Конкурс выразительного чтения. «Я вдохновенно Пушкина читаю…»
(из опыта организации и проведения конкурса выразительного чтения)
Автор. Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Анонс.
Предлагаю материалы к отчету о проведении конкурса выразительного чтения. Данная информация будет полезна коллегам во время подготовки и проведения конкурсов выразительного чтения. Мероприятие направлено на развитие интереса учащихся к жизни и творчеству А.С. Пушкина, расширение кругозора и творческих способностей учащихся.
Цель. Формирование нравственной культуры, развитие творческих и познавательных интересов учащихся.
Задачи:
- осуществление целенаправленной политики поддержки русского языка среди учащихся школ города;
- привлечение детей к чтению и глубокому осмыслению произведений
А.С. Пушкина;
- создание благоприятных условий для формирования активной личности средствами художественного слова;
- поддержка творческой инициативы детей;
- развитие творческих и исследовательских дарований обучающихся;
- эстетическое воспитание средствами театрального, ораторского искусства;
- формирование коммуникативной, информационной межкультурной компетенции школьников;
- формирование сообщества творчески работающих педагогов.
Участники конкурса: в конкурсе могут принимать участие ученики 5-11 классов. Участники конкурса будут объединены в три возрастные группы: учащиеся 5-6, 7-8, 9-11 классов.
Городской конкурс «Я вдохновенно Пушкина читаю» объединяет
три номинации:
«Божественный глагол» - чтение стихотворений А.С. Пушкина (исключения составляют произведения школьной программы, один участник от параллели, продолжительность чтения произведения не более 5 минут, без музыкального и видео- сопровождения);
«Знаете ли вы, что…» - конкурс проектов-презентаций (одна работа от школы);
«Герои Пушкина» - конкурс декоративно-прикладного творчества (одна работа от школы).
Выявление и награждение победителей:
- конкурсные испытания оцениваются в баллах. В случае равенства баллов у отдельных участников жюри совместно с Оргкомитетом определяет процедуру дополнительной оценки, что утверждено в Положении о конкурсе, и желательно об этом напомнить конкурсантам во вступительном слове председателем оргкомитета;
- призерами в каждом номинационном конкурсе признаются 3 участника, набравших наибольшее количество баллов.
Спонсор мероприятия, организатор, разработчик программы, журнала, грамот, сертификатов – учитель высшей категории Подольская Ирина Александровна.
Предварительная работа:
- разработать и утвердить положение конкурса выразительного чтения «Я вдохновенно Пушкина читаю»;
- определить и утвердить состав жюри;
- определить задачи и работу информационной службы во время и после конкурса (фотографирование, отчет-информация на двух языках, информация в СМИ, на сайте школы);
- подать заявку на получение грамот – получить – отпечатать грамоты по номинациям – подписать – получить – вручить.
- определить место проведения конкурса (большой актовый зал школы КГУ № 4);
- подготовить оформление актового зала;
- определить и утвердить участников обслуживающих мероприятие (ведущие конкурса, регистрация участников, встреча гостей, сбор индивидуальных карточек участников во время конкурса, техническая группа – внесение результатов в электронный журнал);
- продумать и организовать горячий завтрак во время перерывов для всех желающих участников конкурса.
Подготовить:
- для жюри: удобное для работы рабочее место, без возможности свободного общения со всеми членами жюри; положение о конкурсе, таблички, программу выступающих, индивидуальные карточки участников, бумагу.
- для ведущих: продумать возможность их свободное общение с членами жюри, участниками, перехода из одного кабинета в другой, программу конкурса, сертификаты участников для вручения после выступлений;
все участники получат сертификаты участника конкурса сразу после своего выступления, дополнительное время на их вручение не потребуется, в это время подготовится следующий участник, жюри доработает индивидуальную карточку выступающего
- для экспертной комиссии (кабинет для обсуждения итогов конкурса, работы с электронным журналом),
- кабинет или место, столы для экспозиции творческих работ;
- рабочие места для участников конкурса: возможность свободного передвижения во время конкурсного выступления (примерно на 150 участников).
Разработать-создать-распечатать:
- создать банк данных участников по трем номинациям, уточнить недостающую информацию;
- разработать программу и порядок выступления участников;
- на основе базы данных об участниках конкурса создать электронный журнал учета выступлений конкурсантов;
- разработать эскиз памятной медали /эмблемы с отображением порядкового номера выступления;
- разработать эскиз сертификата для участников конкурса.
Программа конкурса.
