Развивающая дидактическая игра «Иллюстрированные пальчиковые игры»
Автор: Хакимзянова Ризида Фарадисовна; МБДОУ - детский сад №9, г.Губаха, Пермский край; воспитатель.
Описание материала: данный материал опубликован с целью ознакомления коллег с новым видом работы с пальчиковыми играми, который можно организовать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: способствовать повышению интереса к пальчиковым играм у дошкольников младшего и среднего возраста посредством обращения к их иллюстрированному изображению.
Задачи:
- образовательные:
учить подбирать жетоны цветовой гаммы, заданной иллюстрациями;
расширять и углублять представления детей о растительном мире (грибах и деревьях – некоторых их представителях);
повысить интерес к народным праздникам: Новый год, Масленица;
- развивающие:
развивать связную речь, обогащать словарный запас и зрительное восприятие, развивать мелкую моторику;
развивать память, внимание к народному творчеству, воображение, усидчивость, сосредоточенность.
- воспитательные:
воспитывать уважение к традициям своего народа.
Предварительная работа:
- знакомство с пальчиковыми играми, их показ с помощью пальчиков;
- знакомство с народными праздниками: Новый год, Масленица и т.д.;
- организация ознакомительных бесед о растительном мире родного края;
- заучивание с детьми пальчиковых игр посредством неоднократного повторения и показа движениями (с помощью рук и пальчиков);
- рассматривание иллюстраций к пальчиковым играм.
Оборудование:
Демонстрационный материал (для дошкольников):
- папка с иллюстрациями к пальчиковым играм (размером А4);
- жетоны разной цветовой гаммы: красной, голубой, зелёной, жёлтой, белой.
Правила организации игры:
К данной игре дошкольники могут обратиться в свободное для себя время – самостоятельно подобрать жетоны необходимого цвета. Естественно, если дети внимательно рассмотрят картинки, то вспомнят и содержание пальчиковых игр - невольно начнут их повторять.
Иллюстрации довольно яркие – позволяют привлечь внимание дошкольников. При этом – пустоты в иллюстрациях можно восстановить по-разному: подобрать жетоны соответствующего цвета, либо даже поимпровизировать.
Например: при восстановлении иллюстрации с часиками – можно либо окрасить все веточки зелёным цветом, либо – украсить эти же веточки новогодними разноцветными игрушками.
Тоже самое можно выполнить при работе над иллюстрацией домика для гномиков: в результате чего домик может стать нарядным и красивым.
Другие иллюстрации данной игры при восстановлении пустот могут быть восстановлены по желанию и вкусу детей.
Для педагогов - в качестве дополнения - прилагается серия карточек с текстами самих пальчиковых игр, что позволяет любому взрослому (присутствующему рядом с ребёнком, помощнику воспитателя или даже родителю) стать хорошим помощником.
Данная игра отвечаем вкусу дошкольников, которые, прежде всего, всё запоминают посредством зрительного восприятия. С другой стороны, дети сами себя могут проверить в знании содержания пальчиковых игр.
Интересно наблюдать и организацию данной игры между дошкольниками, т.к. это позволяет им научиться не только взаимодействовать - быть занятым одним общим делом, но и оказывать взаимопомощь друг другу: как при поиске определённого цвета жетонов, так и при воспроизведении текстового сопровождения пальчиковых игр. В такой ситуации один ребёнок может напомнить другому немного подзабытые строчки.
Когда игра «Иллюстрированные пальчиковые игры» надёжно укрепляется в свободной игровой деятельности дошкольников, её можно использовать и при совместном проговаривании пальчиковых игр всей группой. В таком случае на магнитную доску выставляется определённая пальчиковая игра, а дети сами её проговаривают и с помощью пальчиков и рук показывают соответствующие движения.
Каждая карточка, иллюстрирующая пальчиковую игру, может быть и темой для беседы с дошкольниками:
- о традициях и обычаях народных праздников, истории появлении традиций (иллюстрации к пальчиковым играм о Новом годе и Масленице);
- о разновидностях деревьев и кустарников в лесах родного края, внешних отличиях листьев (иллюстрация к пальчиковой игре о листопаде);
- о явлениях природы и признаках времён года (иллюстрация к пальчиковой игре о листопаде);
- о внешних данных, повадках и способах выживания пернатых представителей лесов родного края (иллюстрация к пальчиковой игре о совушке);
- о разнообразии грибов и правилах их сборки (иллюстрация к пальчиковой игре о грибах);
- о правилах этикета, приёме гостей, обязательных качествах хозяев: щедрости, гостеприимстве, желании сделать приятное ближнему (иллюстрации к пальчиковой игре о Машиной каше);
- об уважительном отношении к представителям старшего поколения и всем близким (иллюстрация к пальчиковой игре о бабушке);
- о взаимоотношениях в семье, средствах взаимопомощи (иллюстрация к пальчиковой игре о гномиках).
Таким образом, можно проследить многофункциональность развивающей игры «Иллюстрированные пальчиковые игры».
В зависимости от Вашего желания, уважаемые коллеги, Вы можете дополнить данную игру своими наработками. Уверена, в Ваших копилках есть много полезного и ценного материала, который можно аналогично проиллюстрировать и сделать достоянием подрастающего поколения. А если данная игра прочно войдёт в самостоятельную деятельность Ваших воспитанников – материал фундаментально отложится в памяти дошкольников, а значит, станет их любимым занятием.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие лабиринты для детей
Развивающие игры для детей до 3 лет
Игры для дошкольников, способствующие формированию доброжелательных взаимоотношений
Развивающие игры для дошкольников по теме "Солнышко"
Похожие статьи:
Игры для развития внимания детей
Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления
Развивающие игры для детей от 5 до 8 лет
Обучающие игры для младших школьников
Обучающие игры для детей от 5 до 10 лет. Формирование навыков личностного поведения в ролевых играх