Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лепка. Тематическое планирование для детского сада

Лепка-вид изобразительной деятельности детей.
Введение:
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем ее многообразии. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной, соленым тестом или пластилином. Создание даже самых простых фигур творческий процесс. Во время работы ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят тела людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно привести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.
Сюжетная лепка также имеет свою специфику. Реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представлений о пространстве. Она требует от детей большего объема работы, т.к. надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без него, дополнить лепку деталями.
Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы.
Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями животных объектов, различные приемы лепки.
Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию.
Старшие дошкольники могут сами создавать мелкую декоративную пластику, интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. К этому виду лепки можно отнести создание бус и подвесок для кукл, выполнение декоративных сосудов (солонки, подставки для яиц, вазы для мелких цветов, стаканы и подносы для карандашей.) эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно расписать.
Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например: солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом. Включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).
Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. в качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластины. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Когда изображаются сложные формы, состоящие из нескольких частей, можно использовать несколько способов:
-конструктивный – скульптура создается из отдельных частей;
-пластический – скульптура лепится из одного куска глины или пластилина;
-комбинированный – объединяются лепка из цельного куска и отдельных частей.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ.
Программой ставятся конкретные задачи, осуществляемые на занятиях лепкой. Так как развитие ребенка зависит от характера обучения и специфики содержания способностей, которые формируются в изобразительной деятельности, занятия лепкой должны быть нацелены на овладение техническими умениями, а общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы с учетом возможностей ребенка и степени сформированности представлений об окружающем мире на каждом возрастном этапе.
Говоря об обучении, следует помнить, что полноценно ребенок развивается в процессе освоения изобразительной деятельности. А степень освоения определяется возможностью ее применения в самостоятельном творчестве. Только при этом условии можно говорить о творческом развитии личности.
Проанализировав программы художественно-эстетического воспитания и методики проведения занятий по лепке в разных возрастных группах можно систематизировать и структурировать материал. На этой основе программа разбита на несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Занятия лепкой рассчитаны на воспитание интереса, знакомство со свойствами пластичных материалов, овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями:
-скатывание прямыми и круговыми движениями;
-сплющивание комка глины (теста, пластилина) между ладонями;
-соединение частей.
Для освоения этих приемов и умения применять на практике можно воспользоваться конспектами занятий и методическими рекомендациями (см. Приложения)
Задачи:
-содействовать формированию у детей интереса к лепке;
-знакомить со свойствами материала;
-учить правильно пользоваться пластичными материалами;
-помочь овладеть техническими приемами (от общего курса отрывать небольшие части, раскатывать, соединять);
-научить ребенка создавать простейшие формы (целиндр, палочки , диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить сложные предметы (баранки, самолеты, пирамиды).
Методика
Занятие проводить подгруппами по 5-6 детей; воспитатель находится рядом с ребенком, показывая необходимые действия с глиной (тестом, пластилином).
По мере усвоения переходить к фронтовым занятиям со всей группой.
Использовать предметно-действенный прием обучения.
Ребенок должен подражать действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
Пояснения должны быть на каждом занятии. Кроме занятий по заданию воспитатель предлагает лепку по замыслу (закрепление приобретенных знаний).
Занятия должны быть увлекательными. Сначала воспитатель лепит, а дети наблюдают, узнают эти предметы. Продолжительность занятий увеличивается в два раза. В конце они могут играть в эти игрушки.
Если у ребенка не получается, взять его руки в свои и произвести все движения совместно.
Обязательно должно быть игровое сопровождение занятия.
Предложить ребенку самостоятельно сделать игрушку по выбору, используя приемы, показанные воспитателем в начале занятия.
ВТОРОЙ ЭТАП. Учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдая пропорции, оттягивать детали от основного куска глины (теста, пластилина), присоединять части, прижимая и примазывая их, сглаживать поверхность формы и т.д.
Дети осваивают основные приемы лепки и учатся применять их на практике самостоятельно. К кончу второго этапа обучения дети должны свободно лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Задачи:
-продолжать воспитывать интерес к лепке;
-продолжать знакомить со свойствами глины(теста, пластилина);
-совершенствовать умение скатывать куски между ладошками круговыми движениями;
-учить расплющивать шар;
-при скатывании комка прямыми движениями соединять полученную форму в виде кольца (бублик);
-делать пальцами углубление на поверхности формы;
-учить использовать для нанесения узора палочку;
-защипывать края формы кончиками пальцев (блюдце, тарелка);
-лепить не сложные предметы из нескольких частей одинаковой и разной формы, плотно прижимая части изделия (неваляшка, куколка, птичка);
-закрепить умение аккуратно пользоваться глиной (тестом, пластилином)(не пачкать стол, одежду, пользоваться дощечкой);
Методика
Изучить предметы, знакомя ребенка с геометрическими формами, предложить узнать их в других предметах (шар-яблоко);
Начинать занятие с показа приемов изображения и объяснения (воспитатель берет комок глины (теста, пластилина)одной рукой, кладет на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения: действия должны быть четкими и понятными).
Учить ребенка повторять эти движения за воспитателем.
Позволить ему самостоятельно приступить к изображению.
Показать приемы лепки, сопровождая объяснением (показ и объяснение длится не более 3-4 минуты).
Способствовать развитию самостоятельности у детей.
Использовать игровые приемы (обыграть игрушку).

ТРЕТИЙ ЭТАП. Большое внимание уделяется лепке предметов, состоящих из нескольких частей, соблюдению определенных пропорций. Также предусматривается обучение новым приемам:
-оттягивание частей от основного куска;
-сглаживание поверхности формы;
-прижимание, приглаживание;
-вдавливание для получения полой формы;
-использование дополнительных инструментов при лепке (стеки).
Задачи:
-совершенствовать умение скатывать глину (тесто, пластилин) прямыми и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы;
-учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдая пропорции;
-оттягивать деталь от основного куска части (клюв, уши у зайца), сглаживать поверхность формы (чашки, тарелки);
-присоединять части, прижимая и примазывая их (ручка к чашке);
-вдавливать для получения полой формы (кружка, вазочка);
-загибать края расплющенной формы (мисочки, тарелочки).
Методика
Сначала повторить пройденное. Использовать природный материал для наглядного пособия.
Перед тем как приступить к лепке, показать игрушку (обращая внимание на отдельные части).
На занятии можно ограничиться лишь зрительным обследованием (образец остается на протяжении всего занятия).
Во время лепки предметов из нескольких частей прибегнуть уже к неполному показу (для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал).
Изображение основной формы можно не показывать ребенку, но способы соединения показать надо.
Обращать внимание на правильную передачу пропорций (показать, как делить комок глины(теста, пластилина), чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, как проверить длину частей изображаемого предмета).
Использовать художественное слово (стихи, песни, загадки).
Приучать ребенка пользоваться стекой для обозначения глаз, носа, рта.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности. Учит детей лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности, фигуры человека и животного в движении. Начинается ознакомление с декоративной лепкой. В итоге занятия дети эстетически оценивают изображение.
Задачи:
-развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки), передавать их характерные особенности: пропорции частей и различия в величине деталей;
-продолжать учить лепить посуду из цельного куска глины и пластилина ленточным способом;
-закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
-учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми;
-передавать в лепке выразительность образа;
-объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);
-развивать творчество и инициативу;
-пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде и т. п.;
-побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки, природный материал);
-продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки, формируя интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства;
-формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства;
-учить расписывать изделия гуашью, украшая их налепами и углубленным рельефом.
Методика
Предоставлять детям больше самостоятельности в выборе темы.
Учить планировать свою работу во время наблюдения.
Предварительно осматривать предмет перед лепкой.
На занятии можно ограничиваться лишь зрительным обследованием.
Показывать изображения на каждом занятии не обязательно.
Помогать в случае необходимости ребенку, указать на недостатки в изображении с помощью наводящих вопросов.
Продолжать использовать рассказы, стихи, сказки, загадки, в которых раскрывается тот или иной образ.
В конце занятия показать детям работы и предложить их оценить.
Обращать внимание на правильную передачу пропорций ; показать, как проверить длину частей изображаемого предмета.

ПЯТЫЙ ЭТАП. Дети уже умеют хорошо планировать свою работу, заранее обдумывать изображаемые предметы и их динамику. Поэтому занятия усложняются. Особое внимание уделяется декоративной лепке (используется два способа: налеп и углубленный рельеф), росписи декоративных пластин.
Задачи:
-развивать творчество детей;
-учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее;
-продолжать учить передавать форму основной и второстепенных частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;
-обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой;
-продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птица подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция);
-учить детей создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей;
-продолжать развивать навыки декоративной лепки;
-использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку;
-при лепке из глины расписывать пластину, создавая узор стекой;
-создавать индивидуальные и коллективные композиции из глины и разноцветного пластилина, теста.
Методика
Показать детям игрушки, картинки, эпизоды из сказок и рассказов для формирования зрительного восприятия.
Обратить внимание на форму предмета, пропорции, положение частей, фактуру.
Учить видеть характерные черты предметов, так как они быстрее запоминаются детьми и их легче изображать в лепке.
Обратить внимание на изображение предмета в определенном положении и движении.
Показать иллюстрации одного и того же образа в разных положениях.
В начале занятия наводящими вопросами подвести детей к самостоятельному выполнению работы.
Отдельные приемы лепки можно показывать не всем детям сразу, а отдельно каждому.
Организовать самостоятельную работу с детьми.
Ограниченно использовать фронтальные приемы лепки.
При коллективной лепке разделить детей на подгруппы и каждой дать задание.
В конце занятия обсуждать вылепленные изделия (оценка в основном дается детьми).
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК И ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ.
Опираясь на инновационный общеобразовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного и зарубежного образования под. Редакцией М.А.Васильевой, где основной целью программы выступает – своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения и до 7 лет в соответствие с их возрастными и индивидуальными особенностями рекомендованное количество занятий по лепке составляет 2 раза в месяц. Отталкиваясь от этого, составляется график и примерная тематика занятий.Тематика занятий зависит от времени года, приближающихся праздников, способности группы и каждого ребенка в отдельности, как от исходного материала (глина, пластилин, тесто) так и от сопутствующих материалов (природный материал, бусины, крупа и т.п.).

Рекомендуем посмотреть:

Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы Планирование работы в ДОО в летний период Календарно-тематическое планирование для детского сада. Сентябрь Тематические недели в ДОУ по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возрас

Похожие статьи:

Планирование тематической недели в первой младшей группы в сентябре

Магнит на холодильник Сова своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Аппликация из вязаных цепочек для детей. Весна
Опубликовано: 3705 дней назад (1 октября 2014)
Просмотров: 15652
0
Голосов: 0
Анастасия # 1 октября 2014 в 12:18 0
В данной программе отличительной особенностью является разбивка содержания изучаемого курса, не по возрастам, а по этапам. Т.е. к занятиям лепкой не все ребята приходят в одинаковом возрасте, не все усваивают одинаково быстро предложенные техники работы, теоретические аспекты. Поэтому такое составление программы считаю актуальной и целесообразной с педагогической точки зрения. Дальнейших успехов в вашей работе!!!
Ирина Александровна Гузенко # 1 октября 2014 в 12:25 0
СПАСИБО! ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВЫ...В НАШЕЙ РАБОТЕ С РЕБЯТИШКАМИ КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ К НАМ ИЗ-ЗА ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАЛКИВАЕШЬСЯ ЗАЧАСТУЮ С ПРОБЕЛАМИ В ЗНАНИЯХ, НАВЫКАХ И СТАРАЕШЬСЯ ДАТЬ ИМ, КАК МОЖНО БОЛЬШЕ НАВЫКОВ, ПРИВЛЕЧЬ К ТВОРЧЕСТВУ, РАЗВИВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС, ФАНТАЗИЮ.ПОКАЗАТЬ, ЧТО В ЭТОМ МИРЕ ЕСТЬ КРАСОТА И МЫ МОЖЕМ СОЗДАВАТЬ ЕЕ САМИ...СВОИМИ РУКАМИ!!!!
Логинова Татьяна Валентиновна # 1 октября 2014 в 21:06 0
спасибо