Занятие по предшкольной подготовке. Тема: ЗВУКИ [л], [л,]
Автор: Шульга Галина Петровна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №24 им. И.И. Вехова ст.Александрийской Георгиевского района Ставропольского края
Описание: Занятие по предшкольной подготовке.
Тема: ЗВУКИ [л], [ л,]
Цель:
1. Познакомить детей со звуками [л], [л,], буквой «Л», углубить знания детей о твердом, мягком и звонком согласном звуке.
2. Развивать умение различать звуки [л], [л,], развивать фонематический слух, образное мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятиям.
- Нас сегодня ждет веселое путешествие, где мы встретимся с новыми друзьями: звуками и буквами. В дорогу с собой берем мудрого совенка, ежика, лисенка.
- И так в путь.
В какую страну мы попали? Как называется город?
Рассмотрите карту города Звуков и покажите на ней улицу Гласных Звуков, улицу Согласных Звуков и улицу Дружных Звуков.
- Расскажите, в домиках каких звуков они побывали и с кем там познакомились. (На улице Гласных Звуков игрушки побывали у звука [А]. Там они познакомились с девочкой Аней. Потом они отправились к звуку [О]. Там живет девочка Оля» и т.д.)
-Как вы догадались, какой звук живет в каждом из этих домиков? (По буквам, расположенным рядом с домиками.)
-Чем буквы отличаются от звуков?
II. Затруднение в игровой ситуации. Определение темы.
На площадке рядом с улицей Дружных Звуков наших путешественников уже поджидал самолет.
Пилот Леня предложил им перелететь на другой берег. Зверята с радостью приняли его предложение. Но их ждало разочарование, т.к. кабина самолета была столь мала, что ни зверюшки, ни тем более их поезд в ней бы не поместились. На это пилот Леня сказал, что он обязательно что-нибудь придумает. И через некоторое время они уже летели среди облаков, слушая, как протяжно гудит мотор самолета: «Л-Л-Л».
Расскажите, что придумал пилот, чтобы перевезти игрушки вместе с поездом.
Перелетая над рекой, друзья увидели, как за мальчиком гонялись акула и крокодил. Чтобы спасти мальчика, отважные путешественники стали бросать в злобных хищников все, что сумели отыскать в своем поезде.
Под градом сыпавшихся на них предметов страшные преследователи заметались на месте, а потом уплыли прочь.
А совенок, лисенок и ежик продолжили свой полет под мерный гул самолета.
–Какой звук издаёт во время полета самолёт? «Л-Л-Л».
А чтобы лучше работал самолёт надо не только назвать этот звук, но и написать. (Дети сообщают, что не могут написать это слово, так как не умеют писать букву «Л»).
- Кто может определить тему нашего занятия или с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся? (Ответы детей).
- Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [л] и буквой «Л».
III. Открытие нового знания или умения.
Определите, какой это звук?
(Дети определяют, что звук [л] согласный, потому что при произношении он встречает преграду и не поется). Звук [л] обозначается буквой «Л».
- Найдите на рисунке букву «Л». Какого цвета у него должны быть башмаки? (Синего.). На что похожа эта буква? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку.
Бегу по дорожке доски да ножки. Правильно, это лыжи.
Дети рассматривают картинку и уточняют ответ (не только по дорожке, но и по воде).
Засиделись мы, давайте сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Самолеты загудели,
(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолеты полетели,
(Руки в стороны, поочередные наклоны в стороны.)
На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям.)
Да и снова полетели.
Работа по карточкам.
-Используя рисунок, назовите слова с этим звуком.
-Выложите слоги: ЛА - АЛ - ОЛ - ЛО - ЛУ - УЛ - ЭЛ - ЛЭ - ЛЫ -ЫЛ-ИЛ.
-Выложите слог ПЛА. Какие слова начинаются с этого слога? (Плащ, платье, плавать, платок и т.д.)
Превратите слог ПЛА в слог КЛА. Какие слова начинаются с этого слога? (Клад, Клава, класс, кладовка и т.д.)
Аналогично дети выкладывают остальные слоги и подбирают к ним слова: ФЛА (флаг, фланель); ПЛЫ (плыть); КЛУ (клумба, клубок, клубника).
IV. Воспроизведение нового материала.
Какие слоги слышатся в конце слов: стре-ла (ЛА), кры-ло (ЛО), столы, стек-ло, пи-ла, по-лы, ю-ла, се-ло, ор-лы, ска-ла, чу-лок, са-лат, бе-лок, пи-лот, пото-лок, ха-лат, узе-лок?
- Назовите слова, которые заканчиваются на слог ЛА (потом ЛЫ, ЛО).
- Чем отличаются слоги ЛА и ЛО?
-Скажите со слогом Л А или Л О в начале слова: _ па (лапа), _ коть (локоть), _шадь, _мпа, _сточка, _жка, _сты, _моть.
- Уточнение словарного запаса.
- Что такое ломоть?
- Для чего нужны ласты?
- Чем отличаются слова: лыжи - лужи? (В слове лыжи звук [Ы], а в слове лужи - [У].) Слон - слог, слон - стон, клад - склад, волк - вол, укол - угол, лапочка - лампочка, локон - локоть?
- Что такое клад, склад, локон?
- Кто такой вол?
- Разгадай слова
Послушайте слоги, поменяйте их местами и разгадайте слова: ло-кры (крыло), ба-клум, ла-стре, ло-стек, ла-ю, лат-са, лат-ха.
Самостоятельная работа
Работа с рисунком (с. 3).
- Назовите слоги (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ). Соедините стрелками каждый слог с теми картинками, в названии которых он слышится.
(Слоги можно распределить между детьми.)
В заключение, как и после любой самостоятельной работы, следует проверка.
Игра.
Давайте поиграем. Берем с собой в путешествие все слова, в которых есть звук [л].
Услышите звук — хлопок.
Нет звука [л] — молчок
В середине слова приседание.
Лиза, слон, земля, земляника, лев мяч, дверь. - Молодцы!
V. Повторение или развивающие задания. Работа с рисунком (с. 3).
Игра
Слоги рассыпались, давайте составим слова: Ли - са , ле – са, ло - си (лиса), (леса), (лоси)
(Слоги написаны на доске).
Найдите слова внутри слов: стрекоза, корзина, землянка.
-Назовите картинку и обозначение звука.
-Какое слово получится, если от названия картинки отнять указанный звук? (Сон.)
-Как называется это число?
-Какое слово получится, если к названию числа прибавить указанный звук? (Стол.) - Приготовьте обозначения звуков [Л], [О], [В], [К]. Разложите их по порядку, чтобы получился ответ на вопрос:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
VI. Итог урока.
- С каким звуком и буквой вы познакомились? Что вы узнали о звуке [Л]?
-В названии каких птиц есть звук [Л]? Назовите мебель со звуком [Л].
- Что нового узнали на занятии?
Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу.
- Если занятие вам понравилось, и вы все поняли — прикрепите на доску солнышко. - Если вам было интересно, но трудно — солнышко, закрытое наполовину тучкой.
- Если было неинтересно и непонятно — тучку.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте в подготовительной группе
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра
Весёлая азбука для детей 6-8 лет своими руками