Конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой в старшей группе: «История жилища человека»
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «История жилища человека». Данный материал представлен как «путешествие но реке времени», рассказывающий об истории возникновения и развития жилища человека.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой в старшей группе: «История жилища человека»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая»
Цель: Формировать представление детей об истории развития окружающего предметного мира.
Педагогические задачи:
1. Образовательная: Продолжить систематизировать и углублять знания детей об истории жилища; закрепить умение детей сравнивать и анализировать через проблемные ситуации.
2. Развивающая: Развивать любознательность и познавательный интерес через моделирование, и продуктивную деятельность (конструирование)
3. Воспитательная: Воспитывать умение работать подгруппами.
Демонстрационный материал: Карта – панно «Река времени»; набор картинок «Жилище человека»; фланелеграф « Три поросенка»; карточки с изображением инструментов, техники, последовательности строительства; фишки трех цветов; знаки безопасного поведения дома и на улице; наборы деревянных строительных конструкторов.
Раздаточный материал: Конструктор,
Методические приемы: Игровая ситуация, проблемная ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа, физминутка,
Ход занятия:
Сказка на фланелеграфе «Три поросенка»
- Вспомните сказку про трех поросят и скажите, как звали их? (дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф)
-Кто скажет, из какого материала построил свой домик первый поросенок? ( дети: Ниф-Ниф построил свой домик из соломы)
- Что произошло с домиком Ниф-Нифа после прихода волка?
Из чего построил свой домик второй поросенок? ( дети: Нуф-Нуф построил свой домик из прутьев и веточек)
-Дом Нуф-Нуфа оказался прочнее, однако что случилось с его домиком с приходом волка? Как вы думаете, почему так произошло, что оба домика были разрушены? (дети: домики оказались не прочными)
Какие дома им нужно было построить? (дети: из кирпичей или камня, как у Наф-Нафа) А вы бы себе из чего построили? Почему?
- Так что же, получается, оказывается не все равно из чего и как строить дома. Для этого нужно подобрать строительные материалы, овладеть строительными профессиями и приложить много сил и умений.
- Много тысяч лет назад человек не умел строить дома. Его окружали леса, горы, пустыни. Но как использовать деревья, камни, глину и песок он тогда еще не знал.
- Что было бы с человеком, если бы он не научился строить себе жилище?
(дети: человеку негде было бы укрыться от палящего солнца, сильного ветра, жгучего мороза, спасаться от диких животных, ему негде было бы спать и есть)
Как построить дом надежный
Человек еще не знал
В первобытном мире сложном
Он жилье себе искал
Он страдал от зимней стужи
Хищный зверь ему грозил
Человеку дом был нужен
Где бы он спокойно жил
Где бы он готовил пищу
Ел и мирно отдыхал
Он хотел иметь жилище
Где б бояться перестал
И в заботах невеселых
Человек мечтал порой
Как с добычею тяжелой
Возвращается домой
Как семья его встречает
Тесно сидя у костра
И теперь он точно знает
Дом построить ему пора.
- Давайте вместе с поросятами отправимся в путешествии по «реке времени», и покажем им, в каких жилищах люди жили в древности, и как изменялось жилье человека.
(дети подходят к карте-панно «Река времени», работа с панно – выбор и размещение картинок из серии «Жилище человека»)
Остановка 1. «Первобытность»
- В далекие времена, когда человек еще не умел строить жилье, он стал искать, где бы ему спрятаться. Искал-искал и нашел. Как вы думаете, где мог человек укрыться? ( дети предполагают: деревья, пещеры и т.д.) Давайте выберем удобный вариант: где надежнее укрыться от непогоды и диких зверей? (дети: в пещере) Где люди находили пещеры? (дети: в горах находили пространства и там прятались)
- Пещера стала первым домом человека.
Остановка 2. «Древность»
- Со временем человек сам научился строить себе дома. У него еще не было строительных инструментов, и он использовал подручный природный материал. Как выдумаете, из чего мог построить себе жилище человек? ( дети: из шкур, веток)
Это были дома в виде конуса покрытые шкурами убитых животных, строили хижины из веток. А на крайнем севере дома строили из снега и льда.
Остановка 3. «Старина»
Когда у человека появились строительные инструменты его дома стали надежнее, безопаснее. Как вы думаете, какой строительный материал наиболее надежный и прочный? (дети предлагают: бревна, камни, кирпичи, глина) Какими инструментами человек научился пользоваться, используя эти строительные материалы? (дети: топор, пила, молоток, гвозди, лопата и т.д.)
Остановка 4. «Современность»
- Мастерство строителей росло, и строительные материалы становились красивей и прочнее. Тут человек начал задумываться, как совместить удобства, красоту и надежность в одном доме. И чтобы в этом доме можно было разместить много людей. А как бы вы решили эту проблему?
(дети предлагают многоэтажные и одноэтажные дома)
- Люди стали строить многоэтажные дома с удобными квартирами, где живет много семей. И дома для одной семьи с участком семьи с участком земли, садом и гаражом. Если хижину, маленький дом из бревен мог построить один человек, то кто строит огромные дома? ( дети: много людей разных профессий) Что изобрел себе в помощь человек для строительства домов? ( дети: технику, машины, трактора и т.д.)
- Если строить новый дом чтобы люди жил в нем, нужно знаниями и профессиями овладеть.
Словесная игра с мячом:
- Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию», о какой строительной профессии я говорю.
1) Он сначала строит дома на чертеже за столом? (архитектор)
2) Этот на технике упрямо под фундамент роет яму? ( экскаваторщик)
3) Если на технике нужно быстро разровнять площадку чисто? (бульдозер)
4) Он владеет своим делом, кирпичи кладет умело? (каменщик)
5) Кто мощным краном управляет, блок бетонный поднимает? (крановщик)
6)Чтобы не мокли люди в доме под дождем, он железом покрывает дом? (кровельщик)
7) Очень быстро со сноровкой, штукатурят стены ловко, кто? (штукатур)
8) Если красить что - то нужно, они возьмутся очень дружно? (моляры)
9) Окна – чья это забота? Двери – тоже их работа! Летят опилки белые, летят из под пилы. Чья это работа делать рамы и полы? (плотники)
- Мы напомнили поросятам, какие бывают строительные профессии. А теперь давайте покажем, в какой последовательности нужно строить дом, какие инструменты, какая техника нужна им. (Работа с карточками)
- Ну что произошло? Все карточки перепутались и их нужно обязательно разобрать!
Наф-Нафу дети помогут выбрать картинки с порядком строительства дома.
Нуф-Нуфу дети помогут с инструментами
Ниф-Нифу дети помогут со строительной техникой.
- Давайте разделимся и решим , кто какому поросенку будет помогать. У меня в мешочке фишки. Разделимся по цвету: Ниф-Ниф – красные, Нуф-Нуф – зеленые, Наф- Наф – желтые. ( дети достают фишки и делятся на команды по цвету. Работа команд с карточками) Ребята, почему вы выбрали именно эти карточки?
Мы рассказали поросятам о строительстве домов. Теперь давайте поможем построить для них дома. Каждая команда будет строить домик для своего поросенка. Но прежде чем начать строительство, мы должны предпринять правила безопасности, которые должны соблюдаться на строительных объектах. Выберите нужные знаки и установите их на своих строительных площадках. Какие знаки вы установили?
Не играть на строительных площадках.
Не стоять под подъемным краном.
Не играть в недостроенных домах.
Въезд на велосипеде запрещен.
( Работа по подгруппам: строительство домиков для поросят из наборов деревянных конструкторов) Конструирование переходит в свободную деятельность.
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича