Совместная деятельность с дошкольниками подготовительной группы и их родителями «Мы – частичка Губахи»
Автор: Хакимзянова Ризида Фарадисовна, воспитатель МБДОУ - детский сад №9, г.Губаха, Пермский край.
Описание материала: данный материал опубликован с целью ознакомления коллег с организуемой работой с дошкольниками по обогащению их знаний об истории рождения родного города, о природе и заповедных местах родного края.
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная.
Цель: способствовать формированию у дошкольников чувства патриотизма к родному городу.
Задачи:
- образовательные:
• расширять и углублять представления детей об истории города Губаха, растительном и животном мире, достопримечательных местах, геологических памятниках;
• формировать интерес к прошлому и настоящему родного края.
- развивающие:
• развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы;
• развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление;
• развивать воображение, познавательный интерес, любознательность.
- воспитательные:
• воспитывать уважение к культурным ценностям своего края, родного города.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и фотографий по данной тематике в альбомах: «История рождения Губахи», «Природа Губахи», «Заповедные места Губахи»;
- организация познавательных бесед об истории рождения родного города, местоположении и климате, реках и рыбах, животном и растительном мире; градообразующих предприятиях, достопримечательных местах и исторических памятниках Губахи, её заповедных местах;
- заучивание детьми стихотворения о Губахе;
- репетиции выступления детей на фоне презентационного иллюстрирования достопримечательных мест родного города.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- альбомы: «История рождения Губахи», «Природа Губахи», «Заповедные места Губахи», «Заповедные места городов Пермского края»;
- познавательная литература:
«Звери и птицы» (Познавательный журнал для девочек и мальчиков, № 9 – 2010; Детская энциклопедия);
«Шахтёрская старина» - Нина Бойко (Пермь, Издательство «Пушка», 2007г.);
«Экологический атлас Пермского края» (Пермь, 2007г.);
«Прикамье: странички далёких и близких времён» - Н.П.Гербацевич, Н.В.Шатрова (Пермь, «Книжный мир», 2003г.);
«Твоё Прикамье» - Е.А.Черных, Т.В.Похожаева («Береги свой дом» - эколого-краеведческая хрестоматия; Пермь, Издательство «Пушка», 2002г.);
- карта «Зелёное Кольцо» с обозначением городов Пермского края и маршрутом путешествий (- план путешествий туристско-патриотического отряда «Адреналин»);
- мультимедиа, презентация для стихотворного сопровождения выступления детей.
Раздаточный материал:
- подставки на каждом столе с символическим изображением;
- иллюстративно-словесные планы для составления рассказов по группам;
- раскраска «Герб города Губахи».
Ход организации непосредственно-образовательной деятельности:
I Организационный момент – выделение проблемы:
• Дети заняты игровой деятельностью. Воспитатель обращает внимание на необычный знак на папке с фотографиями.
- Ребята, как вы думаете, что означает этот знак? (дети предлагают свои варианты обозначения данного изображения)
- Это символический знак туристско-патриотического отряда школы № 2 нашего города «Адреналин», куда помимо взрослых входят и дети.
Отряд занимается экологическим туризмом – путешествует по территории нашего Пермского края, выбирает самые красивые памятные места (где есть значимые памятники природы), делают фотографии.
Конечно, те места, которые отряд посетил – обозначаются на карте.
Показ карты
(посредством изложения материала демонстрируются фотографии достопримечательных уголков в альбоме «Заповедные места городов Пермского края»):
- путешествие было начато с Перми – столицы нашего Пермского края, где одной из достопримечательностей является «Ботанический сад ПГУ» (демонстрация фотографии достопримечательности);
- следующим объектом изучения стал Кунгур – районный центр Перми – в котором имеется памятник природы всероссийского значения, единственная оборудованная для экскурсий Кунгурская ледяная пещера (демонстрация фотографии достопримечательности), а также Ледяная гора и камень Ермак;
- в Чернушке основными памятниками природы являются: ландшафт Капкан-гора, Сульмаш – Таныпский лес, озеро Емаш-Павловская станица, Чернушинский пригородный лесопарк;
- Карагай – ботаническим памятником природы является Карагайский лес;
- Кудымкар – ботанический памятник природы Кувинский бор;
- Гайны – Ботанический памятник природы Веслянский бор-верещатник;
- Чердынь – расположена на севере Пермского края. Основные памятники природы, расположенные в районе: скалы Белые мхи, Амбарный камень, Берёзовый камень, Варышская пещера, Дыроватый камень, Камень Еран, и скала Варыш;
- Красновишерск – основные памятники природы, расположенные в районе: Ветлан и Говорливый камень, охраняемые ландшафты Кваркуш и Полюдов камень. И, конечно же, заповедник Вишерский;
- Гремячинск – основные памятники природы - геологические: камень Усьвинские столбы, ландшафт Каменный город. Известны также пещеры. Есть заповедник – Басеги.
- Чусовой - город является местом слияния трех рек Вильвы, Усьвы и Чусовой. Уникальны скалы-бойцы: Великан, Воробьи, Печка, Денежный, Мултык, Стеновой.
В результате путешествия получилось своеобразное «Зелёное кольцо». Но наш город в этом «Зелёном кольце» не значится.
- Как вы думаете, достойна ли Губаха войти в «Зелёное кольцо» маршрута экологического туризма, который осуществляет туристско-патриотический отряд «Адреналин»?
- Что для этого надо сделать? (рассказать и показать всё самое лучшее, что есть в нашем городе: начиная с истории зарождения и заканчивая сегодняшним днём).
II Распределение по группам - «История рождения Губахи», «Природа Губахи», «Заповедные места Губахи»:
- Выберите группу, в которую вы бы хотели войти и помочь собрать информацию по определённой теме
(дети рассаживаются за 3 стола – согласно символическому изображению (подставки на каждом столе)):
«История рождения Губахи» (герб города)
«Природа Губахи» (животные, птицы и растения)
«Заповедные места Губахи»
- Сегодня у нас в гостях присутствуют ваши родители. Мы приглашаем их войти в состав групп и помочь детям систематизировать информацию по предложенным планам (родители присоединяются к командам).
- Каждая команда сначала (на этапе сбора информации) будет работать по своему иллюстрированному плану:
Группа «История рождения Губахи»:
иллюстрированное сопровождение - схемы:
- ? (название города);
- Крестовая гора, железная руда;
- каменный уголь, шахты;
- герб города Губахи;
- предприятия сегодня;
- достопримечательности города;
- памятники города.
Группа «Природа Губахи»:
иллюстрированное сопровождение - схемы:
- расположение Губахи на карте;
- климат;
- реки;
- рыбы;
- животный мир;
- птицы;
- растительный мир (деревья, кустарники, ягоды).
Группа «Заповедные места Губахи»:
иллюстрированное сопровождение - схемы:
- горы;
- пещеры;
- заказники;
- заповедники;
- редкие растения и животные.
III Работа в группах (сбор информации)
(дети берут альбомы с фотографиями по предложенным темам, познавательную литературу – из «Патриотического уголка», уголка «Природы» и уголка «Почитай-ка»).
IV Выступление команд по темам
(в перерыве между выступлением групп – физминутка «Улицы родного города» (передают мяч))
V Подведение итогов работы:
- О чём мы сегодня много говорили?
- Сможет ли наш родной город Губаха стать частью Зелёного кольца?
- Все участники получают сегодня на память призы.
(награждение призами – раскраска «Герб города Губаха»).
- Давайте ещё раз – благодаря нашим ребятам – «прогуляемся» по самым красивым уголкам нашего города.
VI Презентационное выступление детей
(с представлением стихотворения о Губахе - на фоне музыкального и фотосопровождения с достопримечательностями родного города).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в группе детей раннего возраста по теме «Пасха»
Конспект НОД в подготовительной группе
Физкультурный досуг с родителями в средней группе
Развлечение для детей и родителей старшей группы. Сценарий