НОД в подготовительной группе
Тема: «Звук и буква Ш»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Назначение материала: для педагогов ДОУ, работающих с детьми 6 - 7 лет.
Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Закрепить правильное произношение звука Ш. Упражнять в определении звука Ш на фоне других звуков, слогов, слов. Совершенствовать навык составления прямых и обратных слогов, чтения и осознание прочитанного.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, мелкую и общую моторику, координация речи с движением.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества.
Оборудование: «загадочные картинки» ( наложенные друг на друга контурные изображения предметов на формате А4), карточки для обозначения артикуляции звука, карточки для определения характеристики звука, буква Ш, образ буквы Ш, буквы (Ш – 6 шт., гласные – по одной) для составления слогов, картинки и слова: мышка, мишка, мошка, кошка, вышка, пушка, предложение на карточках: У мышки ушко.; индивидуальный набор: 4 счетные палочки, карандаш, тетрадь.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Сядет тот, кто последний звук в слове мне назовет: стол, рупор, укол, комар, самовар, стул.
- На прошлом занятии мы познакомились со звуками Л, Р.
2. Повторение пройденного материала:
А сегодня познакомимся с новым звуком и новой буквой.
3. Знакомство с новой темой:
- С каким звуком познакомимся, узнаете, когда все загадочные картинки отгадаете.
- Д/и «Загадочные картинки».
- Назовите все картинки.
- Какой звук встречается во всех словах?
4. Работа со звуком:
- Сегодня мы познакомимся со звуком Ш.
- Произнесем звук Ш.
А) Артикуляция звука.
- Покажите, что делают губы, зубы и язык.
- Губы рупором, зубы сближены, язык смотрит вверх. Воздушная струя теплая.
Б) Характеристика звука
- Что делает преграду для воздуха? Значит это звук…
- Что еще можете о нем рассказать? Глухой, твердый.
- Самое главное ребята этот звук всегда твердый. Значит, будем обозначать каким цветом?
В) С/и «Разведчик»
На разведку мы пойдем,
Звуки разные найдем.
- с, ш, м, в, ш, ж;
- са, ша, жа, ра, иш, ош, су;
- кошка, суп, рука, уши, шутка.
5. Физминутка
Физминутку выполняем, слова со звуком Ш запоминаем.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
6. Работа с буквой:
А) - А сейчас пришло время познакомится с буквой Ш
Б) - На что она похожа? (Стих)
У расчески зубьев много,
А буквы Ш лишь три.
Только буква не расческа,
На картинку посмотри.
В) - Сколько в ней элементов? Покажите на пальчиках.
Г) – Кто покажет квартирку буквы Ш? Почему квартирка синяя?
Д) - Выложим букву из палочек.
Д/и «День – ночь»
(Дети закрывают глаза. Во время сна взрослый мешает палочки, путает элементы)
Наступает ночь.
Ребята глазки закрывают. Спать друг другу не мешают.
Ночью ветер пролетал, наши буквы разломал.
Глаза скорее открывайте свои буквы поправляйте.
Д) – А сейчас посмотрите, как эту букву нужно записать.
Большую букву будем писать высотой в 2 клетки: пишем три вертикальные линии и соединяем снизу 1 горизонтальной линией.
Е) - Пришло время написать букву в тетради. Возьмите карандаш, поприветствуйте его.
А теперь откройте тетради, найдите букву Ш. В начале будем писать большую букву, а потом маленькую.Между буквами пропускаем 1 клеточку. Вначале обводите по точкам, а потом продолжайте писать самостоятельно.
7. Чтение:
А) – А теперь с буквами поиграем и с новой буквой слоги составим.
АШ ИШ ЫШ
ШО ШУ ШЭ
Б) - С составленными вами слогами «музыкальная пауза» (мелодия №2)
В) – Д/и «Слова читаем – картинки подбираем»
МЫШКА МИШКА КОШКА ПУШКА ШИШКА КУКУШКА
- Один картинку подбирает, а остальные предложение с этим словом составляют.
В) – А теперь и я составила предложение с одним из слов, проверьте, получилось ли у меня оно:
кошки, У, ушко.
- Почему?
- Помогите расставить слова в предложении правильно.
- Прочитайте предложение, которое получилось? (У кошки ушко.)
- Какие мы знаем правила про предложение? (Первое слово пишем с заглавной буквы. В конце ставим точку. Слова между собой дружат. Слова между собой пишутся раздельно.)
- Сколько слов в предложении?
- Прочитайте только первое слова, второе, последнее.
- Назовите самое короткое слово.
8. Итог занятия:
- С какой буквой познакомились?
- Кто расскажет нам все о звуке Ш?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Отдыхать пойдет тот, кто слово со звуком Ш мне назовет.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра
Конспект занятия по предшкольной подготовке. Тема: Звуки л
Весёлая азбука для детей 6-8 лет своими руками
Похожие статьи:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы
Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»
План-конспект НОД в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе