Совместное мероприятие детей и родителей «Приобщение к народным традициям»
Цель: Вовлечь родителей к совместной деятельности с детьми, приобщая к традициям народной культуры. Задачи:
- Развивать интерес к культуре и традициям русского народа;
- Развивать художественные и творческие способности;
- Развивать интерес к русским народным играм, эмоциональной отзывчивости;
- Закрепить правило подвижных народных игр;
- Воспитывать интерес к народному творчеству, традициям, играм.
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям,
Ход
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие! Гости дорогие, рада видеть вас здесь! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красок, удивительных творений народных умельцев. Играть в русские народные игры, в которые играли ваши дедушки, бабушки, мамы, папы. И они сегодня их вспомнят и поиграют вместе с нами.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны. Слайд (1-4 слобода Дымково, город Вятка- Киров)
Вы поверите, в ваше время Дымка есть
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки, (Слайд 5-7 Дымковские игрушки)
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные: Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
– Простой.
Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду, (Слайд 8-9 Барыня)
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале,
Постарайтесь с мамой аккуратно расписать.
Для начало сделаем физминутку.
Физкультминутка
Игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки, (дети и родители движутся по кругу, держась за руки).
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей (закрывают руками брови),
Вот с такими ушами (показывают большие уши),
Вот с такими носами (показывают большой нос),
Вот с такими усами (показывают усы).
С такой головой (показывают большую голову),
С такой бородой (показывают большую бороду),
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
(Все делают разные движения)
Продуктивная деятельность (Негромко играет народная музыка) Воспитатель: (обращаю внимание на выполненные задания )
Посмотрите, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Вы сегодня, смогли представить себя в роли мастеров дымковской игрушки.
Воспитатель: Теперь отправимся в игровой мир. В этих играх у вас появится возможность проявить себя, показать, какие вы ловкие, быстрые, выносливые. И в них играл народ.
Выходите, веселей.
Поиграем поскорей!
А игра у нас такая: «Ручеек»
Становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в знакомую вашим мама народную игру. «Собачка»
Если количество участников превышает три, то чертится круг и участники игры занимают места за кругом, а водящий- «Собачка» занимает место в центре круге. Игроки перекидывают, перекатывают, перебрасывают мяч друг другу, а водящий — «Собачка», должен поймать этот мяч. Когда водящий поймает мяч (некоторые играли так: водящий не обязательно должен был поймать мяч, можно было его просто задеть), то тот игрок, который последний касался мяча- становится водящим, а водящий занимал место игрока.
Все сюда,
Здесь веселая игра.
Собираемся играть
«Золотые воротца». Мама: а я знаете, что эта игра произошла от русской народной игры «Ручеек». Давайте поиграем в эту игру. Считалкой выбираем ведущих
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Игра “Золотые ворота” (музыкальная) Описание: Делятся на пары. Пары встают лицом друг к другу и поднимают руки, образуя ворота. Остальные участники берутся за руки так, что получается цепочка. Игроки ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Отворяем ворота,
Поспешайте все сюда,
Первый раз прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становятся воротами. Игра продолжается некоторое время. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Воспитатель: Молодцы,
Вы так дружно все играли.
Свою удаль показали.
Вы теперь мои друзья,
Иди все сюда! Воспитатель предлагает присесть и отгадать загадку Ребенок:
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить. Слайд Шиповника
Воспитатель: Шиповник - плод, который наши Предки ценили больше золота. Уже издавна он использовался людьми как целебное растение, а его плоды на Руси ценились дороже золота, обменивались на атлас, бархат, собольи меха. Хранили плоды в Кремле, а в Аптекарском приказе, что никто из лекарей не мог получать плоды шиповника без специального разрешения царя. Для их сбора в оренбургские степи посылались специальные экспедиции под охраной воинов. Славяне свято верили, что лепестки шиповника, разбросанные в доме, успокаивают человека и ограждают от домашних неурядиц. Плоды шиповника нанизывали на нитку и носили как бусы для привлечения любви. Посмотрите на груди у детей бусы из шиповника. По приданию их носили для привлечения любви девушки.
Чудо - бусы у детей,
Я их делала полдня.
Они такие красивые, Ребенок:
Хороши они,
Бусы из плодов шиповника. Воспитатель: И дети как самые лучшие искусные мастера , любящие вас смастерили из таких ягод бусы для вас.
(Дети дарят бусы своим родителям). Воспитатель: На Руси с поклон веков есть традиция такая, дорогих гостей угощать душистым чаем. 1. Ребенок:
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
2. Ребенок:
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
3. Ребенок:
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт
- Очень долго проживёт!!!
Родители с детьми проходят мыть руки и садятся за накрытые столы:
Воспитатель: Рассказывали, что чай из шиповника, выпитый перед сном, вызывал вещие сны. Рецептов приготовления вкусного и полезного чая из шиповника много, а все потому, что он прекрасно сочетается как с другим плодами и травами, так и с ягодами, фруктами и даже специями. Чаепитие, звучит спокойная народная музыка. Воспитатель:
Что ж прощаться нам пора,
Посидели дружно
Приходите к нам всегда
Отведать чай, поиграть.
Презентация на тему: Приобщение к народным традициям