Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов «Дмитрий Шостакович. Детская музыка. Музыка к кинофильмам».
Автор: Фёдорова Галина Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Муниципального Учреждения Дополнительного Образования «Детская школа искусств №4» Люберецкого муниципального района Московской области.
Описание: Сценарий предназначен учителям музыки общеобразовательных школ, преподавателям теоретических дисциплин музыкальных школ и школ искусств для проведения внеклассных мероприятий: классных часов. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения великого отечественного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Знакомство с фактами его биографии, творчеством будет полезно учащимся средних и старших классов.
Назначение работы: Сценарий в игровой форме знакомит учащихся с творчеством Дмитрия Шостаковича.
Применение в учебно-воспитательном процессе: Эту сценку мы разыграли на районном фестивале по музыкальной литературе, который состоялся 14 апреля 2016 года. Работа наших учащихся получила высокую оценку преподавателей других музыкальных школ и школ искусств Люберецкого района, понравилась ученикам из других школ, присутствовавшим на фестивале.
Цель: приобщение учащихся среднего и старшего школьного возраста к отечественной музыкальной культуре.
Задачи:
1. познакомить учащихся с творчеством отечественного композитора XX века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича;
2. приобщить учащихся среднего и старшего школьного возраста к восприятию музыки XX века;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
4. воспитывать у детей интерес к музыке и её создателям.
Техническое оснащение мероприятия: видеопроектор для показа слайдов.
Предварительная работа:
- выбрать учащихся, которым интересна данная тема;
- прочитать с ними сценарий;
- распределить роли. Одна роль – «Катя» - неизменная. Количество остальных участников может меняться по желанию учащихся;
- выучить текст наизусть. Самое сложное – запомнить, кто когда вступает со своей репликой. Наши учащиеся имели «напоминалки» на телефонах.
- несколько раз отрепетировать, добиться выразительного, эмоционального исполнения каждым своей реплики.
Сценка «Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Детская музыка, музыка к кинофильмам»
На сцену выходит группа из 4-5 учащихся с планшетами, телефонами.
- Первая участница (Смотрит в планшет): - Так, что у нас сегодня по плану?
- Вторая участница (Тоже смотрит в планшет): - Почему-то сейчас позвали… Ты не знаешь, зачем?
- Первая: - Понятия не имею. Может, Катя знает? она у нас всезнайка!
- Вторая: - Катя, скажи, зачем нас сегодня утром вызвали?
- Катя: - Здравствуйте! У нас сегодня выступление на фестивале! (перед детьми)
- Первая и вторая вместе: Какое выступление?
- Катя: - Посмотрите, дети сидят! Поздоровайтесь!
- Все участники, кроме Кати: - Здравствуйте, ребята!
- Первая участница, обращаясь к Кате: – Ну и что дальше?
- Катя: -Тему нашу называйте!
- Все остальные: - А мы не помним!
- Катя: Хороши, нечего сказать!!! А композитора хоть помните?
- Одна, заглядывает в планшет: - Кажется, Шостакович, Дмитрий Дмитриевич.
- Вторая: - Ну а дальше-то что? О чём рассказывать будем?
- Третья: - О чём, о чём. Вспоминайте!
Все делают напряжённые лица, пытаются вспомнить.
- Четвёртая (неуверенно): - Может, о детской музыке?
- Третья: - Скажешь тоже! Шостакович – и детская музыка! он композитор серьёзный!
- Вторая: - Нам рассказывали, написал Седьмую симфонию о Великой отечественной войне, и вообще симфонист, летописец, можно сказать, двадцатого века.
- Третья: - Ну и что? Мог же он и для детей что-то написать…
- Четвёртая: - Не верится мне в это!
- Катя: - Ну и зря! Очень интересная у него детская музыка! Только необычная!
А писал он её, когда у него свои дети подросли. Для дочери Гали Шостакович написал «Танцы кукол», переделал музыку своих балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей».
Вторая: - Давайте ПОСЛУШАЕМ …
(звучит пьеса из «Танцев кукол»: «Шарманка», «Гавот» или «Полька»).
-Катя: - А для сына Максима композитор написал Концертино.
- Первая участница: - Интересно, ведь Шостакович не один такой композитор был… И Бах писал для своих детей, и Шуман.
- Вторая: - И Сен-Санс, «Карнавал животных»…
- Третья: - А Чайковский?
- Четвёртая: - Ну знаешь ли! То, что Пётр Ильич Чайковский написал «Детский альбом» для своего племянника Володи Давыдова, даже я знаю!
- Вторая: - Хорошо, писал Шостакович детские произведения, но как? Он же весь был в серьёзных мыслях, симфонии создавал, исторические события в них изображал…
- Третья: - Ну и что? Возможно, он помнил себя ребёнком…
- Катя: - Да, детство у Дмитрия было хорошее! В семье – ещё две сестры, Маша и Зоя. Мама, Софья Владимировна,– пианистка, училась в петербургской консерватории. Папа играл на гитаре, рояле…
- Первая: - Мите нравилось слушать музыку, а самому учиться играть не очень-то хотелось…
- Катя: - Мама начала его учить музыке в девять лет. Зато уже через два года ежедневных занятий он играл не только в школе Игнатия Гляссера, но и в домах знакомых, для взрослых людей. У художника Бориса Михайловича Кустодиева, например. Он учился вместе с его дочерью Ирой.
- Вторая: - Постой, так вот почему Кустодиев нарисовал его?
-Катя: - Да, и обратите внимание на его пальцы, нервные, тонкие и в то же время сильные! По воспоминаниям современников, ребёнком он был тихим, скромным, но за инструментом преображался! Его музыка захватывала, она как бы разговаривала со слушателями, иногда весьма озорно, причудливо, неожиданно.
- Первая: - Недаром назвал он три миниатюры, написанные в годы учёбы в Петербургской консерватории, «Фантастические танцы»! «Танцы» исполняются и сегодня!
(Звучит «Фантастический танец» Шостаковича).
- Вторая: - А писал Шостакович другую музыку, которую могут сегодня исполнять дети, мы, например?
-Катя: - Конечно! Вот сейчас какой год?
- Четвёртая: - Какой? 2016-й!
- Катя: - А как его назвали?
- Четвёртая (после долгих раздумий, неуверенно): - Кажется, год кино?
- Третья: - А при чём тут Шостакович?
- Катя: - Ну вы даёте! Романс к кинофильму «Овод» никогда не слышали?
- Третья: - Напомни!
(Звучит музыка «Романса» из кинофильма «Овод», фрагмент)
- Третья, прерывая: - Это слышали.
- Катя: - А вы знаете, что Шостакович фактически стоял у истоков киномузыки?
- Первая: - Из его биографии припоминаю, что, когда умер отец, Дмитрий пошёл работать в кинотеатр аккомпаниатором…
- Вторая: - Да, кино тогда было немое, а профессия аккомпаниатора ещё как-то называлась…
-Третья: - Тапёр! Вот! Шостакович был тапёром.
-Четвёртая: - Был, но недолго! Эта работа ему не нравилась, она отвлекала от творчества, изматывала.
-Катя: - Однако когда молодые режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг заказали Шостаковичу партитуру к немому фильму «Новый Вавилон» в 1928 году, он сразу согласился.
-Первая: - «Новый Вавилон» - это о чём?
- Катя: - В те времена фильмы имели политическую окраску. Фильм о любви, но во времена парижской Коммуны. Девушка, Луиза, работала цветочницей в магазине «Новый Вавилон», а её молодой человек, Жан, был солдатом. Они оказались по разные стороны баррикад.
-Вторая: - А причём тут партитура и оркестр?
-Катя: - А при том, что звукового кино пока ещё не было, и решили, что музыку будет исполнять не пианист, а симфонический оркестр.
- Третья: - И каков результат?
- Катя: - Шостакович написал музыку, но она оказалась настолько новой и сложной, что оркестры её не выучили, и вся затея провалилась! Музыка, как теперь принято говорить, легла на полку.
- Четвёртая: - А Шостакович?
- Катя: - Неудача его не смутила, он написал музыку к следующему немому фильму тех же режиссёров. Фильм назывался «Одна» и рассказывал о судьбе сельской учительницы, борющейся за новую жизнь в далёкой алтайской деревне. Фильм появился на экранах весной 1931 года.
- Первая: - А дальше?
- Катя: - Третьей работой Шостаковича в кино стал полностью звуковой фильм «Златые горы». Премьера состоялась в ноябре 1931 года в единственном тогда в Москве звуковом кинотеатре на Арбатской площади (в советское время это был кинотеатр «Художественный»).
- Вторая: - Но ведь этой музыки мы совсем не знаем!
-Катя: - Да, но песню из четвёртого фильма, «Встречный», запела вся страна
(Звучит «Песня о Встречном»).
Её узнали и полюбили в странах Европы, в Швейцарии она стала свадебной песней, а в 1948 году, с новым текстом, была объявлена Гимном ООН.
- Третья: - И что дальше?
- Катя: - А дальше – более тридцати киноработ, среди которых трилогия о Максиме,
«Молодая гвардия», «Пирогов», «Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», Виссарион Белинский», «Незабываемый 1919-й». Все эти фильмы посвящены истории Родины, великим людям России.
-Четвёртая: - Так что же, получается, что Шостакович был первым композитором, писавшим для кино?
-Катя: - Получается, что так! Мы знаем песни Исаака Дунаевского, такие, как «Весёлый ветер», «Ой, цветёт калина», а между тем Дунаевский пришёл в киномузыку после Шостаковича, в 1933 году!
- И всегда восторгался его музыкой для кино!
- Катя: - Так что писал Дмитрий Дмитриевич и детскую музыку, и музыку к кинофильмам, музыку замечательную, которую сейчас любят играть и дети, и взрослые!!!
(Звучит песня «Родина слышит»).
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по музыке для школьников 5 - 8 классов
Внеклассное мероприятие по музыке для 2 класса. Сценарий
Внеклассное мероприятие по музыке для начальных классов
Тематическое музыкальное занятие в старшей группе: Танцы кукол "Дмитрия Шостаковича"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по музыке, 3 класс
Вечер вальса в школе. Сценарий мероприятия