Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Представление педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ «Формирование творческой личности ребёнка дошкольника в условиях поликультурного пространства региона»

Педагогический опыт музыкального руководителя «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства региона»
Данный педагогический опыт адресован: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования воспитательно-образовательного процесса.
В современных социокультурных условиях задачей музыкального образования является социализация личности, способствующая ее свободному самоопределению и саморазвитию в окружающем музыкальном мире. Процесс музыкального воспитания сегодня также связывают и с формированием музыкальной культуры человека, и с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе. Именно они должны быть сформированы в дошкольном учреждении.
Достижение этой цели невозможно без приобщения детей к ценностям музыкальной культуры региона. Приобщая детей к культуре и традициям окружающей среды жизнедеятельности, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого.
Основным условием стимулирующего влияния национального музыкального воспитания является воспитание интереса, увлеченности культурой своего региона, формирование ценностных ориентиров и художественных вкусов детей на основе лучших образцов национальной культуры (как фольклорного, так и композиторского творчества).
В нашей интерпретации музыкальное воспитание детей, включающее в себя произведения фольклорного и композиторского творчества региона Мордовии – средство музыкального развития ребенка; его музыкальных и творческих способностей, которые могут проявиться у каждого ребенка в определенном виде деятельности в зависимости от природных данных. Осваивая национальное музыкальное искусство, дошкольники приобретают народный эмоциональный опыт отношения к жизни; глубоко, тонко чувствуют музыку и размышляют о ней. Душа народа, его жизнь, история, мировоззрение, перекодированные в музыкальные интонации становятся частью души ребенка, способствуют формированию его личности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Данный опыт по этнокультурному воспитанию детей базируется на основе программы, направленной на постижение русского музыкального фольклора «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой (Спб., 1998), регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ О.В. Бурляева и др.; Мордов.гос.пед.ин-т. - Саранск, 2015 и программы «Мордовское музыкальное искусство в ДОУ: региональный компонент» Л.П.Карпушиной, Г.Н.Миняевой (Саранск, 2003), которая предполагает, что органичное включение в содержание дошкольного образования регионального компонента будет способствовать приобщению детей к национальному музыкальному искусству региона как средству их музыкально-культурного становления.
Сочетание в музыкальном воспитании детей русского и мордовского музыкального фольклора позволит решить проблемы как этнической самореализации, так и укрепления межэтнических отношений.
На основе вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
1. Работа в ДОУ в региональных условиях предполагает осуществление музыкально-творческого развития детей на материале национального искусства, которое является важным компонентом содержания музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, в частности Мордовии.
2. Развивая дошкольников в национально-культурной среде, необходимо делать акцент на приобщение детей к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, на участие в их сохранении и приумножении.
Такой подход требует пересмотра целей, задач, содержания музыкального образования в ДОУ региона, где произведения народного творчества и профессионального искусства будут гармонично встроены в современное музыкальное воспитание, будут дополнять его, отражая неповторимый колорит национальной культуры.
Ведущая педагогическая идея - органичное включение регионального компонента в содержание дошкольного образования будет способствовать приобщению детей к национальному музыкальному искусству региона как средству их музыкально-культурного становления.
ЦЕЛЬ – создать среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к культуре разных народов.
Для того, чтобы реализовать эту цель, необходимо решение следующих ЗАДАЧ:
1. Приобщать маленьких детей с раннего возраста к музыкальному искусству региона и развивать желание ближе познакомиться с культурой народов, населяющих регион.
2. Формировать чувство любви к малой Родине - региону, среде жизнедеятельности маленького человека.
3. Создавать музыкальную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к разным народам, населяющих регион, и их культурам.
4. Содействовать формированию оптимистического настроя, мироощущения в ходе восприятия и интонирования музыкального фольклора, желания исполнять мордовские и русские народные песни и танцы, радоваться им, развивать эстетическое отношение к произведениям русского и мордовского музыкального искусства.
5. Формировать творческое воображение, художественный вкус, расширять кругозор, развивать эмоциональную отзывчивость, музыкально-сенсорный слух в ходе освоения русского мордовского музыкального искусства.
6. Знакомить детей с различными жанрами народной музыки, в том числе народными инструментами, танцевальными движениями; историей, бытом, традициями и обычаями народов региона.
Теоретическая база опыта
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ выступили:
- теоретические работы в сфере педагогики музыкального образования, в том числе дошкольного (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, М.А.Румер, В.Н.Шацкая);
- труды по общей педагогике (П.Ф.Каптеров, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский);
- психологии (В.М.Бехтеров, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Б. Эльконин);
- исследования в области региональных проблем образования (Н.А. Адаева, Р.А. Еремина, Л.П. Карпушина, И.С. Кобозева).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Концептуальность. Поскольку основой содержания музыкального воспитания детей в ДОУ становится музыкальная культура региона, то важным направлением деятельности ДОУ должен стать отбор национально-культурного содержания. При этом важным в музыкальном воспитании детей ДОУ являются научно-обоснованные критерии отбора содержания.
В педагогической науке критерии отбора содержания опираются на дидактические принципы (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др.), которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста: доступность обучения – обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям; систематичность и последовательность; предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на раннее полученные; воспитывающее обучение – обучение и воспитание как процессы неразлучны; развивающее обучение (Л.С.Выготский) – чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим; сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний – знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены (осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует); проблемное обучение – активизирует мыслительную деятельность детей, их творческие проявления; наглядность – имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно – образный характер; индивидуальный подход к детям – при обучении учитываются психофизиологические особенности детей.
В отборе музыкального материала профессионального искусства Мордовии мы базируемся на СЛЕДУЮЩИХ критериях:
- художественно-эстетическая значимость музыкальных иллюстраций;
- развивающая, воспитательная и образовательная значимость;
- учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможностей восприятия национальной музыки детской аудиторией;
- доступность, полнота, художественность музыковедческих и литературных источников.
Критериями отбора фольклорного музыкального материала в освоении национально-регионального компонента являются:
1. Образность произведения, его яркая эмоциональная выразительность.
2. Наличие танцевальных и характерных ритмов.
3. Наличие ярко выраженной мелодии, частей, повторяющихся мотивов.
4. Небольшой объем звучания.
5. Национальное своеобразие, проявляющееся в использовании характерных попевок.
Следовательно, содержание регионального компонента музыкального образования в ДОУ раскрывается посредством:
• произведений композиторов Мордовии, цитирующих мордовские народные песни или наигрыши, или написанных в народном духе, закрепляющих в сознании детей своеобразие мордовской музыки;
• произведений композиторов региона, написанных для детей и имеющих ярко выраженный духовно-нравственный контекст, с целью эстетико-нравственного воспитания и расширения общего и музыкального кругозора;
• простейших народных песенок (в основном из детского музыкального фольклора) для интонирования;
• народных инструментальных наигрышей в записи.
Оптимальность и эффективность предлагаемых форм и методов работы с детьми по освоению национального музыкального искусства Мордовии помогает дошкольникам прочувствовать разнообразные интонации музыки региона, выражающие различную гамму чувств, мыслей, настроений.
В ходе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству региона мы применяем следующие методы музыкального воспитания:
сравнения по принципу сходства и различия ( Д.Б.Кабалевский), игровой, словесные (диалог, сказка, беседа), «выход за пределы музыки» (Л.В.Горюнова, Э.Б.Абдуллин), «погружения в мир бытования песни» (Э.Б.Абдуллин), «создания художественной среды», «эмоционально-выразительного показа» (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова), «изустный», образно-игровой, создания композиций (Л.В.Горюнова, Э.Б.Абдуллин), «варьирования».
Музыкальное воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании музыкальной культуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное.
Поэтому, в музыкально-воспитательный процесс внедряем наиболее действенные формы и виды работы:
- тематические занятия, которые объединены одной темой например: «Музыкальная жизнь города Саранска», «Наш земляк – С.Д.Эрьзя», «Осень в Саранске», «Музыка родного края», «Музыка финно-угорских народов» и т.д.
- интегрированные (комплексные) занятия, где используются различные виды музыкальной и художественной деятельности (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. Смену художественной деятельности объединяем задачей, например, передаем сходное настроение песни «Мордовочка» Г.Г.Сураева-Королева в рисунке, движениях, стихах.
- монозанятия, посвященные творчеству какого-либо композитора, например, Н. Кошелевой, С.Терханова, Л.Кирюкова и т.д.;
- занятия-путешествия, один из эффективных приемов увлечь детей, ввести их в мир мордовского музыкального искусства. Причем путешествуем как по «вертикали» («вглубь времени»), так и по «горизонтали» («Путешествие в мордовское село», «Путешествие по Саранску», «Путешествие на облачке», «Путешествие в театр»);
- занятия-инсценировки, на которых дети смотрят драматизированные сказки и инсценировки, или сами принимают в них участие, например, инсценируют мордовскую сказку «Девушка-березка», русские сказки «Колобок», «Снегурочка;
- занятия - встречи, на которые приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, выпускники;
- занятия - праздники, в которых дети демонстрируют свои музыкально-творческие способности, и кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Занятия-праздники проводим в форме литературно-музыкальной композиции «День республики», «Шумбрат, Мордовия!», «О Мордовии с любовью», «День города» и т.д.;
- занятия – посиделки, которые проводим в «атмосфере русско- мордовского быта», в непосредственной близости от предметов старины. На этих занятиях («Вастома роштувань кудосо» (Встреча в рождественском доме), «В гостях у бабушки Алдуни») принимают участие и воспитатели, и дети разного возраста, и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет создать полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно на таких занятиях ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.
При решении задач художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами этнокультурного компонента образования используем технологию проектирования. Были реализованы проекты: - Осенины у деда Матвея и бабушки Арины,- Это наш город, - Осенняя ярмарка, - Ладошки в гостях у матрешки, - Безопасная дорога в моем городе, - Кузьминки, - День Матери, - Святки, - Музыкальная жизнь города Саранска, - Жаворонки (Закликание Весны), - Широкая Масленица, - Пасха, светлая Пасха, - Тиринь келень чи (День родного языка).
Цель творческих проектов: - создание условий для развития творческого потенциала воспитанников через понимание ценности и мудрости народного искусства, создание атмосферы принятия народной культуры, радости, сотворчества, свободы выбора. Участники творческих проектов - дети дошкольного возраста, воспитатели, родители. Вовлечение детей в поликультурное пространство региона Мордовия происходит с помощью использования игр-упражнений, игр-инсценировок, игр-путешествий и т.д. на национальном музыкальном материале. А также в форме участия детей в играх, хороводах, календарно-обрядовых праздниках. Ряд творческих проектов становились участниками и призерами городских и международных конкурсов. Материалы некоторых проектов выложены в интернет-ресурсах.
Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это, прежде всего беседы – концерты по слушанию композиторской музыки Мордовии, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Так, если на занятиях дошкольники слушают отдельные пьесы из цикла «Солнечная Мордовия» Г.Г.Сураева-Королева, то беседа-концерт поможет закрепить впечатления и познакомить с новыми пьесами или всем циклом (знакомство с балетной музыкой С.Терханова).
Такой вид развлечений как конкурс, например, «Конкурс семейной песни», «Конкурс на лучшее исполнение народной песни» и т.д. дает возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формирует его творческую активность. Активизации интереса родителей способствуют и совместные развлечения – викторины («Весна в нашем городе»), в которых родители и дети являются равноправными участниками. Кроме того, в такой совместной деятельности родители лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Цель викторины заключается в выявлении различных знаний у детей, кругозора родителей в игре. Игровая форма проверки кругозора и знаний способствует положительной мотивации данного вида интеллектуальной деятельности, активизирует детей.
Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т.к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Мордовские народные игры(«В горшки», «Суркс», «Лейне») (как и русские, и татарские и т.д.) несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.
Форма организации музыкального воспитания в жизни ДОУ предусматривает и такую форму дополнительного образования – занятия в кружке по интересам. На наш взгляд, это наиболее эффективный путь решения поставленной проблемы; на занятиях кружка по приобщению детей к культуре своего региона, ребенок в полной степени может реализовать себя, что не всегда получается на типовых занятиях. Занятие в кружке дает возможность развивать у детей интерес и любовь к культуре своего региона, воспитывать чувство причастности к культурным ценностям. Содержание занятий кружка служит источником накопления действий, умений, знаний, совершенствующих качество в любой музыкальной деятельности.
Приобщение дошкольников к музыкальному искусству региона обнаруживает необходимость создания в ДОУ особой, эмоционально-насыщенной и развивающей среды, предоставляющей широкие возможности для включения в воспитательный процесс различных видов деятельности детей: в области музыкального развития (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), в области музыкального творческого развития (игровое творчество, актерские импровизации, пластическое интонирование, инсценирование песни), в области личностного развития (общение, взаимодействие с воспитателем, музыкальным руководителем, родителями).
В этих целях при создании предметно-пространственной среды в каждой группе, обеспечивающей воспитание детей средствами музыкального искусства региона,учитываем:
- разнообразие материала для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями;
- художественные достоинства материала;
- занимательность содержания, новизна его элементов;
- доступность материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития.
Содержание такой среды включает в себя:
- уголок народного искусства, где представлены предметы старины русско-мордовского быта и изделия декоративно-прикладного творчества;
- уголок культуры и искусства, где представлены портреты композиторов, в том числе и Мордовии, иллюстративные репродукции картин художников Мордовии, музыкальные инструменты, аудиокассеты с записями фольклорной и композиторской музыки (в том числе и своего региона).
Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства региона требует и участия родителей. Так как отношение родителей к национальной культуре передается ребенку, мы активизируем интерес родителей к содержанию музыкального воспитания в ДОУ, способствуем совместному участию детей и взрослых на тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыкальном искусстве (в том числе, и своего региона), используем возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.
Анализ результативности.
Результативность опыта по формированию творческой личности ребенка дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства региона следует считать:
- у дошкольников сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку;
- сформировано умение передавать выразительные музыкальные образы;
- сформировано умение размышлять, высказываться о прослушанном произведении;
- развиты двигательные навыки и качества (музыкально-исполнительские способности);
- сформировано умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- дети проявляют активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности;
- дети участвуют в проведении открытых мероприятий, мастер-классов на разных площадках города для разных категорий слушателей района, города, республики.
Реальными показателями опыта работы являются:
Таким образом, мы утвердились во мнении, что работа по формированию творческой личности ребенка дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства региона не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысилось желание больше узнать о своей национальной культуре. Возрос уровень развития музыкального мышления, уровень музыкально-исполнительских способностей, уровень эмоциональной отзывчивости, уровень накопления интонационно-слуховых представлений. Это проявилось в следующем: ребята с увлечением поют народные песни, песни композиторов Мордовии, узнают знакомые произведения, умеют высказываться о прослушанном произведении.
Каждый год дошкольники становятся участниками и призерами городских и Всероссийских конкурсов детского творчества. В итоге это способствует развитию музыкального вкуса, положительному отношению к окружающему миру и развитию личности в целом.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы формирования творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами искусства, в том числе в условиях поликультурного пространства региона.
В дошкольной педагогике проблеме национально – регионального компонента содержания музыкального воспитания дошкольников посвящены многие работы и, в частности в Мордовии, работы Р.А.Ереминой, Л.П.Карпушиной, Н.А.Адаевой. Однако, анализ состояния музыкально- воспитательной работы в ДОУ Мордовии показывает, что национально- региональный компонент используется в музыкальном воспитании детей слабо. Это проявляется в следующем:
- педагоги ДОУ Мордовии не могут выбрать адаптированный к возрастным особенностям дошкольников музыкальный материал из произведений фольклорной и профессиональной традиции;
- отсутствуют программы и методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента, которые бы учитывали конкретные условия функционирования ДОУ.
Особенно остро стоит вопрос в ДОУ в области целенаправленной эффективной методической работы с детьми по освоению музыкального искусства Мордовии.
Решению проблемы приобщения дошкольников к музыкальному искусству Мордовии в процессе музыкального воспитания в ДОУ отвечают предлагаемые нами методические приемы, базирующиеся на следующих основных положениях:
- сочетание индивидуальных и групповых форм музыкальной деятельности, опора на коллективное творчество;
- активизация интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка как источника его развития в ходе освоения музыкального материала;
- формирование творческих проявлений ребенка;
- связь различных видов искусств на музыкальных занятиях.
В процессе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству особое внимание следует уделять созданию воспитательной музыкально-культурной среды, что эффективно достигается в условиях ДОУ:
- организация музыкальной деятельности с учетом последовательности составляющих ее этапов (реализация принципа «от простого к сложному»);
- применение комплекса специфических методов и форм работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В ходе исследования проблемы, мы пришли к убеждению о необходимости ее дальнейшей разработки в теоретическом и практическом аспектах. Представляется перспективной расширенная разработка методических приемов музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального искусства региона в более широком аспекте.
Вышесказанное убеждает нас в необходимости изучения музыкального искусства региона Мордовии, и введение его в практику музыкального воспитания непременно будет способствовать становлению музыкальной культуры детей, воспитанию в них чувства уважения к мордовскому музыкальному искусству и мордовскому народу в целом.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт адресован:музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений.
Педагогический опыт по проблеме «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства региона» представлен:
- в сборнике методических разработок для работников дошкольного и начального школьного образования «Истя минь эрятано» («Тяфта минь эрятама»/Г.Н. Миняева; Поволжский центр культур финно-угорских народов. – Саранск, 2012г. – 132с.
- в сборнике Карпушиной Л.П., Абудеевой Н.Б. «Освоение музыкального искусства в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие» /МОРМ, МРИО - Саранск, 2009. - 200 с.
Все работы помещены на сайте детского сада и могут быть использованы в своей работе педагогами города.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками на сайте http://ped-kopilka.ru/users/galinaminyaeva

Рекомендуем посмотреть:

Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет Музыкальное занятие с применением шумовых инструментов - ложек в детском фольклорном коллективе 6-7
Сценарий театрализованного представления в детском саду по мотивам сказки «Девушка-березка» | Интересный сценарий праздника ко Дню 8 Марта. Старшая группа
Опубликовано: 638 дней назад (26 января 2020)
Просмотров: 541
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!