Из опыта работы: "Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Автор: Кириленко Ирина Альбертовна, воспитатель высшей категории КДОУ ВО "Острогожский центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста"
Описание: предложенный материал будет полезен воспитателям, работникам дополнительного образования
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно- ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном- красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности:
слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является
театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о
коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализованная деятельность в детском саду организованно может пронизывает все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, в самостоятельную деятельность детей.
Театрализованная деятельность на занятиях
Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают освоить детям те или иные умения и навыки (сказочные персонажи, герои мультфильмов).
Совместная деятельность детей и взрослых
Педагог создаёт игровую ситуацию на прогулке, организует игры в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжета, игры- рисование на свободную тему, подразумевающие создание образов, вызывающих яркие впечатления от прочитанного или сыгранного, строительные игры с драматизацией ( конструирование замка для принцессы).
Самостоятельная деятельность детей
Театральная деятельность в самостоятельной деятельности детей проявляется в играх в Деда Мороза и Снегурочку, Волка и Красную Шапочку, воспитателя, учителя и учеников. За такой, хоть и самостоятельной игрой следит педагог: иногда подсказывает, исправляет, например, речевые ошибки, предотвращает появление конфликтов.
Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой- положительный или отрицательный, надо учиться анализировать его поступки, оценивать их. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события- во многом зависит от личного опыта ребёнка. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, выразительной речью.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы. Ведущая роль в этом процессе принадлежит
воспитателю.
Необходимо, чтобы воспитатель сам умел выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, был готов к перевоплощениям, сам владел актёрским мастерством. Это и ведёт к повышению его творческого потенциала, помогает организовать театрализованную деятельность детей.
Я веду кружок "В гостях у сказки" в группе детей с
недоразвитием речи и задержкой психического развития. Для успешной работы в этом направлении необходима программа работы кружка и перспективный план, который включает в себя название сказки, тему, количество занятий в месяц, цель и словарь. Выбор сказки, в гости к которой мы идём, зависит от возрастной группы, уровня подготовленности детей, их заинтересованности.
Работа над сказкой проходит в несколько этапов:
знакомство со сказкой,
ролевой пересказ,
драматизация сказки.
Знакомство со сказкой включает в себя:
чтение сказки, краткий пересказ с помощью вопросов по содержанию, характеристика сказочных персонажей, анализ сказки.
Пересказ по ролям-
это чтение сказки с ролевым пересказом, характеристика персонажей, рисование сказочных сцен.
Драматизация сказки заключается в
чтении, пересказе сказки по ролям, выборе атрибутов и собственно драматизации.
Интересно использовать драматизацию сказки "на новый лад", когда
дети сами придумывают начало, сюжет, окончание сказки, сами распределяют роли.
Основные задачи, решаемые на занятиях кружка:
развивать речь и коммуникативные способности детей, эмоциональное восприятие с помощью художественного слова, художественно- эстетическое восприятие.
Каждое занятие проходит в игровой форме, сопровождается музыкальными композициями, используются игры:
"Что сначала- что потом", "Сравни сказки", "Что дальше", "Кто лишний", "Спой песенку", "Что не так".
Огромно воспитательное значение такой работы. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс "Я не умею"- всё это удивляет и привлекает.
Очевидно что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим такой человек, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел решать проблемы творчески, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено правильное решение.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий театрального развлечения по сказкам совместно с родителями в младшей группе
Проект в старшей группе. Театр и дети
Театр на магнитной доске для детского сада своими руками
Театрализация сказки "Репка" в старшей группе
Похожие статьи:
Сценка - драматизация для детей 5-6 лет
Инсценировка сказки «Репка» для детей
Сценка «Мама и дочка» по ролям для детского сада