Конспект музыкального занятия для старших дошкольников
Описание материала: Предлагаю вам конспект музыкального занятия для детей старшего возраста (5-7 лет) по теме «Музыкальное зеркало». Этот материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ и учителям музыки начальных классов. Занятие направлено на развитие эмоционально-образной сферы дошкольников.
Музыкальное занятие на тему «Музыкальное зеркало» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие эмоционально-образной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
Задачи образовательные:
- Учить передавать эмоционально-образное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов, интонации);
- Подвести детей к пониманию того, что музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне;
- Закрепить у детей знание основных эмоций и интонаций (радость, грусть, вопрос, удивление, ласка);
- Формировать интерес к ритмической импровизации.
Задачи развивающие:
- Развивать навыки эмоционального общения друг с другом;
- Развивать умение детей распознавать настроения других на картинках, в музыке;
- Развивать воображение, фантазию;
- Развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонационный слух;
- Закрепление словарного запаса детей (музыкальный образ, интонация, звукоподражание, мимика, жест);
- Развивать координацию движений рук и ног, умение сочетать движение с музыкой.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, чувство сопереживания;
- Воспитывать самостоятельность, понимать значение результатов своего творчества.
Предварительная работа:
- Знакомство с произведениями П.И. Чаqковского «Фея Драже» из балета «Щелкунчик», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Баба-Яга» из «Детского альбома»; К.Сен-Санс. Пьесы из цикла «Карнавал животных»: Слон. Кенгуру. Аквариум; Л.Дакен «Кукушка»;(слушание музыкальных тем, анализ содержания произведений, беседы о музыкальных образах, об интонации, о звукоподражании в музыке).
- Разучивание песни «Наша киска» музыка Г.Витлиной, слова Е.Серовой, Колыбельная маме. Музыка и слова З.Роот, Сердечные слова. Музыка и слова Н.Куликовой, Песня про папу. Музыка В.Шаинского, слова М.Танича
Моя семья. Музыка и слова А.Ермолова.
- Выразительное чтение потешек, стихов с разной интонацией.
- Проведение музыкально–ритмических игр с различными жестами и мимикой.
Ход занятия
Музыкальный руководитель встречает детей песенкой-приветствием Т.Ермолиной:
«Музыка, здравствуй,
здравствуйте, дети,
здравствуйте, взрослые, динь - дон - дон».
Музыкальный руководитель: (вступительное слово сопровождает показом слайдов)
У Волшебницы музыки есть много чудесных сокровищ. Ее музыкальное зеркало отражает весь мир.
Музыкальные часы переносят людей в разное время суток,
а музыкальный календарь – в любое время года.
На музыкальной машине можно побывать в прошлом или прокатиться в будущее.
С музыкальным глобусом не страшны самые большие расстояния на Земле и
в космосе.
Волшебная палочка преображает все вокруг.
Музыкальная аптечка укрепляет здоровье.
Золотым ключиком открываются тайны музыкальной грамоты в школе Скрипичного Ключа и музыкальные таланты детей.
Музыкальный руководитель: Заглянем в музыкальное зеркало – в нем сменяют друг друга музыкальные отражения людей, природы, сказочных персонажей. Все это – музыкальные образы. У каждого из них свой характер звучания, своя интонация. Что такое интонация? Это небольшой мелодический оборот, который создает музыкальный образ, т.е. уже по нескольким звукам мы можем узнать чей либо образ.
Рассмотрим слайды. Подберем к ним названия знакомых музыкальных произведений:
Появляются слайды, дети отгадывают.
«Фея Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского,
«Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского,
«Баба-Яга» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Подберем слова, соответствующие характеру этих произведений. Какие сказочные образы отражены в них?
Слушание. П.И.Чайковский «Баба-Яга» - Ответ детей: музыка страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом.
Слушание. П.И.Чайковский «Фея Драже» - Ответ детей: музыка волшебная, нежная, она вся переливается, звенит. Танец Феи изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
Слушание. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - Ответ детей: музыка тихая, легкая, игрушечная, прозрачная. Но солдатики очень смелые, решительные, шагают все в ногу, чеканя шаг.
Музыкальный руководитель: Продолжаем смотреть в музыкальное зеркало. Послушаем, как музыка рассказывает о животных и птицах. Вы будете угадывать и называть знакомые пьесы, передавать в движениях характер каждого персонажа, создаваемый музыкой.
Дети слушают музыку, учатся выразительно передавать характер музыки в образных движениях. Дети отгадывают, появляются слайды.
Слушание. К.Сен-Санс. Пьесы из цикла «Карнавал животных»: Слон.
Музыкальный руководитель: Какой танец исполняет слон?
Ответ детей - Он танцует вальс. Слон тяжелый, грузный, огромный, неповоротливый, но старается танцевать грациозно.
Слушание. Кенгуру.
Музыкальный руководитель: Как музыка передает бег кенгуру?
Ответ детей -Музыка быстрая, осторожная. С остановками и прыжками.
Слушание. Аквариум.
Музыкальный руководитель: Как звучит музыка?
Ответ детей: Музыка переливается и струится, как будто в аквариуме плавают золотые рыбки.
Слушание. Л.Дакен «Кукушка».
Музыкальный руководитель: Какую интонацию мы слышим на протяжении всей пьесы?
Ответ детей - Мы слышим интонацию кукования.
Музыкальный руководитель: Какой музыкальный прием использует композитор в пьесе для передачи портрета кукушки?
Ответ детей – звукоподражание.
Музыкальный руководитель: Верно, подражание в музыке определенному голосу природы (например, кукушки) называется звукоподражанием.
Слушание. Л.Дакен «Кукушка».
Музыкальный руководитель: Что помогает слушателю увидеть в музыке образ знаменитого полета рассерженного Шмеля, готовящего ужалить Бабариху?
Ответ детей - Стремительная мелодия скрипки изображает грозное шмелиное жужжание.
Музыкальный руководитель: Сейчас я вам прочту потешку интонационно осмысленно, выразительно и, наоборот, не выразительно:
Дон-дон, дон-дон,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
Музыкальный руководитель: Что помогает делать стихи выразительными?
Ответ детей: Остановка, логическое ударение, образ, интонация.
Беседа о характере потешки. Дети пробуют читать потешку с тревожной интонацией.
Музыкальный руководитель: Выполним упражнение «Зеркало»: нараспев повторим друг за другом интонации восхищения, вопроса, утешения, испуга, ласки, просьбы;
- Ах! (восхищение)
- Кто на свете всех милее?(вопрос)
- Не плачь, дед! (утешение)
- Ой-ой-ой! (испуг)
- Мяу! (ласка)
- Козлятушки, ребятушки! (просьба)
Музыкальный руководитель: А теперь интонацию просьбы попробуйте выразительно исполнить в пении!
Вокально-хоровая работа. Распевание песни «Наша киска» музыка Г.Витлиной, слова Е.Серовой (работа над интонацией)
Музыкальный руководитель: Представьте себе, что в волшебном музыкальном зеркале появилось отражение мамы (папы, дедушки, бабушки). Как оно звучит?
Распевка от «до» до «фа» и от «фа» до «до» на слоги –(ма-а-ма-а,ма-а-ма-а и т.д. па-па, ба-ба, де-да) с постепенным повышением на полутон.
Поем про маму (изображаем лебедушку, плавные движения кистями рук)
Поем про папу (весело маршируем)
Поем про бабу («печем пирожки»)
Поем про деду (важно, медленно)
Исполнение песен про маму, бабушку (на выбор) – подводить к интонации.
Колыбельная маме. Музыка и слова З.Роот
Сердечные слова. Музыка и слова Н.Куликовой
Песня про папу. Музыка В.Шаинского, слова М.Танича
Моя семья. Музыка и слова А.ЕрмоловаИтог
Музыкальный руководитель: Благодаря музыкальному зеркалу мы окунулись в сказочный мир композитора П.И.Чайковского, где колдовала и пугала нас Баба Яга, где очаровывала нас своим танцем Фея Драже, где встречали нас барабанным боем деревянные солдатики. У каждого из вас в воображении родилась своя история о животных и птицах. И, конечно же, вы все с удовольствием поделились впечатлениями о своих родных и близких, когда в музыкальном зеркале отражались ваши мамы, папы, бабушки и дедушки! Я думаю, вы надолго сохраните в памяти эти образы, и вам захочется заглянуть в музыкальное зеркало еще и еще раз!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов»
Конспект НОД в старшей группе «В гости к Домисольке»
Похожие статьи:
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Конспекты занятий в старшей группе детского сада
Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка - сокровище небес
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»