Внеклассное мероприятие в начальной школе "Пернатые - наши друзья"
Автор: Тузова Гульнара Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Блюдчанской СОШ СП Блюдцинской школы Чановского района Новосибирской области.
Назначение: для закрепления знаний о птицах.
Цели и задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах.
Воспитательные:
1. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты и справедливости к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Развивающие:
1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование:
•рисунки детей о птицах;
•книги о птицах;
•грамзапись "Голоса птиц";
•иллюстрации птиц;
•плакат с надписью "Пернатые - наши друзья";
•мультимедийная установка;
•экран;
•презентация «Пернатые – наши друзья»;
•карточки для индивидуальной работы;
•дидактические игры.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, поиграем и посоревнуемся в разных конкурсах.
- Кто такие пернатые? (птицы)
- Почему они наши друзья? (ответы детей)
- Чем птицы отличаются от других животных? (их тело покрыто перьями)
- Для чего нужны птицы природе? (Птицы создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений и т.д.)
-Птиц очень много на Земле – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весом несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать. Есть хищные птицы, а есть и «вегетарианцы», которые питаются только растительной пищей.
- Давайте вспомним, какие птицы обитают в наших краях, вы наверняка многих из них знаете и легко отгадаете по описанию.
1. Конкурс «Узнай птицу по описанию»
-Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на три группы? (перелетные, зимующие и «зимние гости».)
2. Конкурс «Перелетные, зимующие и «зимние гости»
- Каких птиц называют перелётными?
(Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
- Каких птиц называют «зимними гостями»?
(Птицы, которые прилетают к нам на зимовку из леса, из тайги.)
- Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
- Птицы, которые не улетают в тёплые края, называют осёдлыми. Зимняя пора – трудное время для пернатых. И хотя осёдлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы, и всё-таки тяжело им зимой.
- Подумайте и скажите, по питанию можно птиц разделить на группы, и на какие? (Насекомоядные, растительноядные, хищные, птицы, которые питаются смешанной пищей).
3. Конкурс « Питание птиц»
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
- Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
- Какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
4. Конкурс «Меню для птиц» (кроссворд)
-Разгадав кроссворд, вы узнаете ключевое слово.
-Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. Покормим наших пернатых друзей семенами, семечками и ягодками, насыпая корм в кормушки.
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила
ПРАВИЛА:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки, мешочки и т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
5. Игра «Прилетели птицы»
- Давайте поиграем:
- Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
6.Игра «Чей это голос?»
- Послушаем теперь голоса птиц и отгадаем, чей это голос? (грамзапись "Голоса птиц")
7.Конкурс «Кто как кричит?»
На доске вывешены по 5 картинок с изображениям птиц. Каждый участник прикрепляет табличку с голосом птицы напротив соответствующей птицы.
Сорока (стрекочет)
ворона (каркает)
воробей (чирикает)
кукушка (кукует)
утка (крякает)
гусь (гогочет)
сова (ухает)
журавль (курлычет)
голубь (воркует)
глухарь (токует)
8. Викторина «Я знаю птиц!»
9. Игра «Фотоглаз» Перед каждым участником лежит квадрат с изображением 4 птиц. Нужно за 30 секунд запомнить название птиц и их расположение, а затем сложить их также.
10. Ребусы
11. Мозаика - собери птичку.
- У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу, и назови её.
12. Народные приметы о птицах.
- Народные приметы люди часто связывали с птицами – нашими пернатыми друзьями. Я вам назову несколько народных примет о птицах:
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели, т.е. к потеплению»;
«Зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра»;
«Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат»;
«Синица к избе – зима на дворе»;
«Осенью птицы летят низко – к холодной зиме»;
-А кто из вас знает народные приметы о птицах? ( Дети называют приметы)
13. Вопросы и приметы о птицах
14. Игра «Я помню всё»
Это игра-состязание между двумя играющими. Они должны запомнить и повторить название птиц в той же последовательности, к которой они вводились в игру. Кто первый ошибётся, тот и проиграл.
15. Кроссворд «Пернатые – наши друзья»
16. Подведение итогов.
- Наше мероприятие подошло к концу. Я думаю, каждый для себя открыл что-то новое и полезное о птицах. Я обращаюсь к вам с просьбой: не забывайте о наших пернатых друзьях. »
- Птицы - дети воздуха.
- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.
А главное - птицы наши младшие братья, и мы, как старшие, должны их беречь и охранять.
17. Награждение.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий мероприятия для младших школьников "Птицам помогите"
Выставка детских работ. Птицы Кубани
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Наши пернатые друзья»
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы «Соловей восточный или обыкновенный». Сценарий с п
Похожие статьи:
Поделка из бумаги ко Дню птиц
Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: Удивительные птицы
КВН ко Дню птиц для начальной школы
Классный час на День птиц 2 класс
День птиц. Сценарий праздника в начальной школе