Использование юнгианского метода песочной терапии в работе с педагогами по развитию профессиональных и личностных компетенций
Вы, наверное, помните, в курсе «Политической психологии» нас обучали анализировать газетные статьи разными способами, мы решили применить один из методов к Профессиональному стандарту педагога, выписав только действия.
Вот какая картина:
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:
готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Содержание профессионального стандарта педагога.
Часть первая: обучение.)
Педагог должен:
Демонстрировать знание
Уметь планировать, проводить, анализировать их эффективность
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки
Часть вторая: воспитательная работа
Владеть формами и методами воспитательной работы
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Эффективно управлять классами
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации
Устанавливать четкие правила поведения
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей
Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами
Уметь анализировать реальное состояние дел
Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Часть третья: развитие
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку
Способность оказать адресную помощь
Готовность к взаимодействию с другими специалистами
Умение составлять совместно с другими
Быть готовым, как самый значимый взрослый
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
И т.д.…..
Где все черпать? Где найти тот резерв, тот ресурс, чтоб выполнять данный Стандарт качественно и не растратить себя?
Часто коллеги обращаются к нам за помощью на консультацию в напряженные периоды своей деятельности, такие как, аттестация, сопровождение многочисленных проектов, освоение и реализация новых подходов в своей работе и пр. и попросту в ситуациях профессиональной усталости, профессионального стресса, напряжения, истощения и пр. И
наше взаимодействие, как правило сводится к общим моментам, таким как:
1. Работа с мотивационной сферой
2. Эмоциональной сферой
3. Рефлексивной
4. Регулятивными процессами (в том числе целеполаганием и планированием)
5. Работа над поиском и обретением ресурсов.
Мы хотим представить, как в ходе консультирования можно использовать юнгианский метод песочной терапии для экстренного решения таких вопросов, как:
• Актуализация целей профессиональной и личностной деятельности, ранжирование задач (вопросы планирования деятельности и распределения внутренних ресурсов);
• Обретение внутреннего ресурса для решения жизненных и профессиональных задач;
• Решение внутренних эмоциональных проблем, связанных с профессиональной деятельностью и гармонизация эмоционального состояния.
В 21 первом веке Юнг стал тем философом, психологом и психотерапевтом, чьи идеи и методы вдохновляют и несут внутреннее освобождение самым разным людям. Юнг вдохновляет и открывает глубины бессознательного, пути соединения глубинного мира подсознания с сознанием. Для нас, практикующих психологов и тренеров, наследие Юнга – это огромное теоретическое, методологическое и методическое богатство, освоение и применение которого позволяет расти, развиваться нам и нашим клиентам.
Юнг и его последователи успешно работали в арт-терапии, в частности в песочнице, с помощью методов, открытых самим Юнгом. Напомним эти классические юнгианские технологии: метод ассоциаций (личные, культурные, природные, амплификации), ритуалы, послания, внутренние диалоги, активное воображение. Мы так же используем эти методы и инновационные нео-юнгианские технологий, которые методологически и методически вырастают из методов юнга, но при этом позволяют достигать большей глубины, результативности и динамики в работе.
Но нашей задачей сегодня становится не подробное раскрытие юнгианской терапии, на это мы не претендуем. Мы демонстрируем арт-терапевтическую методику, применять которую очень удобно в ходе психологического консультирования, в частности, консультирования педагогов, что в свою очередь повышает эффективность самого консультирования, способствуя быстрому и эффективному решению личностных вопросов, связанных в том числе и с профессиональной деятельностью педагога в эпоху стремительных изменений в сфере образования.
Песок....он манит к себе. Дети обожают возиться в песочнице с самого раннего возраста.
А взрослые?
Сидя на берегу морского побережья, рука так и тянется к песку.... пересыпать, закапывать, ощущать. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие. Это прекрасное средство для «заботы о душе».
Юнгианская песочная терапия - это эффективный, безопасный и увлекательный метод психологической работы. При чем работа идет на символическом, метафорическом уровне, но изменения происходят в сознании и жизни человека. Терапия направлена на решение внутренних конфликтов, переживание стрессов, обогащение внутренней энергией, собственными психологическими ресурсами, проработку негативного прошлого опыта, решение проблем возрастного характера, работа с жизненными целями, самоопределение и др.
В процессе терапии происходит осознание и понимание себя, своих чувств, их трансформация и достижение внутренней гармонии.
Клиент создает картину на песке – модель внутреннего состояния. После создания песочной картины, мы предлагаем попутешествовать по тому миру, который открывается в песочнице. Будто попадая в незнакомую страну, знакомимся с ней, исследуем её. В процессе движения внутри песочницы, педагог отмечает свои желания, чувства, ассоциации. Такое путешествие чрезвычайно ресурсно: возникают инсайты, происходят начальные трансформации и моменты осознания своих чувств. В песочнице нет ничего случайного, и любая мелочь может способствовать мощным трансформациям бессознательного и сознания.
Юнгианский подход позволяет также диагностировать внутреннее состояние человека, что тоже важно в ходе консультирования, ведь мы можем быстро «нащупать» первопричины проблем. (Мы проводим диагностику «по 9 квадратам» и «по диагонали»).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10»
Консультация для педагогов. Песочная терапия
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада
Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов