Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коммуникативное занятие для педагогов ДОУ. Конспект

Коммуникативное занятие для педагогов в рамках трехдневной сессии "Мой мир и твой мир"
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. «Мой мир и твой мир»
Приветствие, правила тренинга, режим работы.
«ПРЕДСТАВИТЬСЯ» и «ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО?»
Группе предлагаются два вопроса, вроде бы сходные по своей сути:
1) «Почему вы пришли на этот тренинг?» и
2) «Что вы хотите получить от этого тренинга?».
При всей кажущейся похожести это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным точкам, второй — к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее. Задавая эти вопросы «через запятую», тренер не акцентирует внимание группы на различии между ними, но сам обращает внимание на то, на какой из двух вопросов человек предпочитает отвечать, — это полезный для дальнейшей работы диагностический критерий.
Еще одна пара вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на процесс либо на результат: «Чего вы ожидаете от | тренинга? Каким он, по-вашему, должен быть?» I и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?».
«РАЗМИНКА».
Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.
«ФОРМУЛА МОЕЙ ЛИЧНОСТИ»
(листочки А4 по кол-ву участников, набор фломастеров, пластилин)
Эту игру в ходе процедуры знакомства можно использовать в тех группах, участники которых представляются вам людьми достаточно креативными. Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность — интересы, черты характера, таланты и др. Обычно участники изобретают формулы, напоминающие математические, — используя знаки «плюс», «минус», «умножить», «разделить», но бывают случаи, когда формулы больше напоминают химические.
Ирина = интуиция + ироничность + лень
Ольга = (0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности
После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступитьтперед почтенной публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как «доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту, записывает формулу и рассказывает о ней группе, так и «стендовые доклады» (в этом случае каждый пишет свою формулу на листе бумаги и прикрепляет ее себе на грудь; участники в свободном режиме передвигаются по аудитории, рассказывая о себе друг другу). По результатам докладов тренер при необходимости может подвести итог этой «научной конференции». Можно обратить внимание на те качества и способности, которые повторяются у многих; можно, напротив, сделать акцент на том, какие все разные. Если большая часть формул (а так обычно бывает) предполагает сложение и умножение, можно подчеркнуть тот факт, что индивидуальность складывается из совокупности черт, каждая из которых по отдельности вполне может присутствовать и у кого-то другого, и все же, как известно из общей теории систем, «целое — это больше, чем сумма частей». Если же в группе
отчетливо проявились «минусы» и знаки деления, можно проинтерпретировать это как
стремление группы к развитию, к самосовершенствованию (а тренинг — о чудо! —
предоставляет как раз такую возможность).
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ»
(листочки с вопросами по кол-ву участников, бумага А-4, фломастеры)
Первый этап работы проходит индивидуально. Каждому участнику выдается бланк анкеты с несколькими (4—6) вопросами. Вопросы могут быть как открытыми, предполагающими развернутый ответ, так и альтернативными, когда предложено несколько вариантов ответа и из них нужно выбрать один наиболее подходящий. В зависимости от той тренерской роли, в которой вы себя позиционируете, от программы тренинга и от специфики группы вопросы могут быть как сугубо серьезными, так и полушутливыми, но они обязательно должны касаться тематики тренинга. Однако они не должны быть чрезмерно глубокими или дискуссионными, потому что на работу на данном этапе группе отводится 5—7 минут, и за это время участникам нужно дать ответ на каждый из них. На втором этапе работы тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас ваша задача — по результатам анкетирования найти себе единомышленников и объединиться с ними в команду. По какому принципу вы будете создавать команды и сколько команд получится в итоге — решать вам». На выполнение задания этого этапа целесообразно отводить от 5 до 15 минут, в зависимости от активности группы.
Когда команды сформировались, им предлагается следующее задание:
«Представьте себе, что вы должны выступить на международном симпозиуме, посвященном проблеме (тренер называет проблему, созвучную теме тренинга). Ваша задача — сформулировать основные тезисы своего выступления, отразив их, кроме того, в виде девиза и эмблемы вашей делегации».
Эта работа может занять у группы около 10— 15 минут. После того как группы объявили о своей готовности к выступлению, организуется их презентация в общем кругу. По завершении презентаций тренер подводит итог всем выступлениям, обобщая их и обозначая соответствующие темы тренинга. Упражнение повышает мотивацию участников тренинга к обучению и групповой работе, помогает им сосредоточиться на изучаемой теме. Если участники группы до начала тренинга не были знакомы друг с другом, это упражнение позволяет им установить первичный контакт и действительно найти единомышленников, что повышает комфортность их пребывания в тренинговом пространстве. Тренеру эта работа предоставляет обширный диагностический материал, который касается как перспектив групповой динамики (активность группы в целом, претенденты на лидерство, степень готовности к групповой работе и т. д.), так и особенностей мотивации и установок отдельных участников. Он может формулировать вопросы анкеты с учетом планируемых им тематических блоков и в дальнейшем апеллировать к ответам участников в ходе мини-лекций и обсуждений, а также принимать их в расчет при распределении ролей в игровых заданиях.
Вопрос 1. Я пришел на этот тренинг потому что
А) интересно, что будет
Б) хочу ближе узнать коллег и раскрыться сам
В) не знаю, зачем пришел (все пошли, и я пошел; сказали, что надо прийти)
Г) тренинг коммуникативный, возможно, у меня получится расширить свой поведенческий арсенал по взаимодействию
Д) свой ответ ___________________________________________________
Вопрос 2. Вообще я общительный человек, мне нравится узнавать людей
А) да
Б) нет
В) свой ответ ____________________________________________________
Вопрос 3. Я открыт для новых знаний, все время стремлюсь совершенствоваться.
А) Да, стараюсь не упустить возможность узнать что-то новое, чему-то научиться, даже, если это абсолютно из чужой области для меня. Считаю, что новый опыт наполняет мою жизнь новыми смыслами.
Б) Нет, я прекрасно сортирую информацию на «нужную» и «ненужную». Временной ресурс итак ограничен, чтобы тратить время на области, которые может и не пригодятся никогда.
В) Я за свою жизнь уже так много узнал, что сейчас только пожинаю плоды своих знаний.
Г) свое ____________________________________________________________
Вопрос 4. Я проявляю настойчивость и твердость в принципиальных вопросах
А) да, меня трудно свернуть с позиции, я буду стоять до конца, когда уверен в своей правоте
Б) если аргументы достаточно рациональные, то я без боли и обиды могу изменить свою позицию
В) я стараюсь оценить ситуацию, если отстаивание позиции может спровоцировать конфликт, я стараюсь уйти от дискуссии, не люблю конфликтов
Г) свой ответ _____________________________________________________
Вопрос 5. Справиться с нахлынувшими эмоциями, для меня сложная задача
А) Нет, меня всегда отличало высокое самообладание
Б) Бывает по-разному, но всегда стараюсь держать себя в руках
В) как спичка вспыхиваю, но быстро отхожу, потом обязательно проясняю собеседнику свою эмоциональную особенность
Г) свой ответ ______________________________________________________
Вопрос 6. Вылезть из ситуаций, когда «все надоело, ничего не хочется, устал», мне помогает (можно несколько вариантов)
А) хороший, долгий сон
Б) танцы до упаду
В) беседа с близким человеком
Г) время, проведенное, в компании старых друзей
Д) физическая активность (уборка, занятия спортом)
Е) балую себя (что-то себе покупаю, разрешаю съесть лишней сладости)
Ж) время, проведенное в кругу семье, за домашними хлопотами
З) пью таблетки
И) смотрю разные шоу и понимаю, не все так плохо у меня
К) читаю книги (они даю новые смыслы)
Л) слушаю классику, хожу в театр, смотрю глубокие фильмы
М) свое ____________________________________________________________
«НАС С ТОБОЙ ОБЪЕДИНЯЕТ»
(мяч)
Это упражнение, как и многие другие, выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок — тот, у которого в руках мяч, — кидает мяч кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...» (например, «...любовь к путешествиям», или «...то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров», или «...знак зодиака». Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо», если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...» Если эта игра проводится в середине тренинга, она может предоставить и дополнительную социометрическую информацию. В конце тренинговой работы основная задача ее использования — создать позитивный эмоциональный настрой и напомнить участникам группы о событиях и впечатлениях, которые они «собрали» за эти дни. Игру лучше не ограничивать по времени; важно, чтобы у каждого участника была возможность объединиться со всеми, с кем он хочет, и по всем признакам, которые придут ему в голову. Некоторые группы по ходу игры демонстрируют «цепную реакцию», когда признак объединения, предложенный первым участником и принятый вторым, используется и для объединения второго с третьим, третьего с четвертым и так далее. Это не является нарушением правил игры, а тоже работает на создание благоприятного эмоционального и энергетического фона и групповой принадлежности (что особенно важно, если тренинг проводится в реальной группе, которая продолжит свое функционирование и после окончания работы на тренинге).
Заключительный шеринг. Состояние, впечатления.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. «Уважение границ»
Начальный шеринг. (что осталось от вчерашнего дня, состояние на сегодня)
«ЛЕТАЮЩИЕ ИМЕНА»
(два мячика)
Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот мяч, называя при этом свое имя: «Я — Емельян», «Я — Ефросинья». Этот раунд игры продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу. Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Жанна!» Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Зина!» Здесь тоже каждый должен поучаствовать минимум один раз.
После того как и этот раунд закончен, в игру вбрасывается второй мяч и игра продолжается с двумя мячами сразу. Игру можно проводить не с двумя мячами, а с одним клубком. Ведущей рукой человек кидает клубок следующему, а неведущей придерживает нитку, натягивая ее между собой и партнером, — тогда к концу игры в кругу оказывается сотканным целое полотно.
«ЧЕТЫРЕ УГЛА - ЧЕТЫРЕ ВЫБОРА»
Группе необходимо обеспечить свободный доступ к углам тренинговой комнаты.
В каждом из углов тренер размещает лист бумаги с написанным на нем «выбором».
Альтернативы могут касаться как нейтральных вещей, так и тематики тренинга:
- Цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
- Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, трапеция.
- Времена года: зима, весна, лето, осень.
- Главные качества успешного политика: ум, честь, совесть, харизма.
- Какой ребенок самый «трудный»: упрямый, непоседливый, замкнутый, агрессивный.
Задача каждого участника — подойти к выбранной им позиции и рассказать собравшимся там, почему его привлекла именно эта альтернатива. Дополнительная задача — запомнить, кто оказался с ним в одной группе. Игра повторяется еще три раза, каждый раз ведущий пишет на листах новые альтернативные варианты. После четырех раундов группа собирается в кругу, и тренер спрашивает участников о том, с кем они чаще всего оказывались в одном углу, с кем ни разу не встречались на протяжении
упражнения; что нового узнали о коллегах по группе; удивили ли их какие-то аргументы из услышанных. Для усложнения задачи и внесения элемента интриги можно предложить участникам промежуточный этап. Тренер объявляет четыре альтернативы, но участники на полминуты- минуту остаются неподвижными, пытаясь предугадать, кто окажется с ними в одной подгруппе или как в целом распределятся участники по подгруппам. Количество правильных догадок подсчитывается в конце обсуждения; самый интуитивный участник получает приз. Приз — в форме массы полезной диагностической информации — получает и наблюдательный тренер.
«ДА, И ЕЩЁ…»
Цель: Тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.
Время: 20–25 минут
Размер группы: 6–30 человек
Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.
Демонстрация
Для демонстрации того как будет проходить упражнение мне нужны два добровольца.
Упражнение будет проходить так: два участника разговаривают между собой, каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.
Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».
Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».
Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.
Продолжение
1. Разделите группу на пары.
2. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:
• Коллеги готовят новый проект.
• Воспитатель и родитель договариваются об выпускном утреннике
• Педагоги группы готовят родительское собрание.
• Муж и жена строят планы на отпуск.

3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.
Подведение итогов:
Какие чувства вы испытываете после этого упражнения?
Какими интересными наблюдениями вы готовы поделиться?
Что вам легко удавалось? Что давалось труднее?
Как вы думаете, где, в каких жизненных ситуациях это может быть полезным?
СКАЖИ «НЕТ» (Техника вежливого отказа)
Цель: отработка навыков конструктивного отказа.
Инструкция: Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или еще с каким-то подобным навязчивым намерением. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Выгнать – не удобно... А время идет... Рекламный агент специально обучен, действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Нужно как-то решить эту проблему.
У вас три цели:
1. Не потерять время.
2. Не выйти из себя.
3. Не поддаться на уговоры.
Предлагаем вам поиграть в эту игру в парах. Объединитесь, пожалуйста, в пары.
Один из вас – рекламный агент, другой – сопротивляющийся клиент. Стратегия агента: всеми способами пытаться «зацепить клиента», не давать ему возможность повторять один и тот же «заезженный отказ», пытаться тем или иным способом переиграть его. Стратегия клиента: отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны», «Вы так внимательны и добры», и «нет» делу: «Спасибо, но я в этом не заинтересован». При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою «игру» - применяется «принцип заезженной пластинки»: что бы ни говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза, например: «Спасибо, но меня это не интересует». Если коротко, то схема поведения клиента может быть сведена к трем пунктам:
1. Что вам надо?
2. Спасибо, вы очень любезны.
3. «Заезженная пластинка».
Итак, попробуйте провести первый раунд этой игры. Во втором раунде поменяйтесь местами: пусть клиент станет агентом и наоборот.
После этого упражнения можно предложить участникам вспомнить какую либо личную ситуацию, где они не смогли сказать «нет» и это повлекло ряд трудностей для них самих и до сих пор не ушло из их сознания. После чего участники, которые хотят проработать свою ситуацию, делятся ею в тех подробностях, в каких могут. Участник выбирает из остальных того, кто «сыграет» его самого и его «требователя» (партнера по общению в той ситуации). История инсценируется, тот, чья история разыгрывается, наблюдает и вносит свои коррективы. После того как в разыгранной истории удастся сказать «нет» (к этому необходимо прийти обязательно), участник снова прорабатывает свою ситуацию уже в своей роли (оппонента можно выбрать другого).
Обсуждение.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСТРОЕНИЕ КРУГА».
Цель: развитие навыков координации, невербального общения и саморегуляции, совместных действий, сплочение группы.
Ход: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается. Упражнение повторяется, пока не получится круг, и чтоб все участники были в нем.
Шеринг по всему дню.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. «Открытый разговор»
Начальный шеринг.
(что осталось от вчерашнего дня, состояние на сегодня)
РАЗМИНКА «ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ШАЛОМ, САЛЮТ!»
Цель: приветствие, создание благоприятной атмосферы.
Материалы. Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.) Если вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку приветствия, «родные» для участников.
Ход: Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках (10 минут). Ведущий предлагаетучастникам начать игру, встав в круг. Затем тренер раздает заготовленные карточки, держа их в руках (или в шляпе), каждый участник берет не глядя по одной.Члены группы прогуливаются по комнате и при этом здороваются с каждым встречным: необходимо сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.
Приветствия
Италия: Bongiorno;
Швеция:
США: Hi;
Англия: Hello;
Германия: GutenTag;
Испания: BuenosDias;
Гавайи: Aloha;
Франция: Bonjours, Salut;
Малайзия: Selamatdatang;
Россия: Здравствуй;
Чехия: Dobryden;
Польша:
Япония: Sayonara;
Израиль: Shalom;
Египет: AsalamuAleikum;
Чероки (США): Schijou;
Финляндия
Дания: Goddag;
Турция: Merhaba.
В заключении участникам необходимо обменяться впечатлениями.

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.
Время: 20–25 минут
Количество участников: 12–30 участников
Описание. Тренер просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.
Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.
Пример текста:
Руководство зоопарка северной Каролины недавно предупредило посетителей, чтобы они не давали обезьянам зажженные сигареты. Чем было вызвано такое неожиданное требование? Неужели обезьяны курят? Неужели они приобрели эту вредную привычку?
Конечно, нет. Объяснение гораздо проще и смешнее. Эти маленькие попрошайки используют сигареты (и не без успеха) для того, чтобы избавиться от блох. Они подносят зажженный конец сигареты к своей шерсти и держат до тех пор, пока блохи от жары не начнут выпрыгивать.
Теперь, когда у вас уже не осталось сомнений в том, что обезьяны достаточно разумны, вас не удивляет тот факт, что и они сами нашли эффективный способ борьбы со своими мучителями.
Единственная беда состояла в том, что некоторые, самые неразумные представители обезьяньего племени, причинили себе серьезные ожоги, неаккуратно обращались с сигаретами. И, как следствие этого, руководство зоопарка положило конец этой практике, для того, чтобы спасти некоторых обезьян от самосожжения.
Обсуждение итогов:
Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
Наблюдатели, заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило?
Какие есть способы повышения качества передачи информации?

СПОСОБ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ: «Я- ВЫСКАЗЫВАНИЯ».
Что вы знаете про я- высказывания?
«Я-высказывание» — способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. «Я-высказывание» позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при этом не задевать самооценку собеседника, и, более того: тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции и на себя. Важно уметь различать «мне плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, говори именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам. Не «фильм классный», а «мне такие фильмы нравятся». Это твое отношение, веди разговор от себя и о себе.
"Ты-высказывание", "я-высказывание"
• Неверно: Ты никогда меня не слушаешь!
Верно: Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
• Неверно: Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
Верно: Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
• Неверно: Вечно ты хамишь!
Верно: Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.
• Неверно: Ты всегда ужасно себя ведешь!
Верно: В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
• Неверно: Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!
Верно: Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Тот, кто освоил технику "я-высказываний", получает следующие возможности:
• Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.
• Понижать уровень своего эмоционального напряжения.
• Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения.
• Противостоять давлению и манипуляциям. Сохранять чувство собственного достоинства.
• Ставить партнера в ситуацию ответственного выбора.
• Конструктивно разрешать противоречия и конфликты.

Схема "я-высказывания": Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.);
Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Технология "я-высказывания"
1 шаг. Факты. Называются только факты, произошедшие в реальности, т.е. то, что произошло по факту. Например: «Когда ты сказал мне, что я плохо выгляжу, я заплакала".
2 шаг. Чувства. Выражение чувств, касающихся этого факта. "Я чувствую..." Например: «При этом я почувствовала обиду. Я обиделась». Телесные ощущения. (Можно рассказать и о них — смотрите по ситуации) Выражение телесных ощущений, касающихся этих чувств. "Я ощущаю..." Например: «У меня защипало в носу и захотелось расплакаться».
3 шаг. Мысли. Здесь высказываются мысли, предположения, гипотезы, фантазии, интерпретации, идеи. "Я думаю", "Я предполагаю", "Мне кажется" и др.. Например: «Я думаю, что ты меня не любишь, и что тебе нет до меня дела». Если на этом шаге замечаете, что захлестывают чувства, то возвращайтесь ко 2-у шагу.
4 шаг. Желания. Здесь высказываются любые желания, возможно мечты. То есть то, о чём бы Вы хотели попросить этого человека. Например: «И я хочу тебя попросить, чтобы ты больше обращал на меня внимание и говорил мне, когда я выгляжу хорошо». Этот шаг помогает в улаживании конфликтов, в установлении отношений. Здесь также возможно возвращение ко 2-у шагу, то есть к чувствам, которые Вы испытываете.
5 шаг. Намерения. Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом. "Я собираюсь", "Я буду", "Я не буду". Например: "А я буду стараться не говорить тебе постоянно о том, что ты меня не любишь". 5-й шаг применяется не всегда, а в зависимости от ситуации. Иногда достаточно лишь 4-х шагов. Тем не менее, нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.
Работа с «я-высказываниями»: Группа делится на тройки. В тройках каждый вспоминает пример, возможно, недавний конфликт (дома, на работе и пр.), когда он употребил «ты- высказывание» (например, «ты- неряха», «всегда ты хамишь», «ты никогда меня не слушаешь», «ты ужасно себя ведешь», «снова ты говоришь таким тоном» и пр.). После чего тройка «разыгрывает» ситуация так как она была, участник наблюдает. Затем участник пытается «перефразировать» свое «ты -высказывание» на «я -высказывание», говорит остальным двум участникам, что теперь необходимо сказать и ситуация разыгрывается заново. Каждый в тройке должен проработать свою ситуацию.
Обсуждение.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ».
Цель: проанализировать весь тренинг; соединить в единое целое свои впечатления и полученную информацию.
Материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.
Ход: Участникам необходимо выполнить следующие задания:
• написать 5 прилагательных-определений, которые подходят к нему в рамках прохождения тренинга;
• описать момент, который больше всего заставил задуматься;
• чтобы вы хотели подарить (пожелать) всем участника тренинга, может кому-то конкретно.
После все участники зачитывают все, что получилось.

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры и упражнения для дошкольников 4-7 лет Тренинг для педагогов Психологическая сказка для педагогов про чувство вины Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Занятия по работе с агрессивными детьми 5-6 лет | Использование юнгианского подхода к песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 1155 дней назад (20 ноября 2018)
Просмотров: 383
Рубрика: Тренинги
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!