Регистрация участников: 08.00-10.00
(так как в конкурсе принимают сельские и пригородные школы).
- Встреча гостей, вручение программы конкурса для конкурсантов: в ней указан номер выступления, что позволяет ученику настроиться на своё выступление.
- Знакомство с книжной выставкой и выставкой декоративно-прикладного творчества «Герои Пушкина».
Начало конкурса: 10.00
- Представление жюри. Объявление цели и задач, порядка проведения конкурса.
1. Выступление учащихся 5-6 классов. Перерыв. Работа жюри. Подведение итогов.
2. Выступление учащихся 7-8 классов. Перерыв. Работа жюри. Подведение итогов.
3. Выступление учащихся 9-11 классов. Перерыв. Работа жюри. Подведение итогов.
4. Объявление результатов и награждение участников и призеров конкурса чтецов.
5. Фотографирование. Интервьюирование.
6. Свободный обмен мнениями, впечатлениями, знакомство с предварительными планами будущего конкурса.
«Поэзии российский гордый витязь,
Свободных дум защита и оплот –
Наш вечный Пушкин по земле идет!»
Муса Гали. «Пушкин идёт…»
Творческое наследие А.С. Пушкина стало неотъемлемой частью не только отечественной, но и мировой культуры. Пушкин всегда современен. Являясь идейным организатором конкурса, при поддержке департамента образования г.Семей 17.03.2015г. на базе КГУ «СОШ № 4» был проведен региональный конкурс выразительного чтения «Я вдохновенно Пушкина читаю…». Для проведения конкурса была выработана программа и поставлены следующие задачи:
- поддержка творческой инициативы детей;
- развитие творческих и исследовательских дарований обучающихся;
- эстетическое воспитание средствами театрального, ораторского искусства.
В 1999 году впервые был проведен концерт, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкину. Зазвучали стихи поэта, была рассказана история дуэли поэта, зазвучали романсы и стихи в исполнении учащихся. Вот так, начиная с 1999 года, стала проводить ежегодно конкурсы выразительного чтения среди учащихся 5-11 классов. Первый конкурс был организован только для учащихся тех классов, в которых работала. Прошло много лет, но я помню, как в синих бархатных платьях читают отрывок из стихотворения «Осень» Черепанова Анастасия и Уськова Евгения. Отрывок, посвященный лету, с прекрасным венком из летних цветов на голове исполняет Виноходова Мария. О последних минутах жизни поэта рассказывают Гафиатуллина Юлия, Козловцев Александр, Колесник Анастасия, Кусманова Динара. Наумов Анатолий и Подольская Алёна всех собравшихся очаровали воздушным, трогательным танцем «Натали» (слова А.Дементьева). На конкурс выразительного чтения папа Снетковой Александры пришел со своими учениками, учащимися музыкальной школы №1. В школе впервые зазвучали звуки настоящего оркестра. Это было одновременно и необычно, и трогательно, и очаровательно. Ученики, родители, коллеги стояли и слушали игру маленьких музыкантов стоя. Звучал нестареющий Моцарт! Как всегда кабинет превратился в маленький театр, в котором собрались любители поэзии, коллеги, друзья, родители, родственники учащихся. На первый концерт пришло так много гостей, что некоторым не хватило места в кабинете, но никто не ушел.
Вспоминаю, разглядывая фотографии, а перед глазами проходят картины тех лет, мои маленькие артисты-ученики, уже стали родителями, а их дети сегодня учатся в нашей школе. «У лукоморья дуб зелёный…» с этих слов для пятиклассников начинается постижение гармонии великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.
Идут годы, сегодня конкурс превратился в большое региональное мероприятие. Но я все также волнуюсь за учащихся, которые будут читать стихи, за организацию мероприятия, за всех тех, кто сегодня приедет в нашу школу.
Книжные издания, представленные на выставке из личного книжного фонда
«Минувших лет святая память»: воспоминая современников, письма, документы, CD/DWD диски, иллюстративный материал помогут конкурсантам и гостям школы воссоздать картину жизни и творчества, роковой дуэли и последних минут жизни поэта, познакомиться с изданиями, которые появились за последние пять лет.
В этом учебном году на нашей театральной площадке побывало 35 школ города. Самая большая группа – учащиеся старших классов. День получился насыщенным и интересным.
Чтобы у учащихся появился выбор участия в данном конкурсе, были продуманы еще две номинации
«Знаете ли вы, что…» - это конкурс презентаций. Учащимся было предложено разработать проект о неизвестных фактах биографии поэта, об истории написании произведения, будь то драматическое произведение или стихотворения, которые не изучаются по школьной программе.
Этот конкурс и конкурс выразительного чтения оценивать сложно, потому что на одной площадке работают учащиеся из казахской и русской школ. Поэтому, разрабатывая критерии оценивания, мы учитываем базовую программу школ с казахским и русским языком обучения.
Не первый год наши маленькие умельцы принимают участие в конкурсе декоративно-прикладного искусства в номинации
«Герои Пушкина». Первый раз этот был конкурс под общим названием «Модницы XIX века», в котором принимали участие девочки.
Учитывая пожелания участников, мы изменили подход к участию в конкурсе декоративно-прикладного творчества и сразу отметили положительную динамику.
Очень сложно было оценивать детские работы, потому что они были выполнены в разной технике, использовали самый разнообразный материал, и представленные работы разительно отличались объемом. Значит надо пересмотреть критерии оценки детских творческих работ.
В прошлом году мы много занимались музыкальным оформлением конкурса, во время пауз, перерыв звучали стихи А.Пушкина. А Маншук, ученица 11 класса, подобрала музыкальные произведения для скрипки, которые исполняла, встречая всех гостей конкурса. По словам участников – это «было прекрасно», «живая музыка», «без слез нельзя было слушать Бетховена». У Маншук была еще одна роль – роль ведущей конкурса учащихся 9-11 классов. Думается, этот день для нее стал хорошей школой, как помощника организатора мероприятий. Многим она запомнилась как ученица с обаятельной улыбкой, девочкой, играющей на скрипке. А мне как ученица, которая выполняла самое ответственное поручение. На другом конце школы в кабинете № 10 среди учащихся 5-8 классов подобную роль выполняла ученица 10 класса Нурай. Конечно, на первый взгляд, кажется легко: стоишь за кафедрой и по готовому сценарию объявляешь участников конкурса. Однако, это очень сложно.
Я всегда большое внимание уделяла оформлению, сопровождению, встрече гостей. Сегодня мы все «лишнее» убрали из сценария: музыкальное и видео оформление выступающих, оформление сцены и кабинетов. Разработали порядок выступления конкурсантов. Ведущие М. Илья и К.Карина, ученики 8 класса, только объявляли конкурсантов, согласно их порядковому номеру выступления, вносили в программу изменения (были незаявленные участники), а по окончанию выступления каждому конкурсанту они вручали именной «Сертификат участника».
Да, это неофициальный документ, но всем хотелось получить «такой номер» своего выступления. Хорошо, что были напечатаны свободные сертификаты, в которые ведущие сразу вписали всех ранее незаявленных конкурсантов.
Ежегодно стараюсь менять оформление сцены и всех материалов, которые получат участники конкурса и их руководители.
Несколько лет номера для участников готовила в форме медалей, а для расширения кругозора учащихся, на обратной стороне медали-номера помещалась крылатая фраза, строки из стихотворений А. Пушкина.
Для удобства и качественной работы жюри, вместе с кафедрой русской филологии ГУ имени Шакарима, была разработана индивидуальная карточка участника. Сегодня в конкурсе принимали участие 9 членов жюри, соответственно все члены жюри получили карточки для каждого участника определенного цвета. До начала конкурса никто, кроме меня - организатора, не знает цвет и свой номер как члена жюри. Это дает возможность не только быстрого заполнения журнала конкурса, но исключения завышения или занижения баллов "любимым" школам.
Как жюри работают с индивидуальными карточками? Все участники конкурса имеют порядковый номер выступления. Фамилия и имя участника, название произведения, порядковый номер, время выступления – отражено в карточке. После выступления ученика, члены жюри выставляют баллы в карточке участника и передают техническому помощнику. Когда карточки собраны, ведущие продолжают конкурс, а карточки передаются в технический центр для внесения результатов в электронный журнал участника, который выполнен в программе Office Excel.
В сборе и обработке полученных данных помогают выпускницы. Контроль за внесением результатов осуществляется на протяжении всего конкурса, помогает заведующая библиотекой, так как там мы развернули свой технический центр, а контроль за работай компьютеров во время конкурса осуществляет учитель информатики. Что дает нам электронный журнал?
Во-первых: жюри не надо во время конкурса подсчитывать баллы, их задача качественно, непревзято оценить выступление участников;
во-вторых: в журнале 2 страницы, на одной странице – все баллы, которые выставили все члены жюри, а на нулевой странице находится сводная ведомость, на которую автоматически переносится средний балл по заявленным критериям. На данной странице отражено общее количество баллов выступающего, место, показан рейтинг выступления;
в-третьих: по окончанию конкурса членам жюри остается только подписать протокол результатов, если необходимо, то внести дополнения в протокол.
Из опыта наблюдений. Интересна, ответственна и нелегкая роль быть членом жюри. На членах жюри лежит большая ответственность - оценить объективно. До окончания конкурса они не знают кто стал победителем. Конкурс завершен. Открывается компьютер и все результаты перед ними. Боже мой! Оказывается мнение совпало. Споров нет. Как легко работать, когда есть техническая поддержка. В любую минуту можно продемонстрировать на экране результаты каждого участника. Все объективно. Можно открыть следующий лист и посмотреть из каких школ победители конкурса. Хочу заметить, что только в итоговой таблице указаны номера школ участников, которые открываются только после подведения итогов.
Сегодня у меня поет сердце. Мои ученики добились высоких результатов. I место среди учащихся 9–11 классов у Егинбаевой Кербез, ученицы 11 класса, и у Нурлана Арсена среди учащихся 7-8 классов, ученика 8 класса. Арсен - ученик из класса с казахским языком обучения, но он читал так выразительно Пушкина русском языке, что жюри единогласно проголосовало за его победу. Мои ученики настоящие труженики. Ни один час мы читали, репетировали, обсуждали как лучше прочесть ту или иную информацию, посмотрели все имеющиеся видео. Мама Кербез простояла много часов, чтобы создать такую замечательную прическу, все подумали, что это парик, а маме Арсена удалось договориться в театре и получить самый настоящий смокинг. Репетиции всегда важны, ведь чтобы ученик правильно проинтонировал произведение, он должен глубоко осознать главную авторскую идею.
Вывод-обобщение.
В данной работе мне хотелось поделиться многолетним опытом организации и проведения конкурса выразительного чтения. Из анализа проводимых конкурсных мероприятий можно с уверенностью сказать, что интерес к подобным встречам-конкурсам возрастает.
Проанализировав программы прошлых конкурсных мероприятий, пришла к выводу, что надо убрать все, что отвлекает внимание участников и жюри, и только пусть звучит «нестареющий, вечно молодой Пушкин»…
В этом году удачно продуман ритм работы. Правильно было то, что после каждой возрастной параллели были перерывы, жюри имело возможность подвести итоги выступлений отдельно каждой возрастной группы. Коллегам было достаточно 10-15 минут для обсуждения и утверждения протокола выступления (рейтинг выступления подводился по возрастным группам учащиеся 5-6, 7-8, 9-11 классов).
Конкурсантам была предоставлена возможность в любое время ознакомиться со своими результатами, увидеть плюсы и минусы выступления, так как электронный журнал заполнялся одновременно с их выступлениями.
Задача на будущий год: продолжить разработку грамот и сертификат.
Возможно, надо продумать рефлексию участников конкурса. Завершился конкурс, разъехались и разошлись гости. Кто-то умчался довольный,счастливый, а кто-то ушел со слезинками на глазах. Как сделать так, чтобы все были довольны? Отказаться от конкурса? Провести бал?
Выражаю благодарность всем участникам конкурса, коллегам школ города и области за сотрудничество, поддержку и развитие молодых дарований.
Дорогие учащиеся!
А.С. Пушкин – это эталон, символ нашей культуры. «Пушкин – наше все…» (Ап. Григорьев). Каждый из нас знает этого великого поэта, многие знают его прекрасные стихи наизусть. Перечитывая его произведения, всегда открываешь что-то новое, неожиданное, что озаряет жизнь вокруг светом и любовью. Сколько мудрости содержится в его произведениях! А в Вашем сердце, какое место занимает великий поэт? Чем дорого Вам это имя? Путь к поэту труден, но интересен. Читайте, изучайте, отвечайте на возникшие вопросы, и Пушкин-поэт откроет перед вами новые тайны бытия.
Учитель русского языка и литературы Подольская Ирина Александровна
Приложение.
Сертификат участника для жюри.
Образцы грамот.
Программа
Разворот программы 2010 года.
Маленькие гости.
Большое спасибо. С уважением Подольская И.А.
Рекомендуем посмотреть:
Городской конкурс юных поэтов и прозаиков. Сценарий
Конкурс чтецов в школе. Стихи ненецких поэтов
Конкурс чтецов в школе. Сценарий для 5-7 класса
Театрализованное открытие конкурса чтецов в школе