Методика преподавания физической культуры
1. Введение
Гибкость является одним из важнейших для человек как физических качеств. Разработка различных видов программ на развитие гибкости в основном связана с профессиональной деятельностью в цирке, в балете, с развитием таких видов спорта, как спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание. Уровень гибкости обуславливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
В данной работе за объект исследования было взято одно качество – процесс воспитания гибкости.
Предметом исследования стали средства, способы и методы развития и совершенствования гибкости на занятиях гимнастикой.
Целью данной работы является теоретическая и практическая разработка комплекса средств и методов воспитания гибкости у воспитанников младшего школьного возраста.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
- Сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте;
- Наличием тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества.
Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:
- выявить степень разработанности исследуемой темы в научной, специальной и учебно-методической литературе;
- сделать теоретический анализ по проблеме исследования;
- разработать и реализовать комплекс упражнений, направленных на эффективное развитие гибкости.
2. Гибкость как ценное физическое качество.
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания учащихся, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.
К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость, и гибкость. Учёные и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармонического развития.
Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга. (В.И. Лях, 1999г., стр.4).
Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности. Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости в плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.
Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем – ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смешение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшённой вентиляции лёгких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперёд и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.
Гибкость – это рациональная работа мышц. При отсутствии в них запаса подвижности, им трудно выполнять амплитудные двигательные действия.
С точки зрения морфункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: (Холодов Ж.К.,2002)
• Активную, пассивную, смешанную;
• Общую и специальную;
• Динамическую и статическую.
Активная гибкость – движения с большой амплитудой за счёт мышечных усилий, т.е. проявление гибкости, происходит без посторонней помощи, самостоятельно.
Пассивная гибкость – выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнёра, внешнего отягощения, тренажёров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называют «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А.,1990).
У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:
- преобладание в костной ткани органических элементов воды, которые делают скелет гибким и эластичным;
- сочленение костей подвижно в этом периоде развития;
- постепенное замещение костной ткани хрящевой;
- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов ( шейной и грудной кривизны);
- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
- успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
- с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.
3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. Мальчики и девочки растут примерно одинаково. Продолжается формирование костной ткани и скелета в целом. Однако, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменений структур и функций, рост тела в длину у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы. Ежегодно увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг, длина увеличивается на 4-5 см, а окружность (обхват) грудной клетки - на 1,5-2 см. Изменяются пропорции тела: заметно удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела) и индекс Эрисмана (разность между обхватом грудной клетки и половиной длины тела), т.е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. В 7 лет масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь на 0,2 кг, в 10 лет - меньше на 0,4 кг; в 7 лет рост превышает рост девочки всего на 1 см, в 11 лет - меньше на 0,6 см.. Сила же мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 см, жизненная емкость легких - на 100 - 200 см3 по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько уменьшены.
Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам, - запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование этих костей у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития пояса нижних конечностей у девочек увеличиваются. Сращение трех частей безымянной кости, окостенение ключицы, костей плеча и предплечья, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит много позже и заканчивается иногда уже у взрослых.
Одной из важных задач физического воспитания должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки. При этом следует помнить, что нарастание силы мышечной системы из-за их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, специально направленные на укрепление мышц-разгибателей. К 12 годам в основном заканчивается развитие и созревание периферического иннервационного аппарата мышц. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и, вследствие расширения площади их фиксации, повышает коэффициент полезного действия.
В младший возрастной период у детей отмечается значительное развитие лобных долей головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы почти полностью завершается, заканчиваются рост и структурная дифференцировка нервных клеток, но функциональным показателям нервной системы еще далеко до совершенства Сила и уравновешенность нервных процессов относительно велики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы у большинства закрепляются сразу же. Этим объясняется тот факт, что дети 7-11 лет легко могут овладевать технически сложными формами движений. В то же время у них быстро развивается резко выраженное запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных двигательных раздражителей и слабо выражена устойчивость к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. Это следует учитывать, особенно при упражнениях на выносливость, и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов, однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов остается до 11-12 лет постоянным. Объем сердца, вычисленный на оснований биплановой телерентгенограммы, достигает у 10-летних в среднем 364 мл, у 11-летних – 376 мл. Разницы в этом отношении между мальчиками и девочками нет. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Это является одной из причин относительно низкого давления в 7-11-летнем возрасте.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 7-8- летнем возрасте она составляет в среднем 80-92 ударов в минуту, в 9-10-летнем - 76-86 ударов в минуту, а 11-летнем - 72-80 ударов в минуту. Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями иннервационных влияний на сердце.
Кроме того, хотя сердце младших школьников и может довольно легко приспосабливаться к физической нагрузке и быстро восстанавливаться при отдыхе до исходного уровня, деятельность его нередко неустойчива: могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления.
Реакции детского организма на физическую нагрузку отличаются значительным своеобразием. Это особенно заметно по показателям функции дыхания и кровообращения.
У детей этого возраста при физической нагрузке артериальное давление повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым еще развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца и более широким просветом сосудов относительно размеров сердца.
Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возрасту, но наиболее интенсивно - с 7 до 13-17 лет. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных, нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц.
Скоростные способности заметно прогрессируют у школьников с 7 до 9-10 лет. В этом возрасте следует уделять значительное внимание их направленному развитию в условиях конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определенных движений и двигательных действий.
4. Методика развития гибкости.
Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3—4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнении и меньше — статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 1.
Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей школьного возраста и юных спортсменов (количество повторений)
Таблица 1
Сустав Количество повторений
Учащиеся, лет Юные спортсмены, лет Стадия поддерживания подвижности в суставах
7-10 11-14 15-17 10-14 15 и старше
Позвоночный столб 20-30 30-40 40-50 50-60 80-90 40-50
Тазобедренный 15-25 30-40 35-15 40-50 60-70 30-40
Плечевой 15-25 30-35 35-45 45-50 50-60 30-40
Лучезапястный 15-25 20-25 25-30 20-25 30-35 20-25
Коленный 10-15 15-20 20-25 15-20 20-25 20-25
Голеностопный 10-15 15-20 20-25 15-20 20-25 10-15
Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.
Часто путают такие свойства как мягкость и гибкость. Мягкость и гибкость – разные понятия, одно не подразумевает другое. Работа над гибкостью требует умения, расслабив одну группу мышц, жестко и стабильно держать другие. Например, наклоны к ноге с вялой изогнутой спиной могут иметь негативные последствия для спины. Работа над подвижностью суставов и вытягиванием связок должна быть сбалансирована, иначе легко получить разболтанные суставы с одной стороны и утратить естественность движений – с другой.
Как правило, упражнения на гибкость начинаются и заканчиваются вытягиванием. Например, вытягивание конечностей, спины, всего тела, – в зависимости от специфики упражнений.
Вытягивание является базовым навыком. Именно тут наиболее часто допускаются ошибки. Какое бы ни было упражнение, к нему необходимо компенсирующее в противоположную сторону (например, мах наружу – мах внутрь, прогиб назад – наклон вперед и т.д.). Завершающее вытягивание всего тела позволяет выровнять позвоночник в естественное положение и скомпенсировать остаточный эффект после прогибов и наклонов.
Работа над гибкостью требует серьезного отношения, поскольку сбалансированы должны быть и нагрузки, и направления (вперед-назад, внутрь – наружу и т.д.), и соотношение упражнений, направленных на разработку подвижности суставов и на улучшение эластичности связок.
Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.
Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет одно повторение в 1 с; при пассивных — одно повторение в 1—2 с; «выдержка» в статических положениях — 4-6 с.
Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.
По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.
Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10—12%.
Упражнения на гибкость выполняют во всех частях тренировочного занятия. В подготовительной части занятия их применяют в ходе разминки, обычно после динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упражнений.
В основной части такие упражнения выполняют сериями, чередуя с работой основной направленности, или одновременно с выполнением силовых упражнений. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то иногда целесообразно упражнения на растягивания сконцентрировать во второй половине основной части занятия, выделив их самостоятельным «блоком» нагрузки.
В заключительной части упражнения на растягивание сочетают с упражнениями на расслабление и самомассажем.
При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.
В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.
Термин «стретчинг» происходит от английского слова stretching — натянуть, растягивать,
В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.
Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.
5. Заключение
Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные особенности учащихся. Учитывая индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физических качеств, возможно правильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом.
У школьников младших классов быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям и прирост ее выше, чем у учащихся средних и старших классов. Но дети начальных классов еще не могут поддерживать усилие на высоком уровне, так как они не умеют точно дифференцировать степень мышечного напряжения. Прирост абсолютной силы незначителен, а вот относительная сила мышц увеличивается быстро. Развитие гибкости, как и ловкости, необходимо уделять особое внимание в младшем школьном возрасте, так как это наиболее благоприятное время для развития ловкости и гибкости в школе.
Во время занятий спортом (если физическая нагрузка не превышает физиологически допустимую) в организме школьника происходит ряд адаптативных процессов, которые помогают ему приспособиться к условиям регулярной нагрузки.
Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Рекомендуем посмотреть:
Урок физической культуры в 7 классе по теме «Волейбол. Правила игры в волейбол»
Открытый урок по физкультуре в 3 классе
План – конспект бинарного занятия «Фитнес + физиология» для студентов колледжа
Конспект урока по лёгкой атлетике для 4 класса
Похожие статьи:
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 2 класса
Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса
Сценарий спортивной игры-путешествия по станциям в начальной школе
План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе по теме: Подвижные игры на развитие ловкости
Конспект урока физкультуры в 4 классе коррекционной школы VIII вида