Экологические журналы для всей семьи
Автор: Волостнова Валентина Геннадьевна, воспитатель, Самарская область, г.о. Тольятти, МОУ средняя школа № 18 (структурное подразделение Детский сад)
Описание работы. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из главных частей работы каждого дошкольного учреждения. Если опираться на семью, и совместными усилиями решается главная задача – воспитание ребенка, как человека с большой буквы, экологически грамотного. Описанная форма работы с родителями предназначена для педагогов работающих с дошкольниками всех возрастов.
Цель. Повышение роли родителей в воспитании экологической культуры у своих детей.
Задачи.
1. Увеличить долю родителей воспитанников, вовлеченных в совместную деятельность с образовательным учреждением.
2. Повысить компетентность родителей в знаниях об экологических проблемах и путях их разрешения.
Сегодня тема экологического воспитания детей дошкольного возраста обсуждается во всех образовательных учреждениях. Но, не смотря на это, количество воспитанников с низкой мотивацией к познанию окружающей действительности и неустойчивым интересом к содержанию исследовательской деятельности в сфере экологии, с каждым годом становится все больше и больше. Понимая, что результат экологического воспитания детей может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами и компетентными в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, я предприняла попытку в разработке информационного обеспечения в группе для родителей по данной теме.
Разрабатывая информационные материалы для родителей по экологическому сопровождению детей дошкольного возраста, я стремилась к тому, чтобы все материалы сориентировали всех субъектов образовательного процесса на воспитание потребности в информационном насыщении и получении экологических знаний из источников.
Мною были разработаны: экологические журналы для всей семьи: «Солнечная тропинка». В них представлен обобщающий материал по ознакомлению детей с окружающим миром природы в различное время года. Журналы многофункциональны, это легко понять при знакомстве с содержанием одного из номеров. Все четыре номера красочно оформлены, доступны для восприятия ребенка дошкольника. Иллюстративный материал, который можно увидеть в журналах мотивирует дошколят к усвоению необходимой информации, способствует формированию компетентности у воспитанников в познавательной сфере.
Публикации очень разнообразны, как разнообразны и экологические проблемы. Журналам удалось сочетать естественнонаучные подходы с образовательными, высокую научность с доступностью. Представленные в изданиях рубрики такие как: «Это интересно», «Экологические рассказы для всей семьи», «Страничка для маленьких почемучек» раскрывают познавательную сферу у дошкольников в экологическом направлении. Рубрики «На все руки от скуки», «Секреты витаминного стола» дают возможность сформировать практические навыки и умения у детей в трудовой деятельности, учат правильно пользоваться природными дарами в повседневной жизни.
Секреты как сохранить природу, приумножить ее раскрываются в разделе «Размышляем вместе с детьми».
Игровые экологические задания, ребусы, кроссворды, вошедшие в журналы, помогают родителям сделать занятия с ребенком более содержательными и интересными.
Так же для того, чтобы поддержать детский интерес к наблюдаемым объектам природы, были разработаны
приложения к экологическим журналам:
- разработан для родителей бюллетень: «О пользе наблюдений», где даются советы родителям по организации наблюдений и экскурсий, как во дворе, так и в лесных и лесопарковых зонах в различные времена года. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением родителей с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. В бюллетени раскрывается основной смысл проведений наблюдений, где родители узнают о том, что с помощью правильных организованных циклов наблюдений за объектами природы, дети учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром, любить объекты живой и неживой природы. Научив детей наблюдать, родители смогут сформировать у своих детей исследовательские умения и навыки, научат детей видеть и определять проблему, принимать и ставить цели, решать проблемы, анализировать объекты или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и
материалы для самостоятельной экологической деятельности.
Поскольку заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни ребенка, которое сочетается с наблюдениями, для родителей были разработаны методические рекомендации: «Как составить календарь природы». В рекомендациях представлены варианты по составлению детских календарей. Заполняя календарь с ребенком – родители смогут научить его находить закономерности в природных явлениях. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение разовьют интеллект детей и личность в целом.
В журналах представлены
рекомендации для родителей, позволяющие сформировать у них компетентность в вопросах экологического воспитания детей. Родителям раскрываются секреты по организации совместной экологической, трудовой и познавательной деятельности с ребенком на прогулке. С помощью рекомендаций родители изучают вопросы по организации природоохранного и природоведческого труда с детьми дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Находят полезные советы по привитию у своих детей любви к природе, по формированию у детей заботливого отношения к объектам природы. Дети учатся ухаживать за животными, производить уход за растениями. Вместе с родителями учатся изготавливать природоохранные знаки и размещать их в лесных зонах.
Свои впечатления о познании природы дети отражают в своих рисунках, в поделках из природного и бросового материала, что является результатом экологического воспитания со стороны ОУ и родителей.
Все перечисленные информационные материалы по экологическому сопровождению детей дошкольного возраста были апробированы в группе в течение последних двух лет, и дали положительную динамику в экологическом воспитании дошкольников.
Разработанные информационные материалы для родителей, позволили установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание младших дошкольников
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы