Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О роли театрализованной деятельности в развитии детей дошкольников

Из опыта работы: "Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Автор: Кириленко Ирина Альбертовна, воспитатель высшей категории КДОУ ВО "Острогожский центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста"
Описание: предложенный материал будет полезен воспитателям, работникам дополнительного образования

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно- ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном- красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная деятельность в детском саду организованно может пронизывает все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, в самостоятельную деятельность детей.
Театрализованная деятельность на занятиях
Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают освоить детям те или иные умения и навыки (сказочные персонажи, герои мультфильмов).
Совместная деятельность детей и взрослых
Педагог создаёт игровую ситуацию на прогулке, организует игры в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжета, игры- рисование на свободную тему, подразумевающие создание образов, вызывающих яркие впечатления от прочитанного или сыгранного, строительные игры с драматизацией ( конструирование замка для принцессы).
Самостоятельная деятельность детей
Театральная деятельность в самостоятельной деятельности детей проявляется в играх в Деда Мороза и Снегурочку, Волка и Красную Шапочку, воспитателя, учителя и учеников. За такой, хоть и самостоятельной игрой следит педагог: иногда подсказывает, исправляет, например, речевые ошибки, предотвращает появление конфликтов.
Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой- положительный или отрицательный, надо учиться анализировать его поступки, оценивать их. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события- во многом зависит от личного опыта ребёнка. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, выразительной речью.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
Необходимо, чтобы воспитатель сам умел выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, был готов к перевоплощениям, сам владел актёрским мастерством. Это и ведёт к повышению его творческого потенциала, помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Я веду кружок "В гостях у сказки" в группе детей с недоразвитием речи и задержкой психического развития. Для успешной работы в этом направлении необходима программа работы кружка и перспективный план, который включает в себя название сказки, тему, количество занятий в месяц, цель и словарь. Выбор сказки, в гости к которой мы идём, зависит от возрастной группы, уровня подготовленности детей, их заинтересованности.
Работа над сказкой проходит в несколько этапов:
знакомство со сказкой,
ролевой пересказ,
драматизация сказки.

Знакомство со сказкой включает в себя: чтение сказки, краткий пересказ с помощью вопросов по содержанию, характеристика сказочных персонажей, анализ сказки.
Пересказ по ролям- это чтение сказки с ролевым пересказом, характеристика персонажей, рисование сказочных сцен.
Драматизация сказки заключается в чтении, пересказе сказки по ролям, выборе атрибутов и собственно драматизации.
Интересно использовать драматизацию сказки "на новый лад", когда дети сами придумывают начало, сюжет, окончание сказки, сами распределяют роли.
Основные задачи, решаемые на занятиях кружка: развивать речь и коммуникативные способности детей, эмоциональное восприятие с помощью художественного слова, художественно- эстетическое восприятие.
Каждое занятие проходит в игровой форме, сопровождается музыкальными композициями, используются игры: "Что сначала- что потом", "Сравни сказки", "Что дальше", "Кто лишний", "Спой песенку", "Что не так".
Огромно воспитательное значение такой работы. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс "Я не умею"- всё это удивляет и привлекает.
Очевидно что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим такой человек, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел решать проблемы творчески, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено правильное решение.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий театрального развлечения по сказкам совместно с родителями в младшей группе Проект в старшей группе. Театр и дети Театр на магнитной доске для детского сада своими руками Театрализация сказки "Репка" в старшей группе

Похожие статьи:

Сценка - драматизация для детей 5-6 лет

Инсценировка сказки «Репка» для детей

Сценка «Мама и дочка» по ролям для детского сада

Конспект занятия по аппликации в разновозрастной группе в детском саду на тему: Пасха | План-конспект открытого занятия по ФЭМП в разновозрастной коррекционной группе ДОУ
Опубликовано: 2919 дней назад (27 апреля 2016)
Просмотров: 4899
+16
Голосов: 16
Татьяна Леонидовна Гребенникова # 28 апреля 2016 в 07:05 +2
Как здорово когда педагоги заинтересованы в своей работе. Замечательный материал, сейчас так необходимо направить энергию детей в нужное русло, а театрализованная деятельность, на мой взгляд самый доступная возможность для этого.
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 07:35 +3
Спасибо Вам, Татьяна Леонидовна!Занимаюсь этим уже три года и убеждаюсь каждый раз в правоте Ваших слов.
Елена Григорьевна Полякова # 28 апреля 2016 в 10:52 +4
Уважаемая Ирина Альбертовна, примите голос!
Вы затронули очень актуальную тему. Дети практически всё свободное время проводят в игре, но просто игра и театральная деятельность немного отличаются.Развивая театральную деятельность можно дать ребёнку много дополнительных умений: формировать выразительность речи, воспитывать интеллектуально и нравственно, развивать память, мышление, внимание. Театрализованные игры развивают познавательный интерес к литературе, театру.
Ваша разработки будет полезна широкому кругу педагогических работников. С уважением, Е.Г.
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 11:18 +1
Спасибо, Елена Григорьевна! Рада, что моя работа нашла отклик. Я тоже считаю, что такая деятельность важна для детей, они много узнают, многому учатся, меняются прямо на глазах, удивляют меня и удивляются сами.
Татьяна Александровна Толстикова # 28 апреля 2016 в 11:02 +4
Ирина Альбертовна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с вашей публикацией. Согласна с вами, что театрализованная деятельность помогает решать много развивающих и воспитательных задач, и прекрасно, что Вы делитесь своим опытом, знакомите нас со своими приёмами, используемые при организации кружковой деятельности. Примите мой голос. Успехов Вам!
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 11:23 +2
Спасибо, Татьяна Александровна! Я тоже считаю, что одна из причин нашего общения на этом сайте- обмен опытом. И это очень важно, ведь не всегда много идей, а тут заглянешь в копилку- и всё в порядке.
Софья Владимировна Юхнина # 28 апреля 2016 в 12:32 +2
Ирина Альбертовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с Вашей новой публикацией. Вы представили ценный опыт работы по теме: "Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста".
Сама плотно работаю в этом направлении с детьми, у которых проблемы в речевом развитии. Полностью с Вами согласна, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Мой голос +4, УСПЕХОВ ВАМ!!! v
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 13:00 +2
Спасибо, коллега! Софья Владимировна, согласитесь, коррекционная работа охватывает все стороны жизни детей, а исполнение определённой роли особенно важно для коррекции речи.
Галина Александровна Буцая # 28 апреля 2016 в 13:54 +2
Игровая деятельность- ведущая в дошкольном возрасте, она готовит детишек к взрослой жизни.Хорошо, что Вы в своей работе сделали упор именно на нее! Дальнейших творческих успехов Вам!
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 14:48 +1
Галина Александровна, спасибо за поддержку! И Вас всего доброго!
Наталья Александровна Цуцерова # 28 апреля 2016 в 18:43 +2
Доброе время суток! Спасибо за приглашение познакомилась с материалом. Ребятки очень любят театр, с удовольствием играют со сказочными персонажами, придумывают свои сказки. Интересный материал. Удачи!
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 18:57 +1
Спасибо за поддержку, Наталья Александровна, удачи и Вам!
Ольга Васильевна Яковлева # 28 апреля 2016 в 19:06 +3
Здравствуйте, Ирина Альбертовна. Прекрасный материал. Спасибо, что делитесь опытом работы с коллегами. Творческих успехов! голос
Ирина Альбертовна Кириленко # 28 апреля 2016 в 20:01 +2
Ольга Васильевна, и Вам успехов, спасибо за голос!
Светлана Владимировна Бузмакова # 28 апреля 2016 в 20:32 +1
Добрый день,Ирина Альбертовна! Спасибо за интересную публикацию. Абсолютно согласна и с вами с другими педагогами. Театральная деятельность играет большую роль в нашей работе. Развитие мышления, памяти, внимания, формирование выразительности речи и ее коррекция и просто поддержание интереса к театру. Это очень важно. Спасибо еще раз. Примите голос. Удачи в работе.
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 08:30 +1
Светлана Владимировна, здравствуйте, спасибо вам за добрые слова, после них хочется ещё работать и работать!
Елена Александровна Андронова # 28 апреля 2016 в 21:11 +1
Голосую за отличную публикацию! С большим интересом прочла!
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 08:33 +1
Спасибо за голос, дорогая коллега! В нашей коррекционной группе любая работа нужна и важна.
Жанна Генриховна Ищенко # 28 апреля 2016 в 21:36 +3
Здравствуйте, Ирина Альбертовна! Действительно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Вы абсолютно точно дали оценку важности готовности самого воспитателя уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать. Только от уровня его умения увлечь детей театральной деятельностью будет зависеть и уровень подготовленности детей, их заинтересованности. Примите голос за публикацию.
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 08:38 0
Здравствуйте, Жанна Генриховна! Спасибо Вам за мнение и голос! Вы абсолютно правы, роль воспитателя в театральной деятельности, да и не только, для детей наиважнейшая.
Валентина Николаевна Разумова # 28 апреля 2016 в 22:09 +3
Ирина Альбертовна, согласна с вами, театрализованная деятельность очень близка и интересна детям, поскольку это игра, дети постоянно исполняют различные роли. Она же и может прийти на помощь педагогам, так как объединяет в себе много различных аспектов: речь, мимику, жесты; музыкальную деятельность, оформительскую, познание и т.д. Так, что можно и нужно использовать театрализацию в повседневной жизни ребёнка в саду и на занятиях. Сама занималась этим несколько лет с малышами. По опыту могу сказать, если работать в этом направлении, то результаты будут обязательно. Сейчас продолжаю применять время от времени: на каждом празднике и развлечении ставим сценки, небольшие постановки. Детям очень нравится.
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 08:42 +1
Спасибо за Ваше мнение, Валентина Николаевна! Согласна с Вами! В любом направлении если работать- результаты обязательно будут.
Лариса Викторовна Штоколова # 29 апреля 2016 в 02:51 +1
Интересная и актуальная публикация! Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.Вам голос!
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 08:43 +1
Спасибо, Лариса Викторовна за Ваше мнение и голос! Успехов Вам!
Елена Юрьевна Шишлакова # 29 апреля 2016 в 09:47 +2
Добрый день, Ирина Альбертовна!
Опубликованный материал о значимости театрализованной деятельности в развитии детей дошкольников, является прямым подтверждением Вашей работы по данному направлению. Использование сказки помогает детям доступнее понять и осмыслить нравственные взаимоотношения, жизненные ситуации, чувства и эмоции, а само участие детей в инсценировании развивает их творчески и всесторонне. Такая работа требует большой подготовки, а результат становится очевиден и приносит массу впечатлений! Благодарю за приглашение! Ждём от Вас приглашение на сказочный спектакль! Непременно придём с детьми!
Примите мой голос!
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 11:45 +2
Здравствуйте, дорогая коллега! Спасибо за понимание! Спектакль мы ставили в прошлом году, среди зрителей были и Ваши воспитанники. К счастью или к сожалению, скоро провожаем в школу наших артистов. Посмотрим, какие таланты придут к нам осенью, тогда уж и спектакль покажем.
Светлана Михайловна Радулова # 29 апреля 2016 в 17:25 +2
Здравствуйте, Ирина Альбертовна! С интересом познакомилась с Вашим опытом работы по театрализованной деятельности, проводимой с детьми ОНР и ЗПР. Театрализованной деятельности уделяется много внимания и проводится во всех режимных моментах. Наличие программы, систематичность проведения, последовательность работы над сказкой всесторонне развивает детей. Желаю творческих успехов! +1
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 21:41 0
Спасибо, Светлана Михайловна за Ваше мнение и голос! Успехов Вам и удачи!
Ирина Ивановна Гончарова # 29 апреля 2016 в 18:47 +2
Здравствуйте, Ирина Альбертовна! Спасибо за приглашение. Полностью с Вами согласна: коррекционные возможности театрализованной деятельности неограниченны. Именно здесь дети могут наиболее полно раскрыть свои возможности не боясь быть непонятыми. Чтобы увидеть результат этой работы нужно последовательно и систематически формировать у детей интерес к художественному творчеству. У Вас работа в данном направлении ведётся, что и будет способствовать раскрытию потенциала каждого ребёнка. Примите голос.
Ирина Альбертовна Кириленко # 29 апреля 2016 в 21:42 0
Спасибо, дорогая коллега, за Ваше мнение и голос!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 2 мая 2016 в 19:13 +1
Здравствуйте, Ирина Альбертовна ! Спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с вашей работой. Согласна с вашей публикацией. Спасибо что делитесь своим опытом. Успехов Вам и мой голос !
Ирина Альбертовна Кириленко # 2 мая 2016 в 21:15 0
Спасибо, Лариса Анатольевна за Ваше мнение и голос! Успехов Вам!
Наталья Алексеевна Аверина # 3 мая 2016 в 09:20 +2
Ирина Альбертовна полностью с вами согласна. В настоящее время проблемы речевого развития стали более актуальными и значимыми.Игры-драматизации помогают решить эту проблему. В игре он озвучивает герое,Придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить нелегко.Обогащается словарный запас, развивается воображение,творческие способности ребенка.
Ирина Альбертовна Кириленко # 4 мая 2016 в 07:53 0
Спасибо, Вам за Ваше мнение, Наталья Алексеевна! В работе с детьми важно всё! Но главное- отношение к ним!