Методическое пособие для организации тематических недель в ДОУ по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Волостнова Валентина Геннадьевна, воспитатель, Самарская область, г.о. Тольятти, МОУ средняя школа № 18 (структурное подразделение Детский сад)
Описание работы. Предлагаю вам методическую разработку, цель которой – комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой. Материал предназначен для работывоспитателей с детьми старшего дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Сегодня, проблема нравственного воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Миролюбие, доброжелательность, великодушие неведомы многим современным детям. Они не знают семейных традиций, не знакомы с историей Отечества, уровень представлений о своей стране, народе, обычаях, культуре недостаточный. Мы должны признать, что жизнь являет нам картины тяжелой нравственной болезни. Для обретения здоровья мы обязаны снова и снова припасть к тем источникам народной жизни, которые дадут исцеление нам самим и помогут взрастить в наших детях нравственное здоровье.
Воспитывая в детях нравственное начало, патриотизм к Родине, к семье, рассказывая об отечественной культуре, многие педагоги образовательных учреждениях упускают из виду самую главную тему нравственного воспитания: воспитание «души» ребенка, формирование в нем высоких человеческих ценностей. Нравственное воспитание во многих учреждениях протекает шаблонно, может потому, что многие педагоги, особенно молодые специалисты не вникают в понятие, а что же такое нравственное воспитание? Какое содержание несет в себе понятие «нравственные ценности»? Какие методы и формы необходимо использовать в работе с детьми, чтобы сформировать эти ценности?
Мы попытались разобраться в этих вопросах и ответы на них представили в методическом пособии для организации тематических недель в ДОУ по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста «Труд души».
В целом же методическое пособие можно считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой – комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой.
Содержание методического пособия начинается с тезауруса: с основных понятий связанных с нравственным воспитанием. Далее мы представляем практические материалы для работы старшего дошкольного возраста, которые помогут молодым педагогам сформировать у своих воспитанниках нравственные ценности.
Содержание методического пособия строится на принципах:
- культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в развитии. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе с детьми;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
В основу совместной работы с детьми положен прием погружения воспитанников в тему, который дает им возможность глубоко осознать, про¬чувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не огра¬ничивает возможности планирования разных видов деятельно¬сти, задач развития и воспитания детей дошкольного возраста, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды дет¬ской деятельности, сделать их интересными, максимально по¬лезными для детей. Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к проведению тематической недели сполна окупается эмоционально-положи¬тельной реакцией детей, их максимальной активностью, впечатлениями, которые наполняют сердца детей.
Учитывая, что программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении в настоящее время предельно насыщенны, мы сочли возможным изложить в методическом пособии формы в работе с дошкольниками, которые помогут воспитателям организовать совместную деятельность вместе со своими детьми, сделать её захватывающей, интересной, а самое главное значимой, полезной в сфере нравственного воспитания. В методическом пособии, мы приводим ряд интереснейших, заданий, игр, литературных текстов, сценок, правил, с помощью, которых взрослым не составит труда воспитать в своих воспитанниках нравственные ценности. Предложенные формы помогут педагогам научить детей узнавать о наличии собственного «Я», оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения. Любовь, добро, дружба – эти простые слова в работе с детьми по самопознанию обретут новый смысл, они станут волшебными. Дети через игру, обсуждение прочитанного, рисунки постигнут сложную науку жизни. Совместная деятельность станет – откровенным диалогом детей с воспитателями, когда через социально-ролевые игры будут исследоваться мир человеческих взаимоотношений, развиваться чувство сопереживания и милосердия.
Мы стремимся помочь педагогам раскрыть в ребенке его способности с малых лет, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, осознал радость жизни, творчества, созидания, чтобы уважал себя и других людей, жил в ладу со своей совестью, чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру любви и милосердия. Разве не прекрасно, когда ребенок уже с дошкольного возраста научится в полной мере реализовывать заложенные в нем от рождения возможности и способности, научится приносить пользу себе и государству и всем людям, живущим на земле. И разве это не святая миссия научить ребенка жить в радости и любви, в мире и понимании?
Содержание методического пособия по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста «Труд души» представлено в тематических блоках. Мы рассмотрели категории ценностей человека и соотнесли к определенному блоку.
1 блок составляют социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества. Первоначальное восприятие ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека, развивает способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям. В этом блоке мы рассматриваем темы: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», где воспитатели объясняют детям, что дружеское отношение зависит от того, как ребята обращаются с другими, что все люди в мире - одна большая семья, подводят детей к пониманию истины: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Тематическая неделя: «Я и мои друзья» включает обзор пяти под тем: «Наша группа», «Люди вокруг нас», «Разговор о дружбе», «Законы гостеприимства», «Я – гражданин». Тематическая неделя «Я и моя семья» представлена под темами: «Моя дружная семь», Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Забота о своих близких».
2 блок представляют нравственные ценности, такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, милосердие и т.д. Во втором блоке, мы рассматриваем тематические недели такие как: «Волшебная сила слова», «Доброта истинная», «Радость послушания», «О милосердии и сострадании».
Ценности деятельности человека представлены в
3 блоке. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает». В методическом пособии раскрыты идеи для проведения тематической недели: «Секреты трудолюбия».
4 блок включает ценности внутреннего мира человека. В методическом пособии широко представлена тематическая неделя «Сердце на ладошке», которая нашла отражение в под темах «Красота человека и его души», «Сила любви». Все предложенные формы в работе с детьми, направлены на развитие понятийного аппарата детей в области человеческих отношений, на воспитание в детях культуры сердца, умение видеть мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца».
В 5 блоке речь идет о патриотизме как общественной ценности. Мы расцениваем его как высоко-нравственное чувство, активную гражданскую позицию личности, олицетворяющую любовь к своему Отечеству, сопричастность его истории, культуре, достижениям, потребность в достойном, самоотверженном ему служении. Для работы с детьми представлена тематическая неделя «Я и моя родина Россия», где включены под темы «Я гражданин большой страны», «Наша Армия Сильна», а так же тематическая неделя «Я и мой город Тольятти» с под темами «История моего города», «Город помнит своих героев», «Родники родного края».
Предполагаемое методическое пособие для организации тематических недель в ДОУ по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста «Труд души» ставит своей целью достичь
следующих результатов:
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
• Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.
• Повышение профессионального мастерства у педагогических работниках в системе работы с детьми по нравственному воспитанию.
1 БЛОК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
ТЕМА НЕДЕЛИ «Я И ДРУГИЕ».
Постижение истины: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Познавательный компонент: познакомить воспитанников с основами соблюдения этикета, с нормами поведения с взрослыми и сверстниками; расширить представления о многообразии социальных ролей, о собственных правах и обязанностях. Объяснить детям, что дружеское отношение зависит от того, как ребята обращаются с другими, умеют ли быть дружными, приветливыми, интересными собеседниками и партнёрами в игре. Расширить представления о дружбе, о гражданственности, гостеприимстве, о гендерной принадлежности. Закреплять этические представления, подводить к понятию интеллигентность, порядочность.
Развивающий компонент: развивать познавательную активность у воспитанников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог – договариваться, планировать действия, распределять роли, проявлять формы вежливого обращения и т.д. Способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Развивать у детей способность рассуждать, выражать себя в разных социальных ролях.
Воспитательный компонент: формировать положительный образ группы как носителя моральных норм. Воспитывать терпимость и уважение к взрослым и детям, независимо от их физических особенностей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, прививая положительные черты характера. Воспитывать умение общаться с взрослыми сверстниками закрепляя формулы словесной вежливости. Воспитывать толерантность.
«Наша группа».
Беседы: «Общение мальчиков с девочками», «Мои друзья», «Кто придумал этикет?» Цели: обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверстников в группе. Формировать способность детей понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение). Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, прививать положительные черты характера.
Игры – беседы: «Кто мы?», «Где ты живёшь?», «Что чувствует твой друг?», «Добрые поступки». Цели: дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках. Формировать способность у детей различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния.. Познакомить с элементарными правилам культурного поведения в среде детей. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников. Формировать умения детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять плохие поступки.
Познавательно - игровой досуг «Что такое хорошо, что такое плохо и почему». Цели: дать детям представления о возможных негативных последствиях для других детей своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком),
Музыкально-литературная композиция «Венок дружбы». Цели: иметь представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях. Формировать у детей понимание, что нельзя дразнить других детей, давать прозвища.
Подвижные игры: «Мы – хорошие ребята», «Вспомни имена своих друзей». Цели: формировать у детей способность сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оценке окружающих, проявлять доверие к миру. Формировать умения у детей играть дружно, сообща, способствовать активизации речи детей.
Этюды: «Гроза», «Встреча с другом», «На стуле». Цели: развивать умения у детей проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми. Задавать вопросы о детях, событиях из их жизни, поступках. Продолжать прививать культуру поведения в общении с детьми.
Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Цели: формировать культу общения между мальчиками и девочками, понимание, почему нужно выполнять правила, объяснять.
Чтение: Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад». Цели: дать детям представление, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребята обращаются с другими, умеют ли быть дружными, приветливыми, интересными собеседниками и партнёрами в игре. Подвести к пониманию, что чем больше дети знают и умеют, тем интереснее и веселее их жизнь в детском саду.
Развлечение «Мы улыбаемся друг другу». Цели: воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу. Формировать навыки в общении друг с другом. Уточнить, что самый хороший подарок другу – это улыбка. Дать понятие, что такое дружба, каким образом проявляются дружеские чувства. Через психогимнастику направлять детей на переживание чувств нежности, добра, заботы и т.д.
«Люди вокруг нас».
Беседы: «Как быть послушным», «Будь внимательным к старшим», «Все начинается со слова «здравствуй»», «Всегда будь вежлив». Цели: объяснить детям, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Воспитывать умение общаться с взрослыми, закрепить формулы словесной вежливости.
Познавательный час «Труд взрослых работающих в детском саду». Цели: объяснить детям, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование; благодаря усилиям людей осуществляется охрана природы. Развивать у детей способность рассуждать, выражать себя в разных социальных ролях.
Познавательно-игровой досуг «Изучим правила вежливости». Цели: формировать у детей способность понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Дидактические игры и игровые ситуации: «Вежливый ручеек», «Кто кому уступит место», «У меня зазвонил телефон», «Как сказать, чтоб не обидеть». Цели: способствовать формированию разнообразных форм словесной вежливости, закреплять навыки поведения в общественном транспорте, закреплять навыки телефонного этикета.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое – калечит». Цели: развивать у детей умение вежливо общаться с окружающими взрослыми. Учить выделять в сказках добрые поступки героев и сопоставлять их в жизни с поступками взрослых людей.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад встречает гостей». Цели: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, разворачивать сюжет; развивать интерес и уважение к работникам детского сада, а так же закрепить навыки приветствия.
Решение проблемных ситуаций: «Как помирить поссорившихся членов семьи (друзей)?», «Как порадовать друга?». Цели: развивать у детей чувство эмпатии, формировать у детей знания о способах проявления заботы о других людях.
Чтение и обсуждение художественной литературы, литературы познавательного содержания о традициях приветствий разных народов.
Продуктивная деятельность (Создание коллажа) «Каким я хочу, чтобы меня видели другие люди?”. «Цель: развивать потребность детей в саморегуляции поведения.
Упражнение «Закончи предложение», обсуждение ответов: «Как бы ты поступил, если бы…» (увидел бабушку, которая не может перейти дорогу, на твоих глазах обидели малыша, мама несет тяжелые сумки и т.д.). Цели: вызвать желание детей помогать людям, проявлять терпимость. Побуждать детей переживать чувство сопричастности ко всему происходящему.
Решение проблемных ситуаций по сказкам: «Как бы я спас(ла) братца?», «Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям?».Цели: Побуждать детей переживать чувство сопричастности ко всему происходящему.
Чтение «Поучение Владимира Мономаха». Цель: закреплять этические представления, подводить к понятию интеллигентность, порядочность.
Просмотр видеофильма «Некоторые люди рождаются не такими как все, для того, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Цель: воспитывать толерантность.
Изготовление поделок-подарков для сверстников (близких).
«Разговор о дружбе».
Беседы: « Умеешь ли ты дружить», «Если с другом вышел в путь», «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги». Цели: продолжать формировать дружеские взаимоотношения, закреплять представления о дружбе, товариществе.
Игра-драматизация рассказа «Три товарища». Цели: объяснить детям, что дружба – взаимная привязанность людей, основанная на любви и уважении. Что дружбой надо дорожить, с друзьями мы становимся вдвое сильнее, умнее, добрее.
Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей». Цели: формировать у детей понятия «друг», «дружба»; развивать способность видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.
Дидактические игры: «Как хорошо с тобой дружить», «Кому что принадлежит?», «Что чувствует твой друг?». «Цели: закреплять умения договариваться, помогать друг другу.
Чтение: « Л.Толстой «Два товарища», М. Пляцковский «Урок дружбы». Цели: Цели: продолжать формировать дружеские взаимоотношения, закреплять представления о дружбе, товариществе.
Игровое упражнение «Знакомство». Цели: формировать представления о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками; развивать коммуникативные навыки.
Творческая мастерская «Книга дружбы». (У меня в руках Книга дружбы. Пока она пустая. Давайте вместе с вами придумаем правила дружбы, нарисуем их и поместим в эту книгу (дети обсуждают правила дружбы, затем договариваются, кто какое правило нарисует).
Чтение и анализ содержания художественных произведений: В.Осеева «Волшебное слово», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», К.Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», В.Катаев «Цветик - семицветик», Н.Носов «Огурцы».
Сюжетное рисование «Правила на всю жизнь», «Портрет моего друга», «Подарок другу». Цели: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать чувство коллективизма.
Познавательный час «Мои друзья». Цели: закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки. Учить сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
«Я – гражданин».
Беседа «Я гражданин России». Цели: формировать у воспитанников чувство гордости за свою Родину, дать знания детям о формальных признаках гражданина.
Ситуативные игры: «Что значит нарушать права другого человека?», Твои и мои права». Цели: формировать основы правового сознания («Мои права и обязанности в семье», «Мои права и обязанности в детском саду. «Я придерживаюсь правил»). Формировать у детей чувство собственного достоинства, осознание своих прав и обязанностей.
Чтение: Л.Ю. Татаринкова « Права маленького гражданина». Цели: формировать у детей эмоционально - положительное отношение к достоинству и личным правам другого человека.
Рассматривание сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок- окружающий мир». «Цели: формировать у детей умения управлять своими эмоциями, выходить из конфликтных ситуаций. Вести себя конструктивно.
Дидактические игры: «Мы разные, но у нас равные права», «Кто из героев нарушает право?», «Кто имеет право жить в этом доме?» «Узнай символ». Цели: расширить знания детей о правах, о необходимости и значимости образования и о возможностях получать информацию, формировать правовое сознание у детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая игра «Я не должен». Цель: формировать умение разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
Познавательно-игровой досуг « Мы и наши права». Цели: познакомить детей с понятиями «закон» - свод правил, по которым должны жить все граждане. Вызывать интерес детей к миру другого человека, показать ценности каждого человека.
Творческая игра с разрешением проблемных ситуаций «Как бы вы поступили в данной ситуации? «Свой, чужой знакомый», « Что такое хорошо, а что такое плохо? Цели: Формировать у детей чувство собственного достоинства, осознание своих прав и обязанностей. Формировать у детей умение видеть себя со стороны. Оценивать тот или иной поступок.
Развлечение «Дружат дети всей Земли». Цели: закрепить представления о гендерной принадлежности, о правах ребенка, воспитывать толерантность, развивать умения замечать добрые поступки и доброе отношение других людей.
ТЕМА НЕДЕЛИ «Я И МОЯ СЕМЬЯ».
Постижение истины: «Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не имеют».
Познавательный компонент: познакомить детей с понятием «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формировать у детей представления о важности мира семьи для человека, о ценности внутрисемейных отношений («Как хорошо иметь семью!»). Формировать у детей представления о праве каждого человека на имя, о значении своего имени и происхождении фамилии. Расширить представления у детей о человеческом качестве «забота».
Развивающий компонент: развивать познавательную активность у воспитанников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог, развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи. Развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, заботу о них. Развивать стремление устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи в родословной своей семьи. Развивать поисковую деятельность. Развивать у детей способности к созданию выразительного образа посредствами изобразительной деятельности.
Воспитательный компонент: формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким — маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Заложить в сердца детей чувство благодарности членам своей семьи за жизнь на этом свете. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким. Раскрыть яркое чувство любви к ним. Дать эмоциональные впечатления о том, что все люди в мире - одна большая семья. Совершенствовать поведенческий духовный опыт детей: проявлять чуткость, любовь к матери, заботу о ней.
«Моя дружная семья».
Беседы: «Что такое семья», «Выходной день в нашей семье», «Я люблю бабушку и дедушку», «Воскресное фото». Цели: Объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое любимое и надёжное место на земле. Воспитывать любовь и уважение к старшим: бабушке, дедушке, маме, папе.
Составление семейного фотоальбома. Цели: закрепить представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Учить детей узнавать взрослых людей в разных изображениях, рассматривать композиции, отражающие сюжеты общения, совместных дел, любви и нежности детей и взрослых.
Рассматривание картин из серии «Моя семья». Цель: закрепить знания о членах своей семьи, а так же умения воспитанников эмоционально и активно участвовать в диалоге в соответствии с предложенной темой.
Познавательный час «Моё генеалогическое дерево». Цели: воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Дать представления о способах поддержания родственных связей.
Познавательный час «Я горжусь трудом своих родителей». Цели: дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким.
Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?) Цели: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать чувство гордости за свою семью.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семья на отдыхе», «День рожденье». Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи.
Нвстольно-печатные игры: «Моя семья», Мамины помощники», «Кто есть кто?», «Кто старше?», Моя родословная». Цель: развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, заботу о них, стремление устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи.
Игровая ситуация «У нас в гостях бабушка и дедушка». Цели: развивать способность у детей сравнивать людей разного возраста и пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной сплочённости.
Коллекция «Семенная коллекция», «С миру по сувениру». Цель: поддерживать стремление детей узнать и рассказать о семейных реликвиях, желание презентовать семейные реликвии.
Семейные газеты: «Герои нашей семьи», «Ими гордится наша семья». Цели: формировать у детей представления о семейных достижениях, способы преумножения достоинств, достижений своей семьи.
Продуктивная деятельность: «Коллаж моей семье». Цели: воспитывать желание участвовать в совместной продуктивной деятельности, уважительное отношение к членам семьи.
Развивать поисковую деятельность.
«Нет роднее дружка, чем родная матушка».
Содержание темы: материнская любовь – бесконечное самоотверженное и бескорыстное служение своим детям.
Любовь матери к своим детям считается у людей самой чистой, красивой и сильной. Мать всегда готова понять и простить своих детей, отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.
Беседы: «Моя любимая мама», «Чем можно порадовать маму». Цели: воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Развивать способность у детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых. Формировать умение у детей поддерживать диалог.
Фотовыставка «Мамина улыбка». Цели: воспитывать любовь к маме, учить детей составлять рассказ о маме. Активизировать словарь детей, путем использования в речи прилагательных. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому и родному человеку – маме.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Праздник для мамы» и т.д. Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи.
Дидактическая игра «Назови ласково». Цели: согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже. Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами.
Дидактическая игра «Что умеет наша мама!». Цели: правильно употреблять в речи имена существительные в творительном падеже; называть действия, схожие по ситуации. Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Чтение Барто А. «Разлука», Саконская Н. «Разговор о маме», Емельянов Б. «Мамины руки». Цели: воспитывать интерес к произведениям, учить детей пересказывать рассказы, высказывать свое отношение к прочитанному.
Продуктивная деятельность в вечернее время.
Рисование «Самый красивый человек-это моя мама». Цели: продолжать знакомить ребят с жанром «портрет»; воспитывать интерес к рисованию с натуры. Развивать у детей способности к созданию выразительного образа посредствами изобразительной деятельности.
Аппликация, создание коллажа «Любимой маме». Цели: развивать творческие способности детей в специально смоделированной проблемной ситуации, формировать умение детей взаимодействовать в парах, малых группах. Воспитывать заботливое отношение к маме.
Познавательный час «Материнская любовь – бесконечное самоотверженное и бескорыстное служение своим детям». Цели: объяснить детям, что мать всегда готова понять и простить своих детей, отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.
Познавательно-игровой досуг «Моя мама - самая любимая». Цели: раскрыть самоценность понятия «Мать» как источник жизни и добра на Земле. Совершенствовать поведенческий духовный опыт детей: проявлять чуткость, любовь к матери, заботу о ней.
Рассуждаем вместе с детьми «Материнская молитва со дна моря вынимает». Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
ТЕМА НЕДЕЛИ «ДОБРОТА ИСТИННАЯ».
Постижение истины: «За добром пойдешь — добро и найдешь».
Познавательный компонент: познакомить детей с понятием «доброжелательность»; расширить представления о том, что доброжелательность бывает настоящая и избирательная. Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом.
Развивающий компонент: развить диа¬логическую, связную речь детей, способность на основе произведений давать оценку поступкам литературным героям. Развить внимание, усидчивость; воображение, изобразительные навыки.
Воспитательный компонент: воспитывать стремление к добротоделанию и добротолюбию. Вызвать тяготение души ребенка к творению добра в естественной жизни. Воспитывать доброту, честность, скромность, вежливость.
Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Доброта ложная, доброта истинная». Цели: научить детей быть внимательными к окружающим взрос¬лым и сверстникам, родным; обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут порадовать близких; развить диа¬логическую речь детей.
Ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня. Цель: расширение словаря за счет слов – понятий «хороший - плохой», «добрый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый».
Словесная игра «Превращение «злых слов в добрые». Цели: формировать основы речевой культуры. Совершенствовать практику взаимного общения детей, используя «язык добра».
Дидактическая игра «Оцени поступок». Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать доброту, честность, скромность, вежливость. Развивать у детей способность поддерживать диалог.
Создание книги Добрых дел. Цели: совершенствовать этическую личностную культуру. Уметь смотреть на себя со стороны, видеть хорошее и плохое.
Чтение и обсуждение стихотворения «Кто обидел куклу?», чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте. Цели: расширить представления детей о доброте, добрых поступках. Развивать способность самостоятельно проявлять свое стремление к высказываниям.
Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Вовка – добрая душа». Цели: развивать способность на основе произведений давать оценку поступкам литературных героев.
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу». Цель: поупражнять детей в употреблении вежливых, добрых слов, ис¬пользуя выражения, мимику, позу.
Сюжетно-ролевая игра «Службы помощи». Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; на¬учить отображать в играх добрые поступки окружающих людей, формировать способность играть детей сообща, активизировать активный словарь детей.
Игра «Я не должен - я должен». Цели: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо — плохо». Цели: развить внимание, усидчивость; научить ясно выра¬жать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое по¬ведение в данной ситуации.
Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок), готовим подарки для именинников (аппликация, коллаж, рисование пожеланию детей). Цель: развить воображение детей, изобразительные навыки. При анализе активизировать речевые способности детей.
Разрешение проблемных ситуаций: «Награда за добро», «Что надо Бабе Яге, чтобы стать доброй?». Цели: создавать настроение радости и удовольствия от собственных добрых поступков, вкладывать в детей чувство любви и доброты и заботы об окружающих людях, своих сверстников.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо». Цели: формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям, чувство взаимопомощи.
Развлечение «Дарите людям доброту». Цели: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих; стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников; воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим. Создать бодрое, эмоциональное настроение, активизировать речевую сферу воспитанников.
ТЕМА НЕДЕЛИ «РАДОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ».
Постижение истины: «Родителей нужно слушаться не только потому, что они умнее, опытнее, и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих родителей».
Содержание темы: различия слов «слышать» и «слушать». Послушание – умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает советов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».
Познавательный компонент: формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как воз¬можности избежать многих неприятно¬стей, скорбей, несчастий. Продолжать знакомить с русским народным песен¬ным творчеством. Усвоить общий урок: герой попадают в беду из-за непослушания.
Развивающий компонент: способствовать развитию нравственно-волевой сферы детей, понимания необходимости управлять своими желаниями и поведением: помочь детям понять, что непо¬слушание - причина бед. Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, выдержки и взаимовыручки. Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализиро¬вать поступки литературных героев.
Воспитательный компонент: воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро-дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Создавать условия для формирования нравственных моделей поведения, таких как: дружба, взаимовыручка, послушание.
Беседы: «Послушание - умение слышать», «Непослушание - как с ним бороться». Цель: формировать представления о послушании. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро¬дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Чтение: «Кот и петух», «Гуси лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цели: на примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Учить детей быть послушными, приветливыми.
Литературный ряд: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании». Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение.
Познавательный час «Как мы понимаем слова «слышать» и «слушать»». Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
Игровой досуг «Послушным каждый может быть». Цели: формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как воз¬можности избежать многих неприятно¬стей, скорбей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализиро¬вать поступки литературных героев.
Осмысление заповеди о послушании
Послушанье – дело Божье
Стать послушным каждый может.
Слушай старших, отца и мать –
Бог даст тебе благодать!
Праздник Послушания. Цели: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор; помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: послушание – непослушание.
ТЕМА НЕДЕЛИ «О МИЛОСЕРДИИ И СОСТРАДАНИИ».
Постижение истины: «Сердце может быть милым, умеющим любить и понимать страдания других людей». «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
Содержание темы: сострадательным человеком называют того, кто в трудную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувство¬вать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердный человек не только жалеет и успо¬каивает другого, но и готов прийти ему на по-мощь. Милосердный человек может многое про¬стить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
- Сострадание – главный аспект любви.
Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился бы во тьму и зло.
- Сострадание – вектор любви направленный к несовершенству.
Любить можно нечто совершенное, а к тому, что далеко от совершенства и не вызывает восхищения нужно иметь сострадание или чувство сопричастности к страдающим в окружающем мире.
Познавательный компонент: осмысление детьми понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Развивающий компонент: развивать социальную сферу у дошкольников, формировать способности к сопереживанию, милосердию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.
Воспитательный компонент: воспитывать у детей милосердие и сострадание, человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, оказывать внимание к близким людям и уважение к взрослым.
Беседа «Милосердие и сострадание». Цели: дать представление о милосердии и сострадании. Раскрыть понятия «милосердие и сострадание». Создать ситуацию для осознания личностного опыта.
Размышляем вместе с детьми «Что для меня означает слово милосердие». Цель: подвести детей к пониманию, что истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Познавательный час «Проявим милосердие к другим, и совесть, душу вечно сохраним…». Цели: формировать у дошкольников представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.
Викторина «Доброе дело и милосердие — основные правила христианской жизни». Цели: Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков. Воспитывать умение осознанно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Развивать в детях стремление проявлять добро и милосердие разными способами.
Игра «Солнышко милосердия». Цель: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Акции: «Дети - детям», «Проявим свое милосердие». Цель: Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств.
3 БЛОК ЦЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА НЕДЕЛИ «СЕКРЕТЫ ТРУДОЛЮБИЯ».
Постижение истины: «Благословен тот человек, который занят своим любимым делом, работой, в которую он может вложить всю свою душу».
Содержание темы: трудолюбивый человек, любя труд, стремится к нему, не может сидеть без дела сло¬жа руки и старается найти себе какое-нибудь за¬нятие. Труд максимально активизирует и закаляет волю. Посредством труда и воли душе передается опыт. Любимая работа приносит большую радость и удовлетворение, так как позволяет человеку реа-лизовать себя и свои творческие замыслы...
Познавательный компонент: формировать у детей представление о труде, подвести детей к пониманию, что человек славен трудом.
Развивающий компонент: развивать стремления у детей проявлять трудовые навыки в жизненных ситуациях.
Воспитательный компонент: воспитывать трудолюбие у дошкольников, формировать у них положительное отношение к труду, уважение к людям труда.
Беседы с детьми о труде: «Труд в жизни человека», «Землю красит солнце, а человека труд», «Мои домашние обязанности». Цель: формировать у детей представление о труде, подвести детей к пониманию, что человек славен трудом.
Составление альбомов: « Пословицы о труде», «Повсюду люди трудятся». Цели: закрепить представления детей о различных профессиях. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Выставка «Что умеют мамины руки». Цель формировать способность детей вести конструктивный диалог, рассказ, что умеет делать мама, воспитывать уважение к труду мамы.
Познавательно-игровой досуг «Все работы хороши, выбирай на вкус». Цель: закрепить представление детей о труде взрослых, поддерживать стремление детей по собственной инициативе рассказывать о значимых и интересных профессиях.
Познавательный час «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: закрепить представление детей о труде в городе и в сельской местности, формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.
Чтение: С. Маршак «Откуда стол пришел», «Пожар», В. Крупин «Отцовское поле», В. Дацкеевич «От зерна до каравая».
Размышляем вместе с детьми: «Есть такая профессия – Родину защищать», «Героические профессии, какие они?» Цели: расширить представления детей о значимых профессиях человека, формировать уважительное отношение к труду взрослых.
Поиск ответа на вопрос: почему в народе говорят: «За один раз дрова не срубишь», «Дело шутки не любит», «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»). Цели: выяснить с детьми, в чем состоит мудрость выше перечисленных пословиц, воспитывать трудолюбие у дошкольников, умения проявлять трудовые навыки в жизненных ситуациях.
Обсуждение сказок: « Морозко», «Два Мороза», «Как рубашка в поле выросла». Цели: формировать умение детей самостоятельно и последовательно пересказывать содержание сказок. Закреплять представление детей о временах года. Воспитывать в детях любовь и интерес к труду.
Дидактические игры: «Где мы были, мы е скажем», «Кому, что нужно для работы, «Кто как трудится». Цели: учить детей играть сообща, придерживаться правил во время игр, развивать образное представление детей о профессиях человека. Побуждать детей рассказывать о знакомых профессиях и о пользе труда в жизни человека.
Продуктивная деятельность «Все работы хороши». Цели: Воспитывать в детях любовь и интерес к труду. Во время продуктивной деятельности вывести детей на размышление и ответить на вопрос: «Кто такой человек – творец?»
4 БЛОК ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА НЕДЕЛИ «СЕРДЦЕ НА ЛАДОШКЕ».
Постижение истины:
-«Внутренняя красота делает человека добрым, лю¬бящим, заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить, даже если его ли¬цо некрасиво».
-«Любовь – это единственная сила, способная превратить любого врага в друга».
Познавательный компонент: дать детям представление о красоте внутренней и внешней, любви.
Развивающий компонент: развить чувство композиции, эстетический вкус у дошкольников, чувственное восприятие у воспитанников. Развивать понятийный аппарат детей в области человеческих отношений.
Воспитательный компонент: воспитывать культуру сердца, умение видеть мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца». Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним.
«Красота человека и его души».
Содержание темы: внутренняя красота человека начинается с краси¬вых мыслей и желаний. Именно из мыслей и жела¬ний человека появляются слова и поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А если мысли и желания безоб¬разны, то и слова, и поступки перестают быть кра¬сивыми.
Беседы: «Красота мира вещей и предметов», «Красота человека: внутренняя и внешняя», «Красота природы», «Красота произведений мира искусств». Цели: формировать основы этической культуры, Прийти к пониманию, что от красоты всем становится радостно на душе (по-является радость внутри), человек становится доб¬рее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни.
Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов с моделями женской, мужской, детской одежды и рассказывание. Цели: упражнять детей видеть красоту вокруг себя, восхищаться ею, способствовать обогащению представлений у детей об окружающем мире. Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки.
Познавательный час «Что мы видим вокруг себя». Цели: помочь испытывать чувство радости от того, что живем на красивой земле. Показать удивительную красоту мира, яркость и разноцветие человеческой жизни. Возбудить чувство любви к близким и другим людям.
Наблюдения на прогулке: «Как прекрасен этот мир», «В поисках красоты», природный мир бывает разным» и т.д. Цели: упражнять детей в умении замечать красоту вокруг себя, в природных явлениях, наблюдать за объектами живой и неживой природы; развивать чувственное восприятие у воспитанников.
Игровой –досуг «Как прекрасен этот мир- посмотри!» Цели: учить детей видеть слышать и понимать красоту мира через сердце, свою маленькую душу.
Чтение: «Сказка о Четырех Царствах» (царство растений, царство животных, царство птиц, царство людей). Цели: осознать гармонию и целостность жизни на Земле. Воспитывать культуру сердца, умение видеть мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца».
Свободный разговор «Что такое душа человека?» Цели: формировать интеллектуальную культуру через расширение понятийного аппарата детей в области человеческих отношений. Совершенствовать практический опыт проявления сердечной доброты и любви к окружающим людям, природе, жизни.
Размышляем вместе с детьми: «Как должна быть устроена жизнь человека, чтобы ее можно было назвать красивой?», «Если у человека красивая душа, как это отражается на его жизни и его поступках?» Цели: прийти к пониманию, что внутренняя красота человека начинается с краси¬вых мыслей и желаний. Именно из мыслей и жела¬ний человека появляются слова и поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают быть красивыми.
5 БЛОК «ПАТРИОТИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ».
ТЕМА НЕДЕЛИ « Я И МОЯ РОДИНА РОССИЯ».
Постижение истины: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Познавательный компонент: формировать у детей элементарное представление о государстве, эмоционально- положительное отношение к величию Российского государства; о государственной символике; о видах воск российской армии, о символах Российской армии. Расширить представления у детей о людях прославивших своё Отечество.
Развивающий компонент: развивать у детей стремление к познанию государственного устройства и символов государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.
Воспитательный компонент: воспитывать у детей потребность больше знать об Отечестве, гордость за свою Родину. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства через развитие ценностного отношения к Российской Армии. Инициировать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свою страну.
«Я гражданин большой страны».
Беседы: «Я гражданин нашего государства», «Я горжусь своей страной». Цели: формировать у детей элементарное представление о государстве, эмоционально- положительное отношение к величию Российского государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.
Познавательный час «История моего Отечества». Цели: Развить эмоциональную заинтересованность в познании истории своей страны. Расширить представления у детей о людях прославивших своё Отечество.
Ситуативный разговор « Я живу в российском государстве». Цели: формировать у детей представления о государственной символике, развивать у детей стремление к познанию государственного устройства и символов государства.
Игра - представление «Россия в будущем и настоящем». Цели: инициировать чувство сопричастности своей Родине.
Чтение и анализ литературного произведения К.Д. Ушинского « Наше Отечество». Цели: воспитывать у детей потребность больше знать об Отечестве, гордость за свою Родину.
Оформление альбомов: «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Великие открытия, великих людей». Цели: проанализировать роль каждого человека в развитии России. Расширить представления у детей о людях прославивших своё Отечество.
Групповое обсуждение: «Почему мы гордимся Россией», «Как можно прославить Россию?» Цели: формировать у детей умение выражать свою точку зрения о событиях, происходящих в стране.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по стране». Цель: инициировать у детей чувство принадлежности к государству.
Развлечение «Мы дети одной большой страны». Цели: инициировать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свою страну.
«Наша Армия Сильна».
Беседы: «Нашей Родины войска», «Виды техники в Российской армии», « Славная Армия России», «Красная звезда - основная эмблема Вооруженных Сил России». Цели: формировать представления у детей об армии России. Формировать чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины.
Рассматривание и анализ книг, произведения художественной литературы: А. Маркуша «Я солдат и ты – солдат», Л. Кассиль «Твои защитники», С.Баруздин «Шел по улице солдат». Цели: формировать у детей гражданственность, чувства любви и гордости к защитникам Отечества. Формировать умение у детей участвовать в анализе литературных произведений, поддерживать диалог.
Дидактические игры: «Чья военная форма?», Найди свой род войск», «Найди различия в знаменах». Цели: расширить представления у детей о видах воск российской армии, о символах Российской армии.
Продуктивная деятельность. Аппликация: «Корабли на рейде», Рисование: «Боевая техника. Цели: закрепить представления о воинских специальностях, видах техники. Формировать у детей умение применять знания об армии в продуктивных видах деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Моряки», Военный парад», «Военные учения», «Связисты». Цели: формировать у детей умение применять знания об армии в игровой деятельности. Воспитывать дошкольников в духе готовности к защите Родины.
Подвижные игры: «Поймай нарушителей», Преодолей полосу препятствий», «Летчики», «К своим знаменам! Бегом! Марш!». Цели: формировать у детей гражданственность, чувства любви и гордости к защитникам Отечества. Воспитывать мужественность, смелость, находчивость. Формировать у детей умение эмоционально откликаться на игры с элементами военизации.
Ситуативный разговор «Традиции семьи военнослужащих». Цели: воспитывать у детей желание узнавать историю боевого прошлого народа. Формировать у детей умения дошкольников участвовать в беседах на патриотические темы.
Графический диктант «Главные знамена российской Армии». Цели: формировать у детей эмоционально-положительное отношение к обретению знаний о символах Российской армии.
Познавательный час «О чем говорят боевые знамена». Цели: формировать у детей первичные представления о символах Российской армии. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства через развитие ценностного отношения к Российской Армии.
Создание альбомов: « Геральдические знаки Российской армии», «Воинские ритуалы». Цели: формировать у детей эмоционально-положительное отношение к обретению знаний о символах Российской армии. Формировать у детей чувство патриотизма.
Викторина «О чем говорят боевые награды». Цели: закрепить у детей первичные представления о символах Российской армии. Вызвать желание у детей самостоятельно вести рассказы о воинской геральдики.
Развлечение «Главная профессия - Родину защищать!». Закрепить представления у детей об армии России. Формировать чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины. Инициировать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свою страну.
«Родники родного края».
Беседы: «Животный мир родного края», «Растительный мир родного края», Из далека долга течет река Волга», «Заповедники родного края», «Жигулевские горы». Цели: Формировать у детей представления о животном, растительном мире Самарской области, реке Волге, природоохранных территориях, заповедниках родного края. Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе родного края.
Дидактические игры: «Ботаническое лото», «Что где растет?», «Растения средней полосы», «Зоологическое лото», Животные нашего леса», «Кто, где живет?» Цели: отражать представления о растительном и животном мире, природе родного края через игровую деятельность.
Изготовление книжек-самоделок: «Обитатели нашего леса», «Правила поведения в лесу». Цели: Формировать у детей гуманное отношение к окружающей природной среде родного края. отражать представления о растительном и животном мире, природе родного края через рисунки к книжкам-самоделкам.
Решение проблемных ситуаций: Что было бы, если бы исчезли хищные животные?», «Нужна ли помощь Жигулевским горам?», «Можно ли остановить реку?», «Что будет, если природу не защищать?» Цели: Способствовать развитию у детей переживания, чувства сопричастности ко всему происходящему в природе родного края.
Изготовление книги «Красная книга Самарского края». Цели: формировать у детей представления о редких и исчезающих животных, занесенных в Красную книгу; растениях, распространенных в Самарской области, редких и исчезающих растениях. Формировать у детей гуманное отношение к окружающей природной среде родного края.
Изготовление макета «Национальный парк «Самарская Лука». Цели: формировать у детей представления о природоохранных территориях, заповедниках родного края, природоохранительной деятельности людей. Способствовать развитию у детей переживания, чувства сопричастности ко всему происходящему в природе родного края.
Сюжетно-ролевые игры: Исследователи природы», Натуралисты». «Водолазы», «Мы защитники природы», «Кругосветное путешествие». Цели: отражать представления о растительном и животном мире, природе родного края через игровую деятельность; проявлять инициативу, активность в создании сюжетов к играм.
Викторина «Правила поведения в природе». Цели: воспитывать заботливое отношение детей к объектам природы, природоохранительной деятельности людей. Формировать у детей гуманное отношение к окружающей природной среде родного края.
Развлечение «Край родной, навек любимый».
Цели: закрепить представления детей о природных ресурсах Самарского края. Формировать у детей эмоционально-положительное
отношение к природе родного края.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы
Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Похожие статьи:
Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы
Герб России. Описание и значение для детей
Планирование тематической недели в первой младшей группы в сентябре