Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование юнгианского подхода к песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Использование юнгианского подхода к песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Дети с удовольствием играют в песок, он действует на них как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, «пасочки» тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и баталии, семейные сценки и городские зарисовки. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Корни песочной терапии (Sandplay - игра с песком) в символической игре детей.
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Песочная терапия - продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить невыразимое.
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Это прекрасное средство для «заботы о душе».
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».
Не секрет, что язык бессознательного это образы, эмоции, чувства. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное клиенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились рисовать, сталкивались с несоответствием внутреннего образа с тем, что получается на бумаге. И тогда человек при работе с психотерапевтом отказывается рисовать. Но, к счастью, игры в песочнице погружают человека в такие глубокие, давние слои нашей психики, когда оценки не были для нас так актуальны. Мало кто может устоять перед соблазном творческого самовыражения в хорошо замкнутом пространстве психотерапевтического кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, его возрастом, задачами работы. Сейчас в моей работе игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений).

Юнгианская песочница как метод может применяться:
• с целью диагностики (существует несколько видов диагностики, я владею двумя и совмещаю их, это диагностика по диагоналям и диагностика по 9 квадратам);
• с целью оказания первичной психологической помощи;
• в процессе краткосрочной психотерапии;
• в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
• в процессе обучения (я пока не использую, хотя здесь широкие возможности, мне пока интересен именно терапевтический компонент);

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Никакой директивности не может быть со стороны родителя или психолога. Все идет от ребенка. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.
То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
В процессе проведения песочной психотерапии могут быть разные стадии взаимодействия с песком. В начале чаще всего у детей – это «хаос».
На стадии «хаоса» ребенок берет множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Стадия «хаоса» может занимать от одной до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Для песочной терапии используется прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Один сеанс длится около часа и включает как работу с песочницей, так и аналитический разбор и возможные выводы. Но, зачастую, целительные изменения продолжаются и после завершения сеанса, по мере осознания образа, возникшего в пространстве песочницы, и связывания его с проблемой в реальной жизни ребенка. У меня был случай, правда со взрослым, мама была на песочнице в мае, и пришла ко мне в сентябре сказать, что она поняла важные вещи сейчас по мотивам прожитой с ребенком песочницы.
Часто в процессе работы возникают вопросы: сколько занятий пройдет, прежде чем ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение. Иногда достаточно и одного занятия, а может быть их потребуется 5-10. В любом случае, когда определенный этап пройден, и клиент, и психолог это видят.

Позиция психолога
Как бы не разворачивались события в песочнице нельзя оценочно реагировать на них, а задавать только уточняющие вопросы, чтобы лучше понять ребенка. Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение к клиенту. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить, не опасаясь осуждения.
Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен воздерживаться от интерпретации (вслух и от подсказки решений его проблем!!!). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло. Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени, но рядом. Т.е. находиться в не поле зрения ребенка во время работы с песком и только в том случаи, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог.

Специфика работы с детьми.
1. Родитель всегда присутствует (до подросткового возраста, после у ребенка спрашивают; спрашивают всегда, но до подросткового возраста дети хотят видеть родителя рядом). Ребенок – зеркало семьи
2. Детская песочница отличается от взрослой бурной динамикой, постоянными трансформациями. В связи с этим внутренний ребенок самого психолога должен быть активен и психолог должен быть вовлечен. Контакт с психологом и родителем – имеет самое важное значение в песочнице.
3. Особенности контакта зависят от возраста ребенка. Я обучалась работе с детьми от перинатального (внутриутробного) периода (работа с беременными) до юношества (включительно). Секция дошкольная поэтому говорить буду о периодах «нарциссическом», «эдиповом» и о «предпубертате», т.к. он начинается у некоторых девочек в 6, а мальчиков в 7 лет и мы его захватываем в ДОО.

Сразу скажу с нарциссами в саду я не работаю (то возраст до 3х лет). Планирую буду в будущем, при тяжелых адаптациях, нервозных состояниях, если будет запрос от родителя. Я предпочитаю начинать работу с того момента, когда ребенок уже в рот ничего не тянет. Потому что это песок, он имеет свойство заполнять все вокруг…

Пару слов об особенностях работы скажу. Кстати, надо сказать, что детскими периодами можно работать не только с детьми, но и такой же стиль работы со взрослыми, имеющими негативный или непрожитый опыт определенной стадии собственного детства. Я, собственно говоря, так и училась. Отрабатывала собственный нарциссический период, эдипов, период предпубертата (латентный), пубертата (подростковый) и юношеский. Но это никак не мешало приступить к работе с детьми, потому что опыта работы с детьми предостаточно, необходимо было только овладеть методикой.

Все мы знаем, что психологу нужна супервизия и необходимо отрабатывать периодически свои слепые пятна. Я работала со своим эдипом, с предпубертатом (младший школьный возраст, у меня была школьная фобия) и юношество отрабатывала. Собственно говоря, по одной песочнице на каждый возраст, в каждый из дней курсов (тренинга).
Как определить, с каким возрастом надо поработать самому себе. С каким возрастом в реальности меньше нравится работать, с кем больше трудностей, в каком возрасте раздражали собственные дети (нарушалось с ними общение). Для меня это был эдипов возраст. Я прорефлексировала, люблю свою работу, но старших дошкольников «меньше»* (условное обозначение), именно возраст с 5-6. И собственными детьми в этом возрасте был какой-то разлад, я становилась требовательной, нетерпимой… И вот решено было отработать данный период. Хотя на уровне сознания, я была уверенна, что проблем в детстве у меня нет, все нормально. Но в ходе работы, вспомнились определенные моменты, которые осознав и поняв, я смогла что-то изменить в себе. И это отразилось и на работе, и на взаимоотношениях со своими детьми и это качественно улучшило мою жизнь.

Нарциссический период (от рождения до 3 лет)
В этот период идет формирование самости на основе безусловной любви, формирование базового доверия к миру. Принятие пола – я-мальчик, я-девочка.
Основные психические составляющие патологии в этом возрасте связаны с основной фигурой – с мамой. При этом основные травмы связаны с длительными расставания с мамой, с «холодной» мамой (которая формально для ребенка все выполняет, ухаживает, но не хочет с ним быть, что аж засыпает при игре с ним). Может развиваться психосоматика, особенно со стороны ЖКТ, тревожность, страхи, неконтактность и пр.
Специфика работы - вместе с мамой, встречи идут до тех пор, пока мы не увидим, что отношения в диаде мама-ребенок налаживаются, гармонизируются, мама –включается, не доминирует, принимает.
Игрушки – герои сказок, детских мультфильмов, пластиковые, не мелкие.
Характер игры – предметно-манипулятивный, с зачатками сюжета.
Цель игры – настроить родителя открыть запас безусловной любви.
Часто бывает так, что приходится приглашать родителя отдельно, отрабатывать с ним его «нарцисса» и только потом идет раскрытие его чувств и принятие своего ребенка.
Методика – полное участие психолога в ом, что делает ребенок, присоединение, безусловное принятие (вплоть до повторения слов, обозначающих действия ребенка). Инициатива – не ребенке, взрослый следует вслед за ним. В конце можно рассказать сказку по мотивам песочницы (мама с ребенком при помощи психолога, если нужно).

Эдипов возраст (3-6 лет)
В этот период происходят первые проявления либидо (полоролевая идентичность, усваиваются модели поведения между мужчиной и женщиной). Фигура отца определяющая (необходимо избегать как холодности, так и излишней сексуализированности).
Основные психические составляющие патологии в этом возрасте: триангуляция (разбивка на лагеря, мамы и папы, и дети, в разных вариациях); развод в эдипов возраст, попытка «отрезать» одного из родителей от ребенка, попытка сделать из ребенка терапевта (когда ребенку между словом есть такие посылы «как же мы будем дальше жить», «теперь ты моя надежда и опора», «мой единственный мужчина» - сыну) непринятие детским обществом и пр.
Специфика работы - встреча на диагностическую беседу без ребенка, для выяснения ситуации в семье, формирования запроса родителя. Затем встреча совместная. Игра, в которой терапевт и родитель играет с ребенком.
Игра – действие. Необходимо несколько подносов с песком.
Игрушки – принцы, принцессы, кареты, замки, военная тематика, феи, короли, королевы, невесты, герои сказок Золушка, Русалочка и пр., герои компьютерных игр.
Задача песочницы – сплочение в песочнице родителей для ребенка (даже если они в разводе).
Методика – статики нет, у ребенка в песочнице постоянная динамика, добавление и перемещение фигур. Психолог задает вопросы: «Кто это пришел?», «Как он пришел?», «А когда он(а) пришел, что изменилось?». В одну сессию ребенку может понадобиться 2-4 песочницы (располагать местом и оборудованием); в одну песочницу может прийти до 50-60 фигур. Разворачивается сюжетно-ролевая игра, или психолог при помощи вопросов помогает развернуть игру.
Прием «сценарное моделирование».
Как правило первая песочница – это знакомство с фигурами, затем происходит выделение персонажей и они перемещаются ребенком за пределы песочницы, на что психолог предлагает взять еще одну песочницу. Родителя привлекаем, но если ребенок противится, то родитель просто зритель пока, но периодически предлагаем ребенку привлечь родителя.
Терапевт играет с ребенком за того, за кого ребенок скажет.
Задача психолога поймать терапевтический момент.
В конце ребенок придумывает сказку, родителю нужно ее записать, понять из нее финальное послание.

Предпубертат (латентный период), девочки- 6-11 лет, мальчики – 7-12 лет.
В этот период происходит выход в социум (доп. образование, школы искусств, спортивные секции, школа…) Адаптация к внешней социальной системе. Попадание под социальную оценку (талантов, способностей, индивидуальных особенностей ребенка) обществом. Необходимость соответствия стандарту.
Основные психические составляющие патологии в этом возрасте: конфликт со сверстниками, с педагогами, с родителями, с окружением по поводу несоответствия различным стандартам. Конфликт может быть неявный, а скрытый (внутренний у ребенка), или родитель стремится «дотянуть» ребенка до стандарта, постоянно не довольствуясь результатами своего ребенка. Могут возникнуть срывы у ребенка, энурезы, психосоматика, неврозы, фобии, регресс в когнитивном и поведенческом плане, снижение познавательной мотивации и пр.
Специфика работы и методика – поддержка ребенка, выход из травмы; необходимо показать ребенку, что у него есть он сам, выйти на ресурсы (то, что ребенок любит, что у него получается, создание «мира радости»). Родитель здесь чаще зритель, но, если ребенок выходит на историю, также происходит игра, как на предыдущем этапе. Песочница может быть, как «эдипова», так и «взрослая» (провести шеринг начальный и заключительный, поговорить). Обращения к чувственному опыту ребенка: «какие они для тебя?», «какие ощущения». Следить за телом! (но это всегда). Повлиять на настоящих мать, отца, окружение нельзя, но внутри ребенка необходимо вырастить самость (внутреннего ребенка), показать ему себя со всеми достоинствами, «вырастить» через песочницу «здоровых» принимающих родителей – ресурс.
Задача – поддержка ребенка, показать ему самого себя сильного, одаренного, радостного; родителю необходимо увидеть главное в своем ребенке, а не зависеть от социальной оценки.
Игрушки – как в «эдиповой» песочнице, только добавляются злодеи, теневые фигуры (насилие, контроль, стыд, фобии, унижения, страх), сверстники, злые тети, дяди, фентези. В результате работы у ребенка должны поменяться ощущения рядом с теневыми фигурами, поменяться отношение к предмету.

Каждый человек уникален, уникальны его путь и способы преодоления трудностей. Все участники процесса песочной терапии радуются красоте происходящего в этом замечательном мире, который помещается в деревянный ящичек. Часто хочется сказать своим клиентам: спасибо вам за честь находиться с вами в тот момент, когда вы раскрываете сокровища своей души!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10» Консультация для педагогов. Песочная терапия Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов
Коммуникативное занятие для педагогов ДОУ. Конспект | Использование юнгианского метода песочной терапии в работе с педагогами по развитию профессиональных и личностных компетенций
Опубликовано: 2077 дней назад (26 февраля 2019)
Просмотров: 4816
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!