь, снег, град, гололед, роса, иней, туман.
Педагог: Молодцы. Вот ребята каждый из вас сегодня попробовал себя в роли синоптиков.
Вопрос: Как мы можем предсказать погоду?
Ответы ребят: По народным приметам:
Ночной иней - ясный день
Воробьи нахохлились - к дождю и т. д.
Озвучивание и обсуждение результатов работы пар.
Педагог: По заполненным записям в дневниках составьте описание погоды на данное время.
Ответы ребят: Характеристика погоды озвучивается, дополняется.
Итоги занятия:
Педагог: Как вы считаете, почему мы занятие провели на природе, а не в кабинете?
Ответы ребят: Получили точные показания приборов и смогли их проанализировать.
Рефлексия.
Педагог: Предлагаю ребятам вспомнить стихи или песни, где речь идет о погоде.
Ребята с большим удовольствием откликнулись и исполнили.
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу. Нам пора возвращаться в школу. Вам понравилось?
Ответы ребят: Да!
Спасибо всем за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для детей 12-15 лет на тему: Виды туристских костров
Конспект туристического занятия для детей 12-15 лет. Туристские узлы
Театрализованное представление к Всемирному Дню туризма (27 сентября) . Сценарий для школьников
Многодневный поход с детьми. Организация и проведение
Похожие статьи:
Как подготовить и провести туристский поход
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций со школьниками