Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию эмоционально волевой сферы.
Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к обучению у умственно отсталых школьников в значительной степени повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
К.Д.Ушинский говорил: «С развитием мышления детей тесно связывает и воспитание внимания — эта единственная дверь души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, направляя на нужные предметы».
Внимание у детей с нарушенным интеллектом очень неустойчиво! Дети быстро отвлекаются, устают, им трудно сосредоточиться порой даже на самом интересном, если оно продолжительно.
Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит помочь ему выйти в большой мир и не потеряться в нем. Ласковое, доброе, внимательное отношение, но и в то же самое время строгость в меру приближают учащихся к учителю и дают возможность направить действие ребёнка в нужное русло. В этом и заключается настоящее педагогическое мастерство. Мало просто вложить в ребенка знания по ряду предметов. Необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию его личности и интереса к учебной деятельности.
Урок – главное звено в учебном процессе. Он даёт возможность, и учить и воспитывать. Какой простор для учителя, но и какая ответственность. На каждом уроке надо открыть ребёнку важность предмета, его красоту, богатство.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю детей. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино).
Игровым материалом для уроков могут стать:
а) пословицы, поговорки, скороговорки.
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
«Один в поле не воин».
«Семеро одного не ждут».
«Два сапога – пара».
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
« Без труда не выловишь рыбку из пруда» и т.д.
б) задачи – шутки
1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2. « На берёзе выросли 10 яблок, 5 яблок сорвали. Сколько яблок осталось висеть на берёзе?» Дети находят ошибку. Затем все вместе выясняем, что на берёзе не растут яблоки».
в) загадки; ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.
На уроке математики дети с большим удовольствием решают задачи, предложенные в игровой форме. Этот приём разнообразит устный счёт, вносит в урок оживление, помогает развивать воображение и память.
1.«Два цыплёнка стоят
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят
У наседки моей?» (10)
2. «В зоопарке он стоял
Обезьянок всё считал:
Две играли на песке,
Две уселись на доске,
А 12 спинки грели,
Сосчитать вы всех успели?
При решении более сложных задач предлагаю детям карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действий дети ставят сами, объясняя свой выбор.
Детям нужно много читать. Предлагать к прочитанным текстам делать рисунки, иногда слушать музыку, лепить, сочинять мини-рассказы. Для этого на уроках устной речи выставляю картинку и говорю, что все они сейчас будут писателями. Используя картинку и исходное предложение, дети сочиняют мини – рассказы (Рисунок с изображением коза) предложение «Коза ест траву», весёлый рассказ «Турист».
Подбирают ласковые слова к слову мама, учатся говорить комплименты.
Всё это способствует развитию не только речи детей, но и разума, мысли, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.
Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации способствуют поддержанию у учащихся интереса к учебной деятельности.
Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны. Даже изучение новой буквы у детей должно предшествовать ощущению праздника, радостного волнующего ожидания. Дети отгадывают, какой звук предстоит им изучать, о ком на уроке пойдёт речь с помощью загадок, ребусов, отрабатывают изученный звук или слово в скороговорках.
Придумывают сами слова с этим звуком. Играют в разные игры, например «Рассыпанные буквы и слоги», «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Живые буквы» и др. При изучении новой буквы я рассказываю им сказку. Занимательный материал на уроке даю в виде сюжетных картинок, музыкальных и поэтических минут, презентаций.
Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа «Замри» и «Вулкан». Критерием оценки в подобных случаях служит время. Кто из детей дольше других сумеет сохранить неизменность позы. Всё идёт на время и сопоставление с результатами других. Основанные на выполнении особых правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Побуждают детей к произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развивают способность к самооценке собственных действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоконтролю, самоорганизации. Для части детей, которые в сравнении с другими оказываются на последних местах, момент осознания этого неуспеха может быть травмирующим. Учителю важно вовремя предупредить факт появления такого настроения, показать таким детям, что теперь они знают, что им трудно сдержать себя, чтобы не рассмеяться. Но с другой стороны, искусству самообладания можно научиться, можно овладеть им. Особенно полезна сдержанность на уроках, когда возникает немало смешных отвлекающих моментов, рассеивающих внимание.
Осознание успеха окрыляет ребёнка, вселяет в него уверенность в том, что он способен на большее. Так зарождается чувство собственного достоинства. Переживание успеха – пружина самовоспитания, главный источник движения вперёд. Возникает привычка сдерживать себя и в других не игровых ситуациях.
Мечта каждого учителя видеть огоньки в глазах ребят в процессе познания. Дети ждут одобрения со стороны учителя. Необходимо повышать самооценку детей высказываниями: «Вы молодцы! Вы всё можете!»
Самооценка имеет огромное значение, она учит ребят предъявлять к себе строгие требования, дисциплинирует их. Самооценка помогает детям объективно и требовательно подходить к ответу и качеству выполненной работы, к ведению тетради. Она вызывает у ребят большой интерес, стимулирует их к достижению лучших результатов в учебной работе, никого не оставляя равнодушным, а учитель, собрав тетради, получает пищу для раздумий.
Младшим школьникам обязательно надо давать отдохнуть, расслабиться. Для этого я включаю релаксацию под запись пения птиц, шум моря, шелест листьев, воды и т.д. Например, предлагаю ребятам лечь на парты и закрыть голову руками, ровным спокойным голосом произношу: « Я лежу на берегу моря, смотрю в голубое небо. Ярко светит солнце, плывут облака, поют птицы, свежий ветер приятно дует мне в лицо…»
Известно, как важно для младших школьников развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Предлагаю небольшой массаж для пальцев, который можно проводить как на уроках трудового обучения, так и на уроках русского языка.
«Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять».
(в след за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистил гриб,
Этот пальчик суп варил,
Этот пальчик много съел, от того и потолстел… и т.д.
После этих упражнений пальцы хорошо разогреваются, и дети с удовольствием приступают к работе.
Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы с такими детьми на всех уроках, так как это необходимо для их дальнейшей жизни и возможно при современных методиках. Безграничны возможности учителя в выборе конкретных форм по развитию детей, их познавательной активности, повышение учебной мотивации.
В заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Мозг человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного уважения к человеческой личности. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть более нежным, чутким, заботливым».
Список используемой литературы
1. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001. -136 с.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002-160с.
3. Чилингрова Л. Играя учимся математике.- М.:Просвещение,1995.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2002.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.
6. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
7. Шаповалова О. Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МПГУ, 2005. 183 с.
8. КруковерВ.И. Весёлые уроки русского языка. -Ростов –на-Дону,1997.
9. ВолинаВ.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей.-М.:1993.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