Урок русского языка для учащихся 9 класса на тему: «Текст-монолог». Конспект
Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Урок «Текст-монолог» для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Материалы урока можно использовать как на уроках культуры речи, так и для подготовки к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учащихся.
Цель. Воспитание нравственных качеств, патриотизма через исследование специфики художественного текста, а именно монологической и диалогической речи героев произведений К. Воробьева и М.Шолохова.
Задачи.
1.Систематизировать знания по речеведению, полученные учащимися в 5-8 классах.
2.Развивать орфографическую зоркость и навыки применения схем и алгоритмов при решении орфографических и пунктуационных задач.
3.Изучить особенности монолога и диалога в речи.
4.Доказать, что монологическая речь тесно связана с диалогической речью.
5.Совершенствовать рецептивно-аналитичесие текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический, анализ способов и средств связи предложений, филологический, полный и комплексный анализ текста.
6.Воспитывать чувство патриотизма через художественную литературу, уважение к историческому наследию народа, чувство ответственности за свою Родину.
7.Создав коллаборативную среду, развивать коммуникативные навыки и умения ведения диалога.
8.Побудить учащихся к организации и проведению исследовательской работы «Вклад моих земляков (родственников) в Великую Победу».
Описание методической разработки.
Количество часов на изучение данной темы:
2 часа.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: комбинированный.
Синтез: русский язык – литература – история – информатика – ИЗО.
Внутрипредметные связи: лексика – орфография – орфоэпия – синтаксис – культура речи.
Методические приёмы: информационные, иллюстративно-объяснительные, наглядные методы обучения, аналитическая беседа, составления кластера, лексическая работа.
Повторение.
Стили речи, типы речи. Углубление знаний о тексте: способы и средства связи.
Приобретаемые навыки учащихся.
Отработка навыков орфографической зоркости, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельный поиск и обработка полученной информации, формулировка выводов и монологического ответа; навыки работать в группе, самостоятельное целеполагание, самооценка.
Результаты обучения.
Иметь представление о различных средствах связи предложений в тексте. Языковой анализ текста. Выразительное чтение и устный пересказ соответствующих текстов. Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе.
Приложение к уроку.
Презентация, маршрутная карта урока.
Презентация выполнена специально на темно-красном красном фоне по нескольким причинам: хотелось объединить все мероприятия проводимые в канун празднования Победы символическим цветом - красным,на 5-6 уроке очень ярко в кабинете,поэтому фон не будет угнетать.
Технологические особенности урока.
Урок с применением ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, фотоаппарат Canon.
Дидактический материал – для учащихся: маршрутная карта урока для учащегося, карта отслеживания эффективности урока; рабочий лист урока для учителя; книжная выставка «Подвигу народа жить в веках».
Организация работы:
- Организационный момент. Позитивный настрой на работу.
- Орфографическая пятиминутка.
- Работа над новым материалом.
- Отработка полученных знаний: работа с текстом, беседа, самооценивание.
- Инструктаж по подготовке домашнего задания.
- Выводы и обобщения.
- Саморефлексия урока.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Позитивный настрой на урок. Задачи урока.
Основополагающий вопрос урока: «С каким стилем речи связаны монолог и диалог речи?».
Проблемный вопрос урока: «Может ли диалогический текст быть текстом-повествованием?»
1. Орфографическая пятиминутка.
Художестве(н, нн)ый текст, м...нолог, д...алогический, д...баты, п...лемика, ди...ку(с,сс)ия, с(а,о)б...седник, инт...рвью, публ...цистика, а(н,нн)отац(и,ы)я, р...цензия, аргум...нтирова(н,нн)ость, аф...ристичность, т...зис, р...торический прием, к...нтакт, к...нц(е,и,ы)птуальный, пере(с,сс)каз, а/о(п,пп)оненты (20 слов).
Учащимся раздается маршрутная карта, в которой они работают на протяжении всего урока. Так как учащиеся вписывают пропущенную букву, то работа проходит быстро, все учащиеся начинают работать одновременно.
Данную работу можно провести, организовав групповую – парную – индивидуальную работу.
Самопроверка, взаимопроверка, вызов одного ученика – все зависит от цели и задачи, которую поставит учитель на данном этапе уроке.
Саморефлексия. После проверки словарного диктанта все ученики самостоятельно выставляют себе оценку в маршрутном листе. Для того чтобы у учеников не возникали вопросы о процедуре оценивания, на маршрутном листе указан критерий оценивания работы.
Выводы и обобщения.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Предлагаю дать учащимся домашнее задание в начале первого урока, чтобы не нарушить ту трепетную, душевную атмосферу, которая может возникнуть к концу второго урока.
Запись домашнего задания может занять много времени, поэтому предлагаю его распечатать и выдать вместе с маршрутной картой урока.
- Выучить. § 47. Монолог и диалог в тексте и пересказе. Страница 264-266.
- Выучить слова и записать их в словарь-справочник (словарь каждый ученик ведет индивидуально с 5-го класса) по изученной теме на страницах 241, 246, 268, 269 – учебник 9 класса.
- Письменно. Упражнение №2 44 (по заданию) страница 262 – 9 класс.
-Устно. Подготовить монологический ответ об особенностях текста-монолога, текста-диалога.
- Творческое задание. Создать свою презентацию: текст-монолог или текст-диалог, используя для иллюстрации примеров предложения/отрывки из произведений о войне.
3. Подготовка к осознанному восприятию новой темы.
Контрольные вопросы, которые составлены по принципу тестов. Всего 3 вопроса.
Вопрос 1. Назовите художественный прием.
Вопрос 2. Укажите стиль текста.
Вопрос 3. Укажите тип текста.
Ответы на вопросы: 1с; 2 д; 3 б.
Выводы и обобщения.
Учитель. Мы продолжаем изучать интересный раздел русского языка «Текст. Особенности организации текста в разных стилях», тема урока «Текст-монолог». Учащиеся записывают тему урока в словарь справочник.
II. Объяснение новой темы.
Беседа.
- Чем отличаются отдельные слова, не связанные между собой от предложения?
Ответ. Отдельные слова, не связанные между собой, не выражают законченной мысли.
- Что глубже раскрывает лексическое понятие слова?
Ответ. Словосочетание.
- Что называется предложением?
Ответ: Сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль.
Задание. Создайте алгоритм, как отдельные слова могут образовать текст.
Учащиеся обсуждают в группе. Предлагают свои алгоритмы связи слов в предложении, записывают ответы в
в словарь-справочник.
Выводы и обобщения.
Групповая работа.
Задание. Дать толкование слову, используя в своей работе толковые словари, Интернет-словари. На выполнение задания 3 минуты.
Задание для групп:
1 группа – слово;
2 группа – словосочетание;
3 группа – предложение;
4 группа – текст.
Роль учителя: наблюдает, координирует работу.
После выполненного задания спикеры групп озвучивают полученную информацию.
Пример записи и ответа группы.
Выводы и обобщения.
Учитель.
- В чем может быть выражен общий замысел автора?
Ответ. В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы.
- Что такое тема текста?
Ответ. Тема текста – это предмет, основное содержание текста.
- Что ещё может включать в себя тема?
Ответ. Тема текста может включать в себя микротемы.
Задание. Изучите информацию, помещенную в учебнике на странице 226-227 учебника. Изучив информацию § 40, на страницах 226-227, представьте ответ в виде схемы-процесса.
Полученные ответы учащиеся вносят в словарь-справочник.
Учитель.
- Что такое монолог? диалог?
Ответы учащихся.
- Уточните информацию по учебнику § 47, страница 264-266.
Чтение информации 2-3 минуты.
- В каких видах текстов используется монолог, а когда диалог?
Ответы учащихся.
Выводы и обобщения.
III.Отработка полученных знаний.
2-й урок.
Работа с художественным текстом.
Задание. Не задумываясь, назовите слова-ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите или читаете «1941год».
Учащиеся называют слова-ассоциации. Ученик или учитель фиксирует на доске.
Вывод-обобщение.
Задание.
- Прочтите подготовленный текст.
- Определите стиль текста.
- Объясните знаки препинания в первом предложении.
- Как вы понимаете дневниковую запись, последнее предложение?
- Почему повесть «Это мы, господи…» так долго шла к читателю?
Учащиеся читают текст, который находится в маршрутной карте урока. 2-й вариант. Материал подготовлен на слайде, можно прочесть или прослушать, если добавлен в презентацию голос за кадром.
Работа над текстом: обсуждение в группе → ответы спикеров → вывод-обобщение.
Учитель. Послушайте высказывание К. Воробьева.
Беседа.
- Что вы можете сказать о том, что говорит писатель?
Ответы учащихся.
Учитель. Для того чтобы установить контакт со слушателями, для эффективности речи используются различные средства диалогизации: риторические вопросы, обращения, вводные слова, частицы, междометия, вопросы-ответы.
- Что использует писатель для того, чтобы читатель его услышал?
Ответ. Авторор использует внутренний диалог и монолог.
Учитель. Познакомимся с еще одним отрывком из произведения К. Воробьева.
Учитель.
- Почему Сергей говорит: «…Смерть есть смерть!», и вдруг обрывает свои мысли, и отвечает себе: «Значит, просто струсил?
Ответы учащихся.
Ни один из учащихся класса не сказал, что это была трусость.
Выводы и обобщения.
Учитель. Ребята, я предлагаю вам посмотреть отрывок из произведения, которое мы изучали в 7 классе.
Просмотр кадров из художественного фильма «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова. Режиссер-постановщик: С. Бондарчук.
Отрывок, в котором А. Соколова вызывают на допрос, но после честных ответов, немецкий генерал главному герою дарит не только жизнь, она не имеет цены в концлагере, а булку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов приносит хлеб и сало в барак и падает обессиленный.
Беседа.
- Кто назовет автора и название произведения, отрывок которого мы сейчас с вами посмотрели?
Ответ. М.Шолохов «Судьба человека».
- Что вы думаете об Андрее Соколове?
Ответы. Смелый, храбрый, стойкий, настоящий солдат, преданный родине, неподкупный, честный…
Это главные слова, которые звучали в ответах учащихся. В этот момент не надо добиваться дисциплины (поднятая рука, ответ «солдатика»). Пусть ученики говорят, все вместе. Пусть говорят. Это очень важно, чтобы дети не остались равнодушными к увиденному на экране, прочитанному.
- Почему генерал не убивает Соколова?
Ответы. Они празднуют «победу». У них хорошее настроение. Им хотелось показать свою силу и мощь. Смелые ответы русского военнопленного вызвали уважение у генерала.
- Почему Соколов вздрогнул, когда что-то щелкнуло за его спиной?
Ответ. Фашисты любили стрелять в спины.
- Почему заключенные не посчитали его предателем, ведь он вернулся живым, да еще и с хлебом?
Ответ. Не он настучал на своих друзей, а именно его слова передали немецкому генералу. Такой русский солдат как Соколов не мог предать Родину за кусок сала и булку хлеба.
- Что говорит Соколов, падая без сознания? Ответ. На всех.
Вывод-обобщение.
Учитель. Познакомимся еще с одним сюжетом из произведения К. Воробьева.
Задание. Проведите сравнительный анализ сюжетов рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и повести К.Воробьева «Это мы, господи…» Время на обсуждение – 4 минуты.
Работа в группах. Учащиеся обсуждают, делятся впечатлениями, аргументируют свои выводы, заполняют диаграмму Венна.
Роль учителя: наблюдателя.
По истечении времени учащиеся обсуждают, выдвигают свои гипотезы, формулируют вывод.
Выводы и обобщения.
Учитель. Познакомимся со следующим сюжетом произведения.
После того как прочитаны слова из данного отрывка (этот эпизод читаю сама, чтобы ни одно слово не было потеряно ради экономии времени!), учитель включает песню «Саласпилс». Музыка: А. Тимошенко, Э.Кузинер. Слова Я. Голякова.
Можно прочесть стихотворение Б. Слуцкого "Кельнская яма", но лучше посоветовать это сделать дома, чтобы не отвлекать внимание учащихся от главной идеи и темы урока.
Учащиеся слушают песню впервые. Смотрят подготовленные кадры к песне (6 кадров презентации).
Ученик. В 1941 году Константин Дмитриевич защищал Москву вместе с другими кремлевскими курсантами. Под Клином попал в плен, так он оказался в концлагере в Литве. Саласпилс – лагерь смерти на территории, оккупированной нацистами Латвии. В 1943 году ему удалось бежать из лагеря и затем организовать партизанскую группу. В 1943 году К. Воробьев написал первую свою повесть «Дорога в отчий дом», которая в 1986 году была опубликована под названием «Это мы, господи!».
Учитель. Урок завершен. Но не завершен наш разговор о тех, кто отдал свою жизнь за наши будущие жизни, за наше счастье, за любовь. Спасибо всем. С нетерпением жду на мероприятии «Живым поверка – мертвым слава».
Источники
Базовый учебник – Серикпаева И.О., и др. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. / И.О. Серикпаева, А.М. Сапарбаева, А.Ж. Белбеуова. – Астана: «Арман-ПВ», 2013. – 304с. §40, с.226 – 229.
Научный инструментарий.
1.Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах старших классов. – 2-е., испр. – М.: Лист Нью. 2007. – 96 с.
2.Колесников Н.П., Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г., 480с.
3.Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).
4.Новичёнок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2010. – 96 с. – (Серия «Средняя школа»).
5.Федорова М. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по топографии и пунктуации. – СПб.: «Валери СПД», 2004. – 128 с., ил.
Литература
1.Васильев. В списках не значился.
2.К.Воробьев. Убиты под Москвой; Это мы, господи!... Повести. – М.: Художественная лит., 1987. – 159 с.
Мр3, художественный фильм
1.Вл. