Из опыта работы учителя английского языка. Использование интерактивных стендов при обучении чтению на английском языке в начальной школе
Автор: Волкова Галина Валерьевна, учитель английского языка АНО СОШ "Приоритет"
Процесс обучения младших школьников чтению на английском языке – задача не простая. Сказывается различие между графемно-фонемными системами родного и иностранного языка в целом, а также особая сложность правописания и звукопроизношения именно английского языка. Федеральные образовательные стандарты нового поколения требуют от современного учителя особое внимание уделять развитию автономии ученика, его способности к самообразованию, а также развитию навыков коммуникации и сотрудничества. Возможно ли реализовать столь высокие требования в рамках выполнения столь сложной задачи, учитывая юный возраст учеников? Безусловно! Особенно, если взглянуть на процесс обучения чтению как на идею совместного творчества, которое доставляет радость всем участникам процесса- и учителю, и ученикам.
Идея интерактивных стендов возникла у меня на этапе, когда навык чтения отдельных слов и самых простых фраз, например, «I’ve got a cat. It’s big» (У меня есть кошка. Она большая.), предлагаемых учебным курсом, был у моих первоклассников сформирован. Так как переход от чтения отдельных слов к чтению коротких фраз, предложений и коротких текстов вызывал затруднения, возникла необходимость создания особой среды, мотивирующей к чтению на английском языке. Хотелось вызвать у учащихся неподдельный интерес к чтению, который помог бы совершенствовать пока еще только формирующийся навык чтения и побудил моих учеников применять его за рамками урока.
Когда мы проходили традиционную для начальной школы тему «Одежда», в классе появилось два новых ученика Tim и Pam (Тим и Пэм), обладающих обширным гардеробом, в создании которого принимали участие все первоклассники. Конечно, одежду нужно было раскрасить и все вещи нужно было подписать. Каждый ученик смог выразить свой индивидуальный вкус, создавая гардероб нашим модникам.
Затем пришла очередь развивать навыки коммуникации и взаимодействия. В начале урока, работая в группах, учащиеся решали, что сегодня оденут наши новые друзья, читали, выбирали предметы одежды и рассказывали на английском языке, в чем одет их подопечный. Игра с бумажными «одноклассниками» увлекла первоклассников, вскоре они стали с удовольствием заниматься этим самостоятельно на перемене.
Но настоящий фурор произвела наша гусеница Canny (от английского глагола «can» - уметь), которая мечтает рассказать, что умеют делать ученики нашей школы. Сначала она появилась на стенде “What can you do?”(Что ты умеешь делать?)
Во в неурочное время любой желающий мог сделать гусеницу длиннее, взяв из специального кармашка на стенде чистый шаблон и написав, что же он умеет, например, «I can jump» (Я умею прыгать). Главное – соблюдать два правила: не повторять предыдущих записей и писать без ошибок. Конечно, приходилось каждый раз прочитать все сначала, чтобы не повториться. Желающих сообщить о своих умениях оказалось так много, что гусеница росла и росла.
В конце концов, ей пришлось поменять место жительства и переселиться из холла на целых два стенда в классе английского языка. До конца учебного года чтение Canny было любимым развлечением наших учеников перед уроком английского языка. А количество новых глаголов, которые самостоятельно выучили за это время учащиеся, превзошло все мои ожидания и шагнуло далеко за пределы школьной программы.
Место в холле, которое освободила гусеница занял еще один интерактивный стенд с загадками про животных “Guess the animal” (Отгадай животное), который сразу стал пользоваться большой популярностью у юных читателей и … писателей. Дело в том, что материал для стенда готовили третьеклассники. Первые несколько загадок они сделали на уроке, работая в парах. Выбирали животное, составляли про него короткий текст-загадку на английском языке, согласно предложенным учителем критериям, самостоятельно искали в интернете картинку выбранного животного. Написанный текст (без наименования животного) наклеивался на одну сторону карточки, изображение животного – на другую.
Затем, запас загадок стал пополняться благодаря добровольцам, увлекающимся изучением дикой природы. Хорошие оценки и популярность среди любителей загадок были достойной наградой начинающим писателям. Оказалось, что любителей животных среди третьеклассников очень много, и они рады были поделиться своими знаниями с младшими. В результате у нас появился очень забавный живой уголок, где джунгли соседствовали с крайним севером, и читатели могли встретить одновременно пингвина и тигра.
Этот «уголок дикой природы» давал возможность прочитать загадку и проверить отгадку просто перевернув карточку. Первоклассники получили возможность читать короткие понятные и интересные им тексты. (Ведь так хотелось правильно угадать животное!) Формировался навык не механического, а самостоятельного смыслового чтения, а также навык самопроверки и самоконтроля.
Подводя итоги, следует отметить, что использование в процессе обучения чтению интерактивных стендов действительно помогает сформировать интерес к чтению на английском языке на самом трудном начальном этапе. Принцип наглядности и игровая составляющая полностью отвечают психолого-возрастным особенностям учеников начальной школы и позволяют формировать необходимый учебный навык быстро и эффективно. Важно, что учащиеся сами принимают активное участие в создании образовательной среды, а также учатся работать в парах, группах и индивидуально. А самое главное – они начинают учиться применять навык, полученный на уроке (Например, знание конструкции «I can jump» (Я умею прыгать.) за его временными рамками. А значит, можно говорить о формировании универсальных учебных достижений и развитии автономии учащихся – того, что требуют от нас, учителей, ФГОСы нового поколения.
На мой взгляд, использование интерактивных стендов в начальной школе может быть эффективным не только при изучении иностранного языка. Окружающий мир, русский язык, математика благодаря творческому сотрудничеству учителя и учеников могут оказаться гораздо более увлекательными. Эмоциональная составляющая является основой обучения в начальной школе. Чтобы успешно преодолевать возможные трудности, необходимо относиться творчески к обучению в целом, не бояться вносить свое личное отношение к происходящему, увлекать этим своих учеников и самим увлекаться игрой.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы на английском языке
Использование метода проектов в преподавании английского языка в начальной школе
Использование игровых технологий в обучении младших школьников Английскому алфавиту
Опыт работы учителя английского языка. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английског
Похожие статьи:
Конспект урока по английскому языку для 2 класс по теме Профессии
Конспект урока английского языка, 2 класс по теме: Семья
Конспект комбинированного занятия ко Дню Матери, 1 класс
Конспект комбинированного занятия для 1 класса «Мастерская Санта Клауса»
Конспект итогового занятия по английскому языку в 1 классе на тему «Рождество»