Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия для учащихся музыкальной школы. Патриотическая тема в русской музыке на примере Марша

Учебно-методическая разработка урока по музыкальной литературе для учащихся средних и старших классов «Патриотическая тема в русской музыке на примере Марша «Прощание славянки» Василия Агапкина»
Автор: Фёдорова Галина Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Муниципального Учреждения Дополнительного Образования «Детская школа искусств №4» муниципального образования городского округа Люберцы Московской области.
Описание: Учебно-методическая разработка предназначена учителям музыки общеобразовательных школ, преподавателям теоретических дисциплин музыкальных школ и школ искусств для проведения уроков, направленных на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Назначение работы: познакомить учащихся с биографией Василия Ивановича Агапкина, автора знаменитого марша «Прощание славянки»,
Применение в учебно-воспитательном процессе: представленные материалы могут быть использованы на уроках музыки в общеобразовательной школе, музыкальной литературы (первый год обучения) в учреждениях дополнительного образования.
Цель: приобщение учащихся младшего и среднего школьного возраста к отечественной музыкальной культуре.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с биографией автора «Марша тысячелетия» Василия Агапкина;
Развивающие:
развивать у учащихся познавательную активность, любознательность, эмоциональную отзывчивость;
Речевые:
у выступающих – развивать чёткую речевую артикуляцию, навыки выразительного прочтения текста; у учащихся-слушателей - умение связно излагать свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении;
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к музыке и её создателям, чувство патриотизма и любви к Родине через восприятие фактов биографии композитора Агапкина и его замечательного Марша.
Техническое оснащение мероприятия: видеопроектор для показа слайдов.
Предварительная работа:
- выбрать учащихся, которым интересна данная тема;
- прочитать с ними текстовые материалы;
- распределить роли,
- текстовый материал разделить между несколькими учащимися, между собой они могут поделить его на части самостоятельно;
- несколько раз отрепетировать прочтение текстов, добиваясь выразительного, эмоционального исполнения.
План работы
1. Выбор темы
2. Подготовка участников
3. Агапкин. Марш «Прощание славянки» - текст и фото материалы
4. Беседа с учащимися
5. Заключение
Выбор темы
Тема патриотического воспитания молодёжи сегодня является актуальной. Ни для кого не секрет, что эта проблема стоит достаточно остро в современной жизни людей в нашей стране. Не вдаваясь в причины падения чувства патриотизма и любви к Родине у подрастающего поколения, отметим, что именно музыка обладает замечательной способностью воодушевить людей, в том числе молодёжь, дать почувствовать себя частью большой сильной державы, ощутить гордость за своё Отечество.
В музыкальной школе в связи со спецификой образовательной деятельности особую роль в патриотическом воспитании учащихся приобретают уроки музыкальной литературы. Именно на них, знакомясь с биографиями, творчеством композиторов разных стран, дети могут понять и почувствовать, что такое истинные патриоты своего Отечества.
На данном уроке подробно рассматривается биография создателя легендарного марша «Прощание славянки» Василия Ивановича Агапкина. Этот материал может быть использован в рамках темы «Маршевая музыка» на уроках музыкальной литературы в музыкальных школах и школах искусств (1-й год обучения), но этим практическая ценность разработки не ограничивается, её можно использовать в общеобразовательной школе на уроках музыки для учащихся младших и средних классов.
Прочувствовать музыку, ощутить в биографии композитора дыхание истории, вспомнить её славные страницы – такова была задача урока.
Подготовка участников
Выступление готовится учащимися старших классов, предпочтительно последнего года обучения. У них лучше поставлена речь, они могут более выразительно читать текст, хотя следует отметить, что сейчас дети в большинстве своём навыками выразительного чтения и чёткого произнесения слов не обладают. Поэтому работа над произнесением текста обычно занимает не одну репетицию.
Весь процесс подготовки материалов осуществлялся мною и учениками во внеучебное время. Безусловно, работа этих учащихся получила после проведения урока отличную оценку.
Материал по «Прощанию славянки» состоит из текста, фотоматериалов и видеоклипа с музыкой. Был найден видеоклип на этот марш, включавший в себя фотоматериалы первой мировой войны! Марш исполняется хором и оркестром. Впечатление от сочетания слышимого и видимого очень сильное! Текст составлен так, что внутри него подбор фотографий соответствует его содержанию.
Когда учащиеся читали текст на открытом уроке в классе, я сама «листала» фотографии, и они сменялись вовремя. На другом уроке за пультом сидел ученик, и он благополучно всё перепутал. Так что работа за пультом проектора тоже требует отдельной подготовки. Я поняла, что и с техникой необходима предварительная тренировка.
У меня на открытом уроке текст читали две ученицы. Одна из них подошла к заданию очень ответственно, читала выразительно, а на районный урок, где весь текст ей пришлось читать одной (у второй девочки был экзамен), пришли её дедушка и бабушка!
Обычно для подготовки чтения какого-либо текста я выбираю нескольких участников. Учащимся - слушателям интереснее воспринимать информацию, когда происходит смена тембров голосов читающих. Немаловажно и то, что кто-то может заболеть. Число участников определяется объёмом текста, желанием детей участвовать в мероприятии и работать вместе (кто с кем дружит или хотя бы совместим, для ребят это важно). На первой читке все предупреждаются о том, что кто-то может заболеть, и надо каждому уметь грамотно и выразительно произносить весь текст. Распределяют «роли» дети сами, сами делят текст на смысловые куски приблизительно одинакового размера. На репетициях допустима редакция текста, если что-то «не звучит».
В процессе подготовки урока я уделяла самое большое внимание качеству текстов, затем правильному его произнесению.
Текстовый материал
Помещая здесь текстовый материал, надеюсь на то, что он может быть полезен педагогам в их практической работе. Он содержит сведения, расширяющие кругозор учащихся. Об этом композиторе, его судьбе и Марше можно и нужно говорить с детьми не только в дни юбилейных дат.
Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Наш сегодняшний рассказ о произведении необычном. Согласитесь, не всякому музыкальному произведению потомки через много лет после его создания присвоят титул «Марш тысячелетия». Любой из нас, от школьника до взрослого человека, узнает эту мелодию (Звучит начало марша «Прощание славянки»).
Но далеко не каждый вспомнит имя автора - Василия Ивановича Агапкина
Обратимся к истории создания марша.
В октябре 1912 года началась 1-я Балканская война. Союз Болгарии, Греции, Сербии и Черногории восстал против турецкой Османской империи. Кровопролитная борьба братьев-славян против 500-летнего турецкого ига нашла горячий отклик в сердцах русских людей: по Варшавской железной дороге из Петербурга и Москвы, из других городов, на фронт выезжали добровольцы, отряды сестёр милосердия.

Василий Иванович Агапкин в то время был учеником музыкального училища по классу духовых инструментов в далёком от фронта Тамбове. Он не остался безучастным к трагедии. Василия Ивановича потрясли сведения об участии в войне женщин. Молодая девушка из Белграда Софья Иоаннович ушла на фронт простым солдатом и отважно сражалась в боях наравне с мужчинами.
Композитор представлял себе картины проводов на фронт – разлука, призывный гудок паровоза, серые, грубые шинели, бесконечный перрон… Словно живой, возник перед ним образ простой славянской женщины! Она смотрела куда-то вдаль, и виделся ей её любимый, солдат, быть может, идущий в свою последнюю атаку… Сама мать-Отчизна провожала на битву и верно ждала своих сыновей…
В те далёкие октябрьские дни 1912 года 28-летний музыкант впервые осознанно проникся высокими патриотическими чувствами. Тогда и родился знаменитый марш «Прощание славянки», и посвящался он всем славянским женщинам, и звучал он как гимн человеческому состраданию к боли, вере народной в торжество добра над злом.

Агапкин написал марш для фортепиано и отправился в Симферополь к музыканту Якову Богораду, который к тому времени был не только известным капельмейстером и композитором, но и книгоиздателем. Исполнив своё произведение на трубе, Агапкин произвёл впечатление. Но Богорад заметил, что классическая маршевая форма — трёхчастная. Сделавший сотни оркестровок, опытный музыкант, он помог довести до логического завершения работу молодого композитора. Богорад и издал в симферопольской типографии первые сто экземпляров нот марша. Вместе с Агапкиным они назвали марш "Прощание славянки", а на сохранившейся до сего дня обложке первого издания значится: «„Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрёл невероятную популярность, облетел всю Россию. Особенно к месту и ко времени марш "Прощание славянки" пришёлся на начало Первой Мировой войны — он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также во Франции, странах Балканского союза и других. А летом 1915 года в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша. Начинание подхватили фирмы грамзаписи Москвы и Петербурга. Пластинки с записями марша стали выходить в других крупных российских провинциях. Тиражи пластинок расходились молниеносно!
Кем же он был, Василий Иванович Агапкин, создатель легендарного марша?

Агапкин родился 3 февраля 1884 года в деревне Шанчерово Рязанской губернии в обычной крестьянской семье. Ему не было ещё и года, когда семья переехала в Астрахань в поисках лучшей доли, но спустя короткое время погибла его мать, а через семь лет от непосильного труда скоропостижно скончался и отец будущего композитора. В 9 лет Василия определили в состав военного оркестра, и уже через год корнетист Агапкин, обладавший абсолютным музыкальным слухом, уже выступал на концертах оркестра наравне со взрослыми музыкантами, а через четыре года стал лучшим солистом-корнетистом полка.

С 1899 года юноша служил в различных войсковых частях на Кавказе оркестровым музыкантом, пока в 1911 году не поступил в Тамбовское музыкальное училище в класс медных духовых инструментов. После создания марша военно-музыкальная карьера Агапкина продолжается. Он по-прежнему служит в военном оркестре. В 1918 году он вступает в Тамбове в ряды Красной Армии, чудом спасается от антоновского мятежа, в 1922 переезжает в Москву. В 1928 году организует оркестр из беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами. В 1938 году принимает участие в усовершенствовании боя часов на Спасской башне Кремля. Агапкин руководит в Москве военными оркестрами.

К началу Великой Отечественной войны Агапкину 57 лет. Это маститый композитор и дирижёр, отменный руководитель, профессиональный музыкант. Именно Василию Ивановичу Агапкину поручили руководить сводным оркестром на военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Войска прямо с парада уходили на фронт. На параде прозвучал и марш «Прощание славянки». Вот как вспоминает об этом очевидец события, один из участников Парада, Василий Фёдорович Ноздрёв: «Раздался бой Кремлёвских курантов. История воскресала в памяти. И ты являлся её непосредственным участником. Первый раз в жизни на тебя выпала великая миссия защитника родного очага, воина-освободителя. Думалось тогда, что вот отсюда, от этих святых мест будет лежать путь к Берлину. Враг будет разбит. Уверенность в этом, укреплённая здесь, на Красной площади, уже не покидала нас никогда.
Всколыхнулись, затрепетали в светлом и мощном порыве звуки марша. То была «Славянка». Мелодия марша росла, ширилась, придавая силы каждому нашему шагу. Она проникала в самое сердце и наполняла его гордостью за то, что ты принадлежишь этой земле, этой стране, этому народу. Ты нужен ему в дни в дни грознейших испытаний! Пробуждая из глубин идущее патриотическое чувство, марш вселял веру в скорую победу.»
24 июня 1945 года состоялся Парад Победы в Москве. Агапкин был назначен одним из дирижёров, он руководил фанфаристами и барабанщиками. Под звуки руководимых им музыкантов двести солдат бросали к подножию Мавзолея фашистские знамёна…

Агапкин награждён медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». В послевоенные годы Агапкин вновь руководит военным оркестром. Композитор ушёл из жизни в 1964 году. На Ваганьковском кладбище в Москве есть скромный памятник-стела. На тёмном глянце мрамора высечены ноты. Это первые такты марша «Прощание славянки».
А выше золотом горят слова: «Дирижёр-композитор, полковник Василий Иванович Агапкин».
Не стало композитора, но продолжается жизнь созданного им шедевра. Марш звучит во многих фильмах, связанных с военной темой: «Белорусский вокзал», «Летят журавли», в спектаклях и телевизионных передачах. У русского художника Константина Васильева одна из последних картин посвящена солдатам Великой Отечественной войны и называется она «Прощание славянки».

Марш «Прощание славянки» включён в репертуар военных оркестров практически всех стран мира!. И пока есть наша непобедимая армия, живы её традиции и героическая память, не искоренён наш русский дух, марш "Прощание славянки" всегда будет гордо звучать, никогда не оставляя слушателя равнодушным.
Послушаем и мы с вами этот замечательный марш


Беседа с учащимися
После прослушивания произведения уместно его обсуждение. Лучше всего провести его в форме вопросов и ответов учеников.
Вопросы к учащимся
- Вам понравилась эта музыка?
- Вы первый раз слышите это произведение?
- Расскажите, когда вы слышали Марш ранее (У нас бывали случаи, когда дети рассказывали о совместных со взрослыми посещениях Красной Площади на День Победы, что, конечно, представляет большой интерес для остальных учащихся.)
- Какой характер имеет музыка марша?
- Как вы думаете, сейчас этот марш часто звучит?
- Когда Марш исполняется?
- Сейчас Марш исполняется чаще с текстом или без него? (Без текста)
- Как вы думаете, почему? (Потому что музыка приобрела самостоятельное звучание, текст ей как бы и не нужен. А когда Марш только был создан, важен был текст.)
- Что вас больше всего поразило в биографии Агапкина? (здесь желательно спросить всех учащихся)
- Как вы думаете, какими качествами должен был обладать ребёнок, чтобы, оставшись сиротой, стать профессиональным музыкантом? (одарённостью, волей, характером, упорством)
- Как вы думаете, почему Агапкин в 1928 году организовал оркестр из беспризорников? (Потому что он сам знал, что такое расти без родителей. Ему помогли военные музыканты «встать на ноги» и он, когда стал взрослым, сделал то же для детей – этот факт очень полезно с учениками обсудить)
- Как вы думаете, какие музыкальные особенности сделали «Прощание славянки» «Маршем тысячелетия», то есть САМЫМ ИСПОЛНЯЕМЫМ во всём мире? (Прежде всего запоминаемость мелодии, её красота и эмоциональность)
- Поговорите со своими родителями, напойте им мелодию этого марша, спросите, знают ли они её.
(Домашнее задание
Напишите в тетради пять названий известных вам военных маршей)
Заключение
Формы творческих заданий для учащихся на уроках музыкальной литературы могут быть разнообразными. Они связаны с самостоятельной поисковой деятельностью, приобретением навыка отбора нужного, интересного информационного материала. Креативную деятельность надо всячески поощрять.
В процессе практической педагогической работы я прихожу к выводу, что на уроках музыкальной литературы следует максимально подробно знакомить учащихся со славным историческим прошлым нашей Родины, воспитывая в них чувство патриотизма не словами, а через эмоциональное восприятие лучших образцов отечественной музыкальной культуры: опер М.И.Глинки «Иван Сусанин», А.П.Бородина «Князь Игорь», кантаты «Александр Невский» и оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева.
Использованная литература
В.Соколов. Прощание славянки: Жизнь и творчество В.И.Агапкина – автора популярного марша. М.,1987.

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Внеклассное мероприятие по музыке для 6-8 класса. Дмитрий Шостакович. Музыка к кинофильмам
Опубликовано: 2361 день назад (7 ноября 2017)
Просмотров: 1929
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!