Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Многодневный поход с детьми. Организация и проведение

Методические рекомендации по организации и проведении многодневного туристического похода для учащихся 5-6 классов.
Автор: Скутина Анна Борисовна, учитель физической культуры.
Место работы: МОУ "СОШ №13" г. Воркуты, г. Воркута, Республика Коми.
Описание материала: материал будет полезен учителям физической культуры, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. В работе представлен теоретический и практический материал по организации и проведении многодневного пешеходного туристического похода для учащихся 5-6 классов.
Содержание
Введение.
1. Подготовка к походу.
1.1. Образовательные и оздоровительные возможности туристических походов.
1.2. Выбор маршрута.
2. Проведение похода.
2.1. На маршруте.
2.2. Правила безопасности в туристическом походе.
2.3. Питание в походе.
3. Подведение итогов похода.
Список литературы.
Введение
Дети просятся в поход… У педагога же возникает много вопросов. По какому маршруту пойти? Как не заблудиться? Будет ли класс вести себя дисциплинированно? Как обеспечить безопасность детей на транспорте и в тундре? Попробуем выделить несколько мотивов, делающих туристско-краеведческую деятельность привлекательной для учителя.
Во-первых, туризм - это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом - ходьбой.
Во-вторых, во время похода группа и ее руководитель находятся вне криминализированной городской среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером города (дорожно-транспортные происшествия, концентрация токсических веществ, пыль, шум, стрессы и др.).
Кроме того, этого не просто нахождение в экологически чистой, природной среде, а возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях - в тундре.
В-третьих, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива.
В-четвертых, поход - активная совместная деятельность, создающая возможности для завоевания учителем авторитета у учеников и его укрепления. Туризм может стать для учителя школой педагогического мастерства.
В-пятых, правомерно говорить, что в туристском походе происходит рост собственного достоинства педагога-руководителя. Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни требует от него проявления смелости, ограничения привычных бытовых потребностей, более объективной самооценки личности, осознания роста собственного духовного потенциала, веры в свои силы.
И, наконец, поход - это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень.
1. Подготовка к походу.
1.1. Образовательные и оздоровительные возможности туристических походов.
"Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье."
К.Д. Ушинский

Учитель всегда находится в поиске тех видов деятельности, которые давали бы максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребенка. И многие педагоги, часто интуитивно, начинают заниматься туризмом.
Основными формами туристско-краеведческой деятельности в школе являются туристские прогулки, походы и слеты-соревнования.
Туристские прогулки заключаются в прохождении группой (классом) небольшого маршрута (протяженностью до 4 км) в городском лесопарке или пригороде без преодоления естественных препятствий. Они распространены в начальной школе. Это форма эффективной рекреации и оздоровления.
Туристские походы - вид образовательно-оздоровительной деятельности, способ прохождения маршрута (протяженностью от 4 км). Это массовая активная форма туристско-краеведческой деятельности, которая позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи.
Туристско-краеведческие слеты, соревнования - массовые формы деятельности, ставящие своей целью приобщение к туризму и краеведению большего количества школьников и учителей, а также выявление лучших туристских коллективов.
В школе можно выделить два основных направления туристско-краеведческой деятельности: массовый туризм и краеведение (туристско-краеведческая деятельность классов) и подготовка детско-юношеского актива по специальным профильным программам дополнительного образования в туристских группах и клубах.
Туризм и краеведение именно те виды деятельности, которые имеют интегративную основу и при разумной организации дают огромные образовательно-оздоровительные результаты.
Какими же возможностями обладает туризм?
Во-первых, он позволяет ученику приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это - владение новыми способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
Во-вторых, в туристской деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого - качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В-третьих, туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе сверстников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля за реализацией принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами учащихся. А участие в самоуправлении туристской группы - постоянную необходимость проявления ответственности.
В-четвертых, включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию у него готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у школьника формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт пеших переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у ученика представление о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Туризм - деятельность, требующая проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического саморазвития. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.
Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, ходьбы пешком, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. Участники похода учатся самовосприятию собственного физического состояния во время и после физических нагрузок.
В-пятых, школьный туризм и краеведение - действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей защитника Отечества. Ведь в походах можно посетить места боев, краеведческие музеи, памятные места, связанные с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отечества определяют знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, полученные им в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.
В-шестых, в процессе туристских походов можно сформировать у учащихся готовность к природоохранительной деятельности. Что же способствует этому?: Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они убирают место привала, чистят родник, делают кормушки для птиц и животных.
Таким образом, учитель в туристско-краеведческой деятельности может решать педагогические проблемы: более прочное усвоение знаний за счет использования в преподавании краеведческого подхода, раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.
Интерес к использованию туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях сегодня есть и у самих школьников. Туризм привлекает их возможностью проявить самостоятельность, самоутвердиться, он притягивает своей романтикой, возможностью общения в коллективе сверстников. Немаловажным мотивом, побуждающим школьников к туристским путешествиям, является интерес к памятникам и знаменательным местным событиям, т.е. интерес познавательный.
Школы, как правило, используют туристские походы и прогулки как элементы внеклассной работы. Главная миссия школы - реализация программы основного образования. Для этого используются традиционное предметное преподавание на основе базисного плана, структурные единицы учебного процесса - класс и урок. Поэтому и заинтересована школа в тех возможностях туристско-краеведческой деятельности, которые позволяют решать проблемы основного образования: ослабление перегрузок, возникших вследствие интенсификации процесса обучения, регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, оздоровление детей и др. И туризм в рамках школы раскрывает свой потенциал в том случае, когда является органичной частью ее образовательного процесса.
Учитель, хоть один раз сходивший с ребятами на туристскую прогулку в ближайший парк, понимает, что это не дополнительная нагрузка для него лично, а способ разрешения части воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.
1.2. Выбор маршрута.
Как чаще выбирают маршрут туристского похода? Идут либо по уже известным маршрутам, либо туда, куда предложат коллеги или знакомые.
При выборе пути важно руководствоваться принципом: маршрут должен быть «помощником» педагога. В походе их «роли» уравновешиваются. Если маршрут слишком простой для класса или небогат природными и краеведческими объектами, то педагог вынужден будет затратить массу усилий для компенсации недостатков маршрута. Получится, что не туристский поход будет «работать» на класс, а педагогу придется выполнять несвойственные ему обязанности массовика-затейника.
Для того чтобы грамотно выбирать или разрабатывать маршруты походов, у педагога есть два пути: либо получить дополнительную туристскую квалификацию на специализированных семинарах и школах туристской подготовки, либо консультироваться со специалистами учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля (сотрудниками Центров и станций юных туристов, профильных отделов Детских центров творчества), сотрудниками клубов туристов. Эти специалисты могут предложить готовые разработки туристских маршрутов для вашего региона, необходимый краеведческий материал.
Можно обратиться за помощью и к родителям. Среди них наверняка найдутся любители путешествий, а может быть, и опытные туристы, готовые помочь и при подготовке похода и во время его проведения. В целом родители всегда будут союзниками педагога в проведении похода, так как они заинтересованы в оздоровлении ребенка, мотивированы возможностью организовать его содержательный и экономически доступный для семьи досуг. Они хотят также, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе, а общался в кругу сверстников под руководством учителя.
Какие же требования предъявляются к маршрутам походов для школьников?
1. Маршруты походов для классных коллективов должны быть посильны детям по физическим нагрузкам, т.е. по протяженности и продолжительности соответствовать возрастным нормам.
Как правило, туристы-новички не представляют, что поход - прежде всего трудности пути, быта, погоды, взаимоотношений в группе, которые нужно будет преодолевать. Главная задача педагога - в самом начале привить интерес к пешим прогулкам, дать почувствовать удовольствие от ходьбы на длительные расстояния. Нельзя испугать новичка предстоящими трудностями, «перегрузить» его эмоциональными впечатлениями первых походов.
Первые маршруты должны быть непродолжительными и ненасыщенными сложными естественными препятствиями. Продолжительность походов - в пределах 4 часов.
При планировании туристских маршрутов по мере роста и возмужания детей увеличивается протяженность, продолжительность походов и насыщенность маршрутов естественными препятствиями, т.е. растет физическая нагрузка.
2. Все маршруты выбираются так, чтобы до них было удобно - быстро и недорого - добираться от школы, района проживания детей. Подъезды к начальной точке маршрута и возвращение с конечной точки - с помощью городского транспорта или близлежащей железной дороги. Это - условие экономичности затрат на проведение похода.
3. Немаловажное условие - наличие карты на данный полигон. Школьники, не имеющие специальной подготовки, ориентируются слабо. Причина этого и явном недостатке учебных часов на практическое закрепление топографических знаний.
4. Маршруты походов должны удовлетворять и эстетическим требованиям - проходить по разнообразным, живописным природным объектам. Причем участники похода и устают гораздо меньше, если на маршруте чередуются лес и поляны, встречаются небольшие овражки, тропа сменяется лесной дорогой, просекой и т.д.
5. Крайне важен образовательный эффект похода. Поэтому для каждой параллели класса подбираются маршруты, на которых учащиеся могли бы практически закреплять содержание изучаемых учебных предметов.
Краеведческий подход позволяет использовать школьный туризм как образовательную среду для решения проблем предметного преподавания. Конечно, нельзя претендовать на полноту отражения всех аспектов изучения материала школьных программ в тундре. Но почти любой туристский маршрут можно использовать для изучения географии, истории, биологии, экологии, математики, физики, химии, рисования, литературы, основ безопасности жизнедеятельности, физического воспитания и других школьных дисциплин. Педагог имеет возможность знакомить учеников с природой, историей, промышленностью, культурой родного края. Это объективно мотивирует учителя к применению туризма и краеведения в профессиональной деятельности.
2. Проведение похода.
2.1. На маршруте.
Нужно рассказать ребятам о том, какое снаряжение необходимо.
1. Вещи лучше переносить в рюкзаках или спортивных сумках, чтобы при движении руки были, свободны.
2. Одежда и обувь - по сезону и погоде, просторная, свободная, не давящая, прочная. Не на высоком каблуке, с жесткой, лучше протекторной подошвой. В такую обувь вставляют войлочные стельки - они гигроскопичны и хорошо защищают ногу. Нужно надевать два носка: тонкий (желательно хлопчатобумажный) и шерстяной. Носки должны быть по размеру. В межсезонье хорошо использовать резиновые сапоги.
3. Головные уборы в походе - необходимость: важно защитить голову от перегрева солнцем или прохладного ветра, тем более зимой. В холодную, ветреную погоду на куртках желательно иметь капюшоны для защиты от ветра.
4. Возьмите с собой фанерки или уретановые коврики (примерно 30 х 40 см), во время привала, положив их даже на снег, на них можно безопасно садиться.
В зимних походах - пеших и лыжных - для защиты от переохлаждения нужно каждому иметь теплую куртку с капюшоном, запасные футболку, рубашку, шапку, варежки, носки и обувь. В холодное время года, чтобы не замерзнуть, одеваются, как говорят в туристском мире, по принципу «капусты»: лучше надеть несколько тонких предметов одежды (рубашек, свитеров), чем один толстый. Во время похода при движении с рюкзаком человек испытывает физические нагрузки и, как при любой работе, потеет. Футболка и рубашка становятся влажными. Во время движения это не опасно и к простуде не ведет. Однако на привале вы сразу почувствуете дискомфорт, начнете замерзать. Поэтому в прохладную, ветреную погоду и особенно зимой на малых привалах (для перекуса и отдыха) долго не задерживаются. И чтобы не замерзнуть, надевают поверх походной одежды теплую куртку или безрукавку. А по окончании привала снова убирают ее в рюкзак.
В любом, даже однодневном походе или прогулке необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой доврачебной помощи. Значительные неудобства и сложности испытывают начинающие туристы от потертостей и мозолей. Причин их появления несколько: неумение подобрать обувь, отсутствие опыта длительного движения пешком, несоблюдение правил санитарии и гигиены.
Важно установить и по возможности устранить причину появления потертости: маловата обувь, отсутствует войлочная стелька, образовалась складка на носке, в обувь попал посторонний предмет (камушек, веточка и др.).
Туристский строй - лицо группы. В туристских походах принято ходить строем, в колонну по одному. Это облегчает учителю управление группой. Все на виду. Движение упорядочено - никто не отстанет и не потеряется. Строем идти гораздо безопаснее и легче: за короткое время можно пройти большое расстояние, затратив меньше сил. На красивый, организованный строй приятно смотреть. Все это до похода можно объяснить ребятам, шутливо обыграв: «Бараны ходят стадом, в детском саду - парами, туристы ходят строем!» Это запомнится надолго.
Порядок построения определяет педагог. Хорошо приучить ребят не менять место в строю без разрешения руководителя туристской группы. Постепенно учим соблюдать установленные темп и интервал, не обгонять впереди идущего, не выходить без надобности из строя. Новичков приучают к команде «Интервал!» Она отдается при движении по густому подлеску, чтобы ребята случайно не поранили друг друга ветками. При этой команде расстояние между участниками увеличивается на 3 - 4 м.
Где место педагога в туристском строю? Удобнее идти в начале колонны. Легче регулировать темп и контролировать направление движения. В конце, замыкающим, лучше поставить сильного, смекалистого, авторитетного помощника. Ведь его задача - помощь всем нуждающимся, чтобы никто не отстал. Он поможет учителю «видеть» весь строй. Хорошо заранее оговорить способы «сигнализации» между замыкающим, направляющим и руководителем группы. Постепенно даем попробовать каждому побывать и в роли направляющего, задающего темп, и в роли замыкающего.
Идя по лесотундре, учим ребят, что на бревна, лежащие поперек тропы, залезать нельзя. Как правило, они подгнившие, влажные. Легко поскользнуться, упасть и получить травму. Такие препятствия нужно перешагивать. Нижние ветки деревьев или кустарника, которые мешают проходу, не ломать, а нагибать вниз и назад, обезопасив от неожиданного удара позади идущего в строю товарища.
Средняя скорость движения туристского строя - величина, конечно, переменная, зависящая от степени тренированности группы. Но в любой школьной туристской группе никаких гонок на скорость быть не может. Скорость движения вообще не нужно относить к видам физической нагрузки в походе. В любых условиях она должна быть посильной самому слабому участнику похода.
Такая организация движения по маршруту способствует развитию ростков самоуправления, дисциплинирует группу. А дисциплина в походе - основа безопасного его проведения.
2.2. Правила безопасности в туристическом походе.
Главная задача руководителя - обеспечение безопасности похода. Он должен предвидеть и предотвратить возможные ошибки, вызванные недостаточным жизненным и туристским опытом школьников. Эффективный способом является инструктаж по правилам безопасности. Вспомним древнее изречение: «Предупрежден - значит вооружен». Текст инструктажа может быть зачитан ребятам с комментариями учителя. Запись о проведенном инструктаже делается в специальном журнале.
Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к участникам похода. Каждый участник похода обязан выполнять правила безопасности.
2.3. Питание в походе.
Когда планируется проведение похода с ночлегом, то прежде всего нужно подумать о меню. Выбор, безусловно, падет на блюда, которые легко приготовить самим ребятам.
Каши. Для варки каш используются разные крупы. Как правило, это рис, гречка, пшено, манка, геркулес, вермишель (или любые макаронные изделия). А перловая крупа, например, используется крайне редко, так как варится очень долго. Манка, вермишель и геркулес для похода очень удобны: и варятся недолго, и мыть крупу не нужно. Каши можно варить мясные, молочные, «пустые» с сухофруктами. Для мясных каш нужны крупа, масло (лучше топленое), соль и тушенка (или же сублимированное мясо). Для молочных - сгущенное или сухое молоко и сахарный песок. В сладкие каши можно добавлять промытый изюм. Рекомендуется с утра варить мясные, более сытные каши. А вечером - сладкие, молочные.
Супы. Можно порекомендовать варить на обед супы, а не ограничиваться перекусами. Это, конечно, займет больше времени, но позволит ребятам лучше отдохнуть и усовершенствовать свои навыки в разведении костра и приготовлении горячего питания. Когда поход небольшой и груз нетяжелый, для супов можно брать и свежую картошку, и овощи (капусту, морковь, лук). В многодневных походах используют концентрированные супы (в пакетиках).
Перекусы (сухие пайки) могут состоять из сырокопченной колбасы (сала) с хлебом (сухарями) и халвы (сухофруктов, вафель, печенья и др.).
Для питья готовят чай, компоты, кофе, какао.
Общее требование ко всем походным блюдам - гигиеничность их приготовления. Сырые продукты должны быть гарантированно хорошего качества. Проваренная, хорошо прокипяченная еда - залог здоровья туриста. Важно помнить и о сочетаемости продуктов для того, чтобы избежать расстройства желудка.
3. Подведение итогов похода.
Поход, как правило, оставляет у ребят эмоционально-радостное впечатление. Они стремятся обменяться мнениями. Возникает удобная для педагога возможность вместе с учениками на классном часе подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый общее дело? Какие были недостатки? Что в следующем походе надо сделать по-другому?
Поход принесет ребятам больше удовлетворения, если каждый вложит в его подготовку и проведение частичку своего труда: подготовит с помощью учителя-предметника тематический краеведческий реферат, сделает фотографии похода, видеофильм, изготовит нужное группе снаряжение, поможет в оформлении туристской летописи.
После туристской прогулки или похода, как правило, остаются фотографии памятных мест, наиболее интересных событий. Все хотят поделиться увиденным, пережитым, продлить радость общения с природой, с друзьями. Часто ребята на уроках рисования или литературы в рисунках и сочинениях передают свои впечатления о походе. Традицией стало обобщение этих фотографий и отзывов в форме стенной газеты или стенда. Это оперативно и увлекательно, но, к сожалению, недолговечно. Большую газету неудобно хранить. Материал со временем утрачивается.
Проще те же самые фотографии, рисунки и отзывы ребят разместить на листах бумаги одного формата, например A4. Их удобно хранить, размещать на любом стенде, делать при необходимости тематические подборки и даже при желании переплести в альбом.
Можно оформить одну или несколько страниц материалов о пройденном маршруте. Постепенно таких «туристских страничек» станет много. Будут новые походы, экскурсии, поездки, и за несколько лет совместной учебы в школе появится интересная и памятная туристская летопись.
Материалы прогулки или похода могут включать следующие разделы.
Титульный лист: дата похода, основная нитка маршрута.
Список группы, желательно указать обязанности участников группы.
Карта или схема маршрута, на которой нужно показать путь группы.
Описание маршрута. В этом разделе следует рассказать, как подъехать к начальному пункту маршрута, привести расписание движения транспорта. Это поможет другим классам, которые воспользуются вашими материалами. Здесь же дают описание пути группы, помещают информацию об удобных местах для привалов.
Краеведческий материал: что узнали туристы о достопримечательностях данной местности, какие здесь находятся исторические, архитектурные и природные памятники? Где можно прочитать об этом?
Отзывы участников похода: может быть, кому-то из ребят захочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном.
Фотографии, иллюстрации, рисунки ребят.
Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристскую летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок на туристские маршруты. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В разработке маршрута реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные группами в походах, можно использовать на уроках.
Список литературы.
1. Актуальные проблемы туризма -2004-2005: Сборник научных трудов / Российская международная академия туризма.- М.: Советский спорт, 2005.- 312с.- Вып.7.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебник. - Издание 6-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.- 448 с.
3. Закон о туристской деятельности в Республике Коми № 17-РЗ, от 09.04.1999.
4. Заповедными тропами Крайнего Севера (Об истории развития экологического туризма в Воркутинском промышленном районе с сопредельными территориями). Андреева Т.Б., Пухонто С.К., Гецен М.В.// под редакцией д.б.н. М.В. Гецен. Сыктывкар, 2005.- 52 с.
5. Каракчиев А.А., Новиков Ю.С., Рыбаков Ф.Ф. Экономика Республики Коми: история, современность, контуры будущего. Сыктывкар - Киров, 2001.- 204 с.
6. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом: Пособие для классного руководителя. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
7. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М.: Профиздат, 1987.- 224 с.
8. Проблемы развития туризма в Республике Коми (стратегии, подходы, экологическое образование): Тематический сборник. - Сыктывкар, 2006.- 224 с.
9. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002.- 364 с.
10. Энциклопедия туриста / Редкол.: Е.И. Тамм (гл. ред.), А.Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 607 с.
Знакомство с Полярным Уралом

Туристическая поездка с 3 по 5 октября 2014 года.
По маршруту: ст. Воркута – ст. Собь - ст. Воркута.
Руководитель: Скутина Анна Борисовна, учитель физкультуры.
Справочные сведения о поездке.
С 3 по 5 октября 2014 года была проведена туристическая поездка группы юных туристов кружка «оздоровительно-познавательного туризма».
Цель поездки – знакомство с Полярным Уралом, повышение туристского мастерства.
Задачи:
1. Совершенствовать технику и тактику пешеходного туризма.
2. Отработка должностей в туристической поездке.
3. Питание в туристической поездке.
Групповое снаряжение:
1. Аптечка
2. Фотоаппарат
Личное снаряжение:
1. Рюкзак – 1шт.
2. Кружка
3. Миска
4. Ложка
5. Запасные вещи
Географическая справка.
Ямало-Ненецкий автономный округ находится на Севере Западно-Сибирской низменности в тундровой, лесотундровой и таежной зонах и входит в состав Тюменской области. По Риорейскому хребту и среди гор Полярного Урала проходит условная линия, что разделяет два великих материка: Европу и Азию.

На правом берегу реки Собь расположен воркутинский горнолыжный клуб, где мы разместимся для ночевок.
Состав группы:
1. Каленкова Кристина (завхоз)
2. Гатенюк Ксения (завхоз)
3. Туленкова Валерия (летописец)
4. Туленков Никита (ответственный за воду)
5. Лапчинский Руслан (костровой)
6. Якименко Григорий (фотограф)
7. Зайцева Екатерина (повар)
8. Игнатьева Анна (повар)

Проведение похода
«Охота к перемене мест,
Весьма мучительное свойство
Немногих добровольный крест»
А.С. Пушкин.

Суровые погодные условия определяют специфику подготовки и проведения поездок. Мы живем на Севере! Походный гардероб комплектуется из вещей на все погодные сюрпризы. Мы взяли за основу английскую поговорку: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда».
3 октября. 8.35 отправились из Воркуты.8.58 проезжаем по мосту через реку Воркута. 10.27 прибыли на станцию Сейда. Стоянка поезда была большая, и мы ходили фотографироваться, знакомились с местными достопримечательностями.

В Сейде
Отправились из Сейды в 12.30. дорога предстояла длинная. В поезде мы слушали интересные рассказы о географических названиях объектов Воркутинского района и сопредельных территорий. Время пролетело не заметно.
18.00 приехали на станцию Собь. Разместились в домике и начали готовить ужин. У всех были свои обязанности. На свежем воздухе, в дружном коллективе походная еда показалось нам вкуснее всяких деликатесов.

За ужином
4 октября. Подъем в 7.00. Завтрак. Выход в 8.00. Наша цель – радиальный выход в ущелье до водопада 6 км. Первый привал сделали у «Дерева желаний», каждый завязал веревочку и загадал желание.



У «Дерева желаний».
По пути видели много интересного.


В сказочной тундре.
Фотографировались. Шли долго и поэтому все немного устали, но дошли до цели за 2 часа.

У водопада.
Там сделали привал, перекусили и отправились обратно на базу.

На привале.
Обратно дошли быстрее. По возвращению все устали, но были очень довольны. В домике нас ждал обед.

5 октября. Встали с утра позавтракали и стали готовиться к отъезду. Привели в порядок домик, и пошли на станцию.
Отправление со ст. Собь в 12.01.

Приехали в Воркуту в 21.01.
«В суету городов и потоки машин
возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце»
«Так оставьте ненужные споры –
я себе уже все доказал:
лучше гор могут быть только горы,
на которых никто не бывал.»
В.Высоцкий


Эпилог
Лапчинский Руслан, ученик 5 «а» класса: Мне, как и всем моим друзьям безумно понравилась поездка на Собь. Там все особенное, даже снег, он как тысячи бриллиантиков переливался на солнце, блестел и слепил глаза, воздух чистый, свежий, у него даже запах другой. А эти горы красивые, величественные, находясь рядом с ними, чувствуешь себя просто мошкой, может даже чем-то ничтожно слабым, по сравнению с этой громадной мощностью. Об этой поездке можно много говорить, но лучше всего увидеть это самому и понять, что и на Севере, есть безумно красивые места.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для школьников в походе Сценарий похода для учащихся 6 - 7 классов Конспект занятия - похода для школьников 8 класса. Наблюдение за погодой Виды нестандартных уроков по русскому языку

Похожие статьи:

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций со школьниками

Как подготовить и провести туристский поход

Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Конспект урока игры по физической культуре для учащихся 1 класса | Конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу (мальчики 10-12 лет)
Опубликовано: 3182 дня назад (6 марта 2016)
Просмотров: 12266
+1
Голосов: 1
Ольга Александровна Павлова # 7 марта 2016 в 13:19 0
Добрый день, Анна Борисовна!Это не просто МК, а полный план проведения туристического похода. На основе данного проекта легко составить и свой маршрут. Спасибо и примите голос!!!
Анна Борисовна Скутина # 8 марта 2016 в 10:08 0
Спасибо за комментарий