Экологический проект "Маленькие Эколята спешат на помощь". Средняя группа
Автор: Тузова Гульнара Михайловна, воспитатель
Место работы: МБДОУ Чановский детский сад №4, Чановского района, Новосибирской области
Описание:Данный проект будет полезен воспитателям, педагогам, родителям с целью приобщения к проектной деятельности детей и взрослых.
Паспорт экологического проекта «Маленькие Эколята спешат на помощь»
Раздел программы: экология
Возраст: средний дошкольный
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный -3 недели
Реализация проекта: 02. 12. 2019 г. – 20. 12. 2019 г.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Актуальность проекта:
В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошколят правильно вести себя в природе и среди людей.
Девиз проекта:Только вместе, только дружно помогать природе нужно!
Цель проекта:
знакомство детей с основами экологической культуры, посредством сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о природе;
- обогащать словарный запас детей;
- вовлекать родителей в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение общей экологической культуры ребёнка;
2. Формирование нравственно-экологического отношения к окружающей действительности;
3. Улучшение навыков экологической безопасности;
4. Расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире;
5. Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями;
6. Формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её;
7. Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Для родителей:
1. Вовлечение в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира – акция «Покорми птиц зимой!»
(изготовление кормушки для птиц);
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение современных форм и новых методов работы по формированию экологического воспитания дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.
Формы работы с детьми:
1. занятия познавательного цикла;
2. чтение художественной литературы;
3. рассматривание энциклопедий;
4. просмотр презентаций по теме;
5. беседы экологические;
6. просмотр видеофильма «Эколята – молодые защитники природы»;
7. выставка детских творческих работ «Будь природе другом»;
8. оформление стенда «Маленькие Эколята»;
9. наблюдения за окружающей природой;
10. продуктивная деятельность;
11. исследовательская деятельность;
12. игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые и проблемные ситуации;
13. досуговая деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. уголок природы в группе;
2. участок на территории ДОУ;
3. экологическое оборудование;
4. методический инструментарий
(картотеки, НОД, сценарий открытого занятия, видеофильм, презентации и т.д.);
5. подборка методической литературы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Содержание проектной деятельности:
1этап – подготовительный:
• разработка перспективного плана;
• подготовка цикла тематических мероприятий;
• создание развивающей среды;
• подбор необходимой художественной литературы для реализации проектной деятельности;
• изготовление книги-раскладушки своими руками «Жалобная книга природы»;
• разработка мероприятий.
2 этап – основной (практический):
• проведение цикла тематических мероприятий посредством сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы, используя лэпбук "Азбука природолюбия";
• организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей.
3 этап – заключительный:
• обработка результатов по реализации проекта;
• выставка рисунков, поделок, аппликаций «Будь природе другом»;
• итоговое открытое занятие «Добрые дела Эколят-дошколят»;
• информационный материал в родительском уголке «Маленькие Эколята».
Полученный результат реализации проекта:
1.сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;
2.получение детьми знаний по экологии;
3.повышение общей экологической культуры ребёнка;
4.формирование нравственно-экологического отношения к окружающей действительности;
5.улучшение навыков экологической безопасности;
6.экологический стенд-уголок «Маленькие Эколята»;
7.итоговое открытое занятие «Добрые дела Эколят-дошколят»;
8.презентация «Прогулка в сказочный лес к старичку-Лесовичку»;
9.фото отчёт по проекту.
Приложение:
• план реализации тематического проекта «Маленькие Эколята спешат на помощь»;
• подборка дидактических игр;
• сценарий итогового занятия «Добрые дела Эколят-дошколят»;
• информационный материал в родительском уголке;
• художественное слово
(стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, беседы и т. д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ «Маленькие Эколята спешат на помощь»
Беседа на тему: «Что такое природа?»
Задачи:
- Сформировать понятие живая и неживая природа.
- Развивать память и мышление детей.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Средства обучения:
Макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «На лугу».
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
1. Воспитатель демонстрирует детям макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «На лугу» читает стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа?
(солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)
- Что нельзя назвать природой?
(то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот в природе есть животные, на которых ездит человек?
(лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа».
(называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома
(деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание двух домов: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло?
(лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет.
(его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека»
(показ картинок)
Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
Задачи:
Формировать понятия о явлениях природы
(убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце
(светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
- Какие изменения произошли в природе?
(ответы детей)
- Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
- Ребята, а греет ли оно?
(ответы детей)
- А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи?
(ответы детей)
- По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.
- Как вы думаете, почему так говорят?
(ответы детей)
- А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт
(иней).
Трудовая деятельность.
Трудовая деятельность: сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Подвижная игра: «Листопад».
Конспект ОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме?»
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о диких животных, расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.;
- воспитывать любознательность.
Средства обучения:
-картинки с изображениями зверей;
-маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя;
-музыкальный центр, аудиозапись песни «Мы едем-едем…)[/i]
Ход ОД:
Воспитатель:
-Дети, я сегодня получила телеграмму, в которой говорится о том, что жители осеннего леса пригласили нас к себе в гости. Так что давайте собираться в путешествие. А вот кто нас там встретит, мы увидим, разгадывая загадки, которые для нас подготовили жители этого замечательного леса.
- А для начала скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
(ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме?
(ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему. А как, мы сейчас узнаем.
Итак, в путь! Присаживайтесь на свои места. Поехали!
(звучит фонограмма песни «Мы едем-едем…)
Итак, остановка, и первая загадка:
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Медведь:
- Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время поспели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Воспитатель:
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы …
(лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме).
Лиса:
- А мы, лисы, к зиме тоже меняем старую шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Воспитатель:
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Волк:
- Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных. А сейчас, дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной:
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
(Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть.
( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх,
(Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики,
(Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
(Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом,
(Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише,
( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
(Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал.
(Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Заяц:
- Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу - не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: взамен серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Воспитатель:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме).
Белка:
- Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Воспитатель:
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Ёж:
- Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Воспитатель:
-Вот мы и познакомились с лесными жителями и узнали, как они готовятся к зиме. А теперь нам пора возвращаться в группу. Скажите, дети, что вам больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии? Что вы узнали нового. Подводится итог занятия.
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Береги и люби родную природу!»
Задачи:
Образовательные:
- прививать умение видеть прекрасное ;
- вызывать желание узнавать новое.
Развивающие:
- развивать чувство формы и композиции.
-развивать мелкую моторику пальцев.
- развивать умения работать кистью и красками.
Воспитательные:
-Воспитывать аккуратность в работе.
Средства обучения: акварель или гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования. Репродукция картины И. Левитана, И. Шишкина.
Предварительная работа: целевые прогулки в парк, рассматривание разных деревьев, листвы
(форма, цвет), знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова.
Ход ОД.
Воспитатель:
(на мольбертах расположены картины И. Левитана, И. Шишкина)
Окружающий мир поражает своей красотой в каждом своём проявлении. Самым ярким воплощением красоты природы является лес, парк, бор. Посмотрите на эти картины, как ярко, точно художники изобразили все разнообразие осенних деревьев, как точно прорисованы самые мелкие детали
(веточки, листочки, завитки).
Стихотворение Г.Соренкова «Осенняя краса»
Светит солнышко с небес.
С летом день прощается.
Мы идём в страну чудес
К осени-красавице.
Осень в сказочной красе
Скоро с нами встретится:
Лента жёлтая в косе
У березы светится,
Гроздья ягод у рябин —
Яркие фонарики.
В каждой ягодке рубин
Драгоценный маленький.
А у тоненьких осин
Осень — красок магазин.
Чудо-краски — разные.
Некоторые художники любили рисовать природу, они выбирали очень красивые интересные места, любовались сами и с нами поделились такой красотой. Теперь эти картины находятся в галереях, каждый человек может прийти и посмотреть на них, вам нравятся эти картины?
(да). Вот, мы с вами и попробуем сегодня нарисовать дерево. Дети скажите, а какое сейчас время года?
(осень) Правильно! Мы, с вами нарисуем «Дерево осенью». Какие цвета красок мы будем использовать?
(коричневые, желтый, красный, зеленый) Молодцы!
А сейчас давайте поиграем и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра:
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою…
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу!
Воспитатель:
Для начала мы определимся с главной составляющей любого дерева без исключения – это наличие веток разной величины и, естественно, ствола, который является основой. Наиболее толстая его сторона находится у самой земли, наиболее тонкая – верхний конец. Все ветки находятся на стволе, вдоль его, и направляются вверх. Длинные ветки находятся в нижней части дерева, короткие располагаются по направлению к верхушке.
Сначала начинаем рисовать именно основную часть дерева – ствол, так как со ствола и начинается изображение практически каждого дерева. Как мы уже знаем, верхняя часть ствола тоньше, нижняя – толще.
При использовании кисти начинаем прорисовывать ветви, которые изображаются аналогично стволу – сверху они достаточно тонкие, а ближе к стволу – более массивные. Тонкая часть всегда направляется вверх. В процессе работы важно помнить, что все ветки должны располагаться на разном расстоянии.
Далее делаем нашему дереву крону, состоящую из маленьких веточек, отходящих от крупных, а на них еще более мелких. Маленьких веточек на рисунке должно быть много, и все они имеют одинаковый диаметр. Несмотря на то, что они очень тонкие, все веточки, так же, как и крупные, направлены вверх.
А теперь промываем кисточку хорошо, растворяем коричневую краску, закрашиваем ствол. После чего кисточку опускаем в красную краску и прикладываем к веточкам, это у нас красные листочки, затем в желтую – желтые листочки и зеленые, показываем, как листья падают на землю.
Молодцы! Дерево готово!
После занятия дети показывают свои рисунки.
Выставка работ.
Художественное творчество «Будь природе другом!»
Раскрашивание с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синица и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте раскрасим рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу.
Пословицы и поговорки о растениях.
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Где вода, там верба, где верба, там и вода.
Дождешься, как от вербы яблок.
От ивы яблоко не родится.
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме
Даст небо дождь, а земля — рожь.
Будет дождичек — будут и грибки.
Шиповник - для здоровья клад
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.
Пословицы и поговорки о животных.
Собака лает, караван идет.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Знает кошка, чье мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Гусь свинье не товарищ .
Волка ноги кормят.
Каждый сверчок, знай свой шесток.
Цыплят по осени считают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Соловья баснями не кормят.
Яйца курицу не учат.
Это - еж, его руками не возьмешь.
Каждая жаба свое болото хвалит.
Загадки о природе.
Листья осенью летят,
Наступает…
(листопад)
Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(болото)
Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это …
(солнце)
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется…
(трава)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(молния)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
по ветру шуршит ветвями.
(дерево)
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того.
(кустарник)
С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день…
(дожди)
Дождь моросил,
Ночь настала, и вот —
Лужи замерзли,
Везде…
(гололед)
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это…
(птицы)
Маленький мохнатый зверь.
Шерстка мягкая – проверь!
Любит молоко и маму.
Как погладишь – громкий самый!
Вырастай – ка, поскорей-
Будешь ты грозой мышей!
(котенок)
С им не страшно на прогулке,
И в лесу, и в закоулке.
Дом и дачу сторожит,
У него серьезный вид.
Самый верный друг на свете,
Кто он? Подскажите, дети?
(пес)
Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег!
(медведь)
Он живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно!
А зимой холодной
Бродит злой, голодный!
(волк)
Эта рыжая плутовка
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев!
Ей на зуб не попадайся!
(лиса)
Нет, увидеть не могу,
Чей же след здесь на снегу?!
Скачет, ушками лопочет,
Спрятаться скорее хочет!
(зайчик)
Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива -
Будет сытой круглый год!
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом - детки!
(белочка)
Он пыхтит как паровоз:
Так тяжел иголок воз!
(ежик)
Стихотворения о природе.
Березка
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева
В лесу
Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев
Дубки
На лужайке у реки
Посадили мы дубки.
Веселей расти, дубрава,
Всем на радость,
Нам на славу!
С каждым годом расцветай,
Шум зеленый поднимай.
Будьте счастливы, дубки,
На лужайке у реки!
А. Прокофьев
Медведь
Я медведь живу в лесу,
Зимой в берлоге крепко сплю.
А когда придёт весна,
Просыпаюсь я от сна.
И брожу в густом лесу.
Друзей лесных своих ищу.
Лиса
Я хитрая лисица.
Живу в густом лесу.
Мышей, птенцов и зайцев,
Уж очень я люблю.
А если до деревни,
Тихонько доберусь,
То берегитесь куры,
И вкусный, жирный гусь.
Ёж
На спине моей иголки,
Я живу под пнём у ёлки,
Хоть я маленький зверёк,
Но в иголках моих толк.
Даже волка и лису,
Обмануть могу в лесу.
Заяц
Заяц, он живёт в лесу,
Боится встретить он лису.
Быстро бегает по горкам,
И грызёт кору у ёлки.
Чтобы скрыться от лисы.
Шубку он меняет.
Зимой белая она, весной серая бывает.
Волк
Я сердитый, серый волк.
Я в зайчатах знаю толк.
На тропе моей лесной,
Не ищи ты встреч со мной.
Если только догоню.
В раз тебя я проглочу.
Белка
У меня пушистый хвост,
Ну а глазки зорки.
Я живу в дупле большом,
На высокой ёлке.
Быстро я сорву грибок,
Съем его у ёлки,
Но, а шишек наберу,
И в дупло скорей несу.
Голубка
Белая голyбка,
Голyбая юбка,
По воде ходила,
Юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
– Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
– Ах, ты, моя бедная!
Н. Орлова
Доктор дятел
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
– Вот что, дерево-рябина, –
Доктор Дятел говорит, –
Вы больны, у вас ангина,
Потому – и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Жаворонок
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик твой,
В ясном небе – песня! В. Берестов
Воробьи
Воробьи по проводам
Скачyт и хохочyт.
Видно, строчки телеграмм
Лапы им щекочyт.
С.Маршак
Стихотворение «Про всех на свете».
Все – все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто делает мед
И кто делает плохие дела
У кошки без мышки, у мышки без кошки,
Не лучшие делишки!
И, если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – ни будь лишним покажется,
То, это конечно, ошибкой окажется!
Все – все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
Рассказ «Девочки в лесу»
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге.
(По В.А. Сухомлинскому).
Вопрос детям: - Что, по-вашему, ответила Лида и почему?
Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес».
В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.
Что Паша сделал неправильно?
Медведица Ангелина остановила сына:
– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!
Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!
– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?
Можно ли рвать в лесу цветы?
– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.
– Давай! – обрадовалась Даша.
Можно ли ловить бабочек? Почему?
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.
– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
Вопросы.
1.Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
2.Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
3.Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
4.Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
5.Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?
Картотека пальчиковых игр.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем.
(Интенсивное сжимание пальцев рук
в кулаки.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
«Белка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Котята»
(играем пальчиками)
У кошки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
(пальцы вместе ладони врозь)
Два толстых, два ловких,
(прячем пальцы по парам)
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых!
«Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Картотека дидактических игр.
"Звери, птицы, рыбы".
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает
(название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей.
(называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
"Угадай, что где растет".
Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
"Что в корзинку мы берем".
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте
(овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
"Вершки – корешки".
Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда.
(в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.)
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
"Выбери нужное".
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
«Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...
«Какое время года?»
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
«Где что можно делать?»
Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу?
(Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
«Какая, какой, какое?»
Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...
«Закончи предложение».
Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - ...
(горький).
Летом листья зеленые, а осенью...
(желтые).
Дорога широкая, а тропинка ...
(узкая).
«Что сажают в огороде?»
Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам
(по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
- Морковь
(да), огурец
(да), свекла
(да), слива
(нет) и т. д.
«Дети и волк».
Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...
Землянику собирали. И глазища засверкали...
Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,
И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
«Что это за птица?»
Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц зимой; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
«Брать - не брать ягоды».
Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх.
(Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)
«Где что растет?»
Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте
(движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.
• -Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
• -Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.
Труд в природе и в уголке природы:
- Установка кормушек.
- Подкормка птиц.
- Уборка мусора,
- Расчистка дорожек от снега,
- Укрывание снегом корней деревьев и кустарников,
- Сгребание снега на участке в определённое место,
- Уход за комнатными растениями в уголке природы,
- Уборка в игровой зоне.
Картотека физкультминуток:
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой
(дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой-большой
(поднимают руки над головой).
Мама с ним - поменьше ростом
(руки на уровне груди).
А сынок - малютка просто, маленький он был
(приседают).
С погремушками ходил
Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь
(дети имитируют игру с погремушками).
Физминутка «Белочке не лень».
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Физминутка «На болоте две лягушки».
На болоте две лягушки, две зеленые подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо влево наклонились и обратно возвращались,
Вот здоровья в чем секрет.
Физминутка «Зайка».
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Физкультминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
Физминутка «Овощи»
В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Показать руками.
Щавеля нарвем немножко
«Рвут».
И вернемся по дорожке.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Физкультминутка "Дары леса".
Дети утром рано встали, Ходьба на месте.
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали, Приседания.
Белый гриб в траве нашли. Разводят руки вперед в стороны и выполняют
На пеньке растут опята, повороты в стороны
Наклонитесь к ним, ребята, Наклоны.
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех. Прыжки.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, Потягивания — руки вверх.
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили, Ходьба на месте.
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь - Вытираем пот со лба
Дети сели отдохнуть. Дети садятся.
Физкультминутка "Домашние животные".
Мы пришли на скотный двор, Дети ходят обычным шагом по кругу,
Для животных здесь простор. взявшись за руки.
Рядом луг с густой травой
И прекрасный водопой.
Превратимся мы в коней, Ходят с высоко поднятыми коленями
Грациозных, стройных.
И гуляем по лугам ,
Светлым и привольным.
Мух корова отгоняет, Делают повороты в сторону, «отгоняя
Бьёт хвостом туда-сюда. мух»
Больно оводы кусают.
Мошек столько, что беда.
На пригорках и в канавках
Овцы мирно щиплют травку, Делают наклоны вперед-назад
Наклоняются к земле,
Звонко блеют они : «Бе-е-е».
Скачут козлики по лугу,
Рожками бодаются.
«Ме-е-е»,-кричат друг другу, Прыгают
Весело играются. Бодаются
Физкультминутка"Дикие животные".
Жарким днем лесной тропой Идут по кругу друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой
топал лосенок, Идут, громко топая
За мамой-лисицей
крался лисенок, Идут крадучись
За мамой-ежихой
катился ежонок, Передвигаются в приседе
За мамой-медведицей
шел медвежонок, Идут переваливаясь
За мамою-белкой
скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки
перед грудью
За мамой-зайчихой –
косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней
Волчица вела за собою волчат. Идут широким шагом
Все мамы и дети напиться хотят. Наклоны вперед
Список используемой литературы и методических пособий.
1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.
2. Шорыгина Т. А.Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг
3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва:Педагогическое общество России, 2000г.
4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.
5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.
6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.
7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г.Киров 2004г.
8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
9. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.
10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.
12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.
13. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.
14. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.
15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
16. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
17. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в средней группе. Зимующие птицы
Экологический проект в средней группе ДОУ
Экологический проект в детском саду. Средняя группа
Экологический проект в средней группе ДОУ