Подборка опытов и наблюдений в природе весной
Свойства почвы
Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы:
два образца почвы: первый с участка, который редко посещают люди
(рыхлая почва), второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей; для каждого образца - банка с водой. Па банках наклеены этикетки: куда
будем опускать почву с утрамбованной дорожки - силуэт человеческого следа, а на другой - силуэт любого растения. После проведения опыта задайте детям вопросы:
1. В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле, под тропинками,
или на участках, которые люди не посещают? Почему?
2. Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
3. На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что
происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется.
Задача педагога: подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, в парке.
«Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?»
Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает.
Описание. 1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место.
2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода.
3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку
«Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением; формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.
Материалы и оборудование: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупы.
Описание. 1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок, вату, мох.
2. Рассмотрите с помощью лупы и предложите детям понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев.
3. Опустите в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.
4. Сравните лист и хвою. Чем отличаются деревья хвойных пород от лиственных?
5. Возьмите 5 спичек, надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
6. Капните несколько капель на сгибы спичек.
Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; деревья бывают лиственных пород и хвойных; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр
Наблюдения в природе
“Наблюдения за деревьями”.
Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.
(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)
Вопросы к детям:
Чем покрыты почки ивы?
Чем отличаются ветки тополя и березы?
Как расположены почки березы на ветке, как тополя?
Как выглядит ветка сирени?
Прочитать стихотворение: “Весна”. (А.Фет)
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.
“Рассматривание первоцветов”.
Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.
Предложить найти сходства и различия цветов.
Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.
«Весенний - солнечный день»
Цель: учить видеть красоту природы. Развивать умение рассуждать;
Художественное слово " Весна" Г. Новицкая
Опять весна пришла на дачу.
Ликует солнце. День подрос.
И лишь одни сосульки плачут,
Жалея зиму и мороз.
«Проталины»
Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Художественное слово "Проталинки" М. Тахистова
Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!
Наблюдение за поведением птиц
Чем питаются, что делают птицы весной?
Художественное слово: загадки
- Кар –кар-кар! Кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вищицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает! Чик-чик!" ( Воробей)
Наблюдение "Растения и кустарники на участке"
Закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
Художественное слово: "Сосчитай!" И. Демьянов
Покосился Еж на Елку:
- У тебя иголок сколько?
Пригорюнился на пне:
"Может, больше, чем на мне?"
Говорит лесов хозяйка:
- Лезь на ветки, сосчитай-ка!
Может больше, может, нет –
Сосчитай и дай ответ!
Закликаем весну
Цель: уточнить, что дети знают о последовательности весенних изменений в природе (увеличение дня, повышение температуры, рост растений, прилет птиц). Познакомить с русским народным обычаем встречи весны.
Наблюдение
По старинному русскому обычаю, в марте выходили на улицу встречать или закликать весну и перелетных птиц, прежде всего жаворонков, которые, как считалось, ее приносят. В сельских избах пекли хлебцы и закликали весну, а хлебцы потом съедали.
Закличка: Весна, весна красная, приди весна с радостью (идут по кругу), с доброй радостью, с великой милостью, со льном высоким, с корнем глубоким, с дождем сильным, с хлебом обильным.
Художественное слово
Долго шла весна тайком Гонит талые снега
От ветров и стужи, С гомоном и звоном,
А сегодня – прямиком Чтобы выстелить луга
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность в старшей группе (опыты). Мир магнитов
Конспект интегрированного НОД по экспериментированию в старшей группе
Эксперементирование зимой в старшей группе ДОУ
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада