Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Данная методическая разработка может помочь учителям-предметникам, работающим в 5-11 классах, в частности молодым педагогам, в их повседневной педагогической работе. Нестандартные уроки и интерактивные игры могут быть также использованы в ходе Недели русского языка и литературы в школе.
Цель: охарактеризовать нестандартные формы работы и интерактивные технологии, которые можно применять в учебном процессе.
Задачи: - показать эффективность применения интерактивных приемов на уроках русского языка и литературы;
- помочь участникам учебного процесса разнообразить формы работы на уроках и во внеурочной деятельности.
В современных условиях в связи с понижением интереса школьников к обучению учитель должен использовать способы и методы, которые способствовали бы формированию интереса к изучению того или иного предмета, развитию творческих способностей, активности учащихся, а также приобретению практических навыков. К таковым можно отнести нестандартные формы работы на уроках русского языка и литературы, которые я часто использую на практике.
1. Урок-суд
Элемент урока русского языка. Суд над несклоняемыми именами существительными иноязычного происхождения.
Главный
принцип – развить умение анализировать и обобщать языковые явления, вести исследовательскую работу.
Тема: Несклоняемые заимствованные имена существительные
Цель: выяснить, виновны ли неизменяемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи.
Схема элемента урока
Судья: «Виновны ли несклоняемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи?»
1.
Прокуроры: «Не всегда понятно лексическое значение этих слов»
Адвокаты: «Есть словари иностранных слов с толкованием значения»
2.
Прокуроры: «Не изменяются»
Адвокаты: «Как можно изменить слово иноязычного происхождения по законам русской лингвистики?»
3.
Прокуроры: «Не склоняются»
Адвокаты: «Но ведь можно определить род этих слов по роду нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город – мужской род, Онтарио – озеро – средний род), а число и падеж – по именам прилагательным и числительным, которые к ним относятся (Он поклонился почтенной мадам (единственное число, дательный падеж). На зеленых авеню (множественное число, предложный падеж) проходил торжественный парад)»
Присяжные: «Признать невиновными, т.к.
1) это результат взаимодействия и взаимопроникновения многих языков;
2) эти слова обогащают состав русского языка»
Итог суда:«Несклоняемые заимствованные имена существительные не виновны в редком употреблении, т.к. каждый эрудированный человек должен обогащать свой словарный запас и использовать заимствованные слова в речи»
2. Урок брейн-ринг
Главный
принцип этого урока – необходимость повторить материал изученной темы или раздела учащимися, что способствует закреплению.
Правила проведения урока брейн-ринга.
1. Класс делится на команды по 6 человек.
2. Играют одновременно по 2 команды.
3. Учитель задает по 3 вопроса в каждом раунде.
4. Учитель задает вопросы и произносит команду «время», после чего капитан имеет право поднять руку, что свидетельствует о готовности команды отвечать, затем один из участников должен дать правильный и полный ответ на вопрос.
5. Если одна команда дала неправильный ответ, тогда другая команда получает право на ответ и 20 секунд для размышления.
6. Если капитан команды поднял руку до команды «время», тогда учитель объявляет «фальш-старт» и команда лишается права отвечать на этот вопрос.
Вопросы к уроку-брейн-рингу по русскому языку (итоговый урок по теме «Имя существительное»)
1. Почему имя существительное отвечает на два вопроса: кто? и что?(существительные делятся на одушевленные и неодушевленные)
2. Какие имена существительные относятся к общему роду?( 1) существительные, содержащие оценку, качество характера:
неряха, молодец; 2) существительные, называющие лица по профессии:
редактор Иванова)
3. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа? ( 1) название составных и парных предметов:
брюки, сани; 2) название материалов или их остатков:
консервы, очистки; 3) название промежутков времени, игр:
сутки, шахматы; 4) название действий и состояния природы:
переговоры, заморозки; 5) некоторые географические названия:
Афины, Карпаты)
4. На какие лексико-грамматические разряды делятся нарицательные имена существительные?(конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные)
5. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?( 1) собирательные существительные:
листва, молодежь; 2) вещественные существительные:
песок, щавель; 3) название качества или признака:
белизна, злоба; 4) название действия или состояния:
плавание, удивление; 5) собственные названия:
Москва, Пушкин; 6) слова:
бремя, вымя, пламя, темя)
6. В каких случаях мягкий знак пишется на конце имён существительных после шипящих?(в существительных женского рода, относящихся к III склонению)
7. Какие имена существительные относятся к І склонению? Приведите примеры (существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я:
юноша, девушка)
8. Какие имена существительные относятся ко ІІ склонению? Приведите примеры (существительные мужского рода с нулевым окончанием:
апрель, существительные среднего рода с окончанием -о, -е:
поле)
9. Какие имена существительные относятся к ІІІ склонению? Приведите примеры (существительные женского рода с нулевым окончанием:
ночь)
10. Назовите разносклоняемые существительные?( 10 существительных на -мя:
имя, время, бремя, темя, вымя, пламя, племя, семя, знамя, стремя, существительное мужского рода
путь)
11. Какие существительные являются несклоняемыми? (существительные иноязычного происхождения:
кофе, кольраби, некоторые географические названия:
Сочи, Баку, сложносокращенные слова:
ГАИ, ТЮЗ)
12. Как определить род у несклоняемых географических названий? (по роду нарицательного существительного, которым это название может быть заменено:
Сочи - город - мужской род)
13. В каких случаях НЕ пишется слитно с именами существительными?( 1) если без НЕ не употребляется:
неряха; 2) если возможна замена синонимом без НЕ:
неправда - ложь)
14. В каких случаях в именах существительных пишется суффикс ЧИК? (у существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных Д, Т, З, С, Ж:
летчик)
15. Какую синтаксическую функцию выполняют имена существительные? (существительные могут выступать в роли всех членов предложения)
Для закрепления, систематизации и обобщения изученного материала по теме или разряду можно проводить не только
уроки-брейн-ринги, но и
уроки-викторины, и
уроки-конкурсы «Самый умный», где вопросы могут использоваться те же, но состязания будут проходить не в командной, а в личной форме.
3. Интегрированные уроки
В своей учебно-воспитательной деятельности я часто практикую проведение интегрированных уроков, т.к. именно эти уроки:1) позволяют учащимся усвоить знания по русскому языку и литературе в совокупности с другими науками;
2) способствуют формированию познавательного интереса;
3) развивают творческие способности учащихся.
Интегрированный урок русского языка
Тема: Развитие речи. Изложение с творческим заданием.
Цель: дополнить текст изложения описанием внешности персонажей, высказать свое мнение об их поведении и поступках.
Схема интеграции урока
Язык – соблюдение орфографических и синтаксических норм написания изложения.
Литература – знакомство с внепрограммным произведением – рассказом В. Морозова «Да, виноват большой Петя!», анализ литературного произведения, оценка поведения героев.
ОБЖ – беседа по технике пожарной безопасности, по правилам поведения ситуациях, угрожающих жизни людей.
Этика – соблюдение морально-этических норм в экстренных ситуациях.
Развитие творческих способностей учащихся – дополнить изложение описанием внешности героев, высказать мнение о поведении мальчиков.
4. "Проба пера" или
"Я - автор". Для развития творческих способностей учащихся на уроках или в качестве домашнего задания я практикую творческие приемы «Проба пера» или «Я – автор» - написание басен, сочинений в стихотворной форме, составление кроссвордов, литературных викторин, ребусов, загадок, оформление агитационных плакатов, манифестов, рисование иллюстраций к произведениям и т.д.
5. Интерактивные игры. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке программного материала. Как известно, ролевые игры на уроках способствуют выполнению важных методических задач:
- обеспечению необходимости многократного повторения программного материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать память, внимание, логическое мышление. Среди ролевых игр, мною часто используемых, можно назвать:
1. Ситуации «Учитель–ученик», в которых предусматривается взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют их, исправляя ошибки, при словарных диктантах, при аудировании или чтении молча, при распределительных и выборочных диктантах, при языковых или литературных викторинах и т.д.) Такие ситуации позволяют учащимся почувствовать себя в роли обучающего и проверяющего.
2. Мозговой штурм – тренинговый метод, обычно используемый на уроках литературы. Например, после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого.
3. Театральные инсценировки (с применением элементов костюмов, масок), в которых учащиеся творчески переосмысливают литературный образ, представляемый ими, и обыгрывают его со своей позиции и точки зрения. Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и ворона» может быть исполнена не в общепринятом образе хитрой и льстивой плутовки, а в образе агрессивно настроенного, голодного и бескомпромиссного животного, а Ворона вынуждена не демонстрировать свои вокальные данные, а беспрекословно и добровольно отдать сыр и улететь подальше то этого злого леса и его обитателей. Или, после изучения рассказа А. Чехова «Хамелеон», роль полицейского надсмотрщика Очумелова может быть исполнена не в обычном амплуа глупого и льстивого охранника базарного порядка, а в образе молчаливого бюрократа, который что и дело переписывает протоколы в зависимости от показаний свидетелей происшествия. Хрюкин так и не добивается компенсации за материальный ущерб (укушенный палец). А Собачка не понимает: кого кусать – бездействующую службу порядка или жадного золотника, который готов пожертвовать своим пальцем ради наживы.
Такой подход к инсценировкам литературных произведений, адаптированных к современной жизни, в которых учащиеся чувствуют себя не только актерами, но и авторами сценария, режиссерами, творческой комиссией, обеспечивает не только эффективную отработку и многократное повторение программного материала, но и стимулирует к исследовательской деятельности, мотивирует познавательный интерес (обычно после проведения в классе театральных представлений учащиеся читают внепрограммные произведения этих же авторов).
4. Игры на внимание
1) «Цветное склонение»
Учитель называет существительные – названия цветов (мимоза, ландыш, герань, орхидея, нарцисс, полынь, пион, ромашка, петуния, клевер, сирень, гладиолус, настурция, кактус и т.д.), если это существительное относится к І склонению – учащиеся кричат «Один», если ко ІІ склонению – «Два», если к ІІІ склонению – «Три». Главное условие – называть цветы быстро.
2) «Хлопок» - эта игра может быть использована на любом уроке или мероприятии, где нужно классифицировать слова на виды, типы, разряды. Например, определить разряд имён числительных: если учитель называет количественное числительное – ребята хлопают в ладоши. Если – порядковое числительное – топают ногой. Или, если в слове, названном учителем, пишется мягкий знак – учащиеся хлопают в ладоши, если мягкий знак не пишется – молчат, и т.д.
3) «Правый левому не товарищ» - эта игра также может быть использована абсолютно на любом уроке и мероприятии, где требуется также классифицировать слова на виды, типы или разряды. Например, определить в форме какого числа может употребляться имя существительное. Если учитель называет существительное, которое употребляется только в единственном числе (молодежь, молоко, человечество и т.д.) – учащиеся поднимают правую руку; если учитель называет существительное, которое употребляется только в форме множественного числа (сутки, сани, ножницы и т.д.) – ученики поднимают левую руку; если учитель называет существительное, которое может употребляться в форме и единственного, и множественного чисел (лист – листья, карандаш – карандаши и т.д.) – ребята поднимают обе руки. Такие игры способствуют быстрому запоминанию материала, а главное, проходят быстро, весело и интересно.
Таким образом, широко используя на практике формы проведения нестандартных уроков, способствуя развитию творческих способностей учащихся, часто прибегая к игровым моментам на уроках, мне удается привить интерес учащихся к изучению материала по русскому языку и литературе, а также развить диалогическую и монологическую, устную и письменную речь учеников на уроках. Дети не должны потерять интерес и рвение к обучению, значит, главная задача учителя – сделать урок разнообразным, интересным и эффективным.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков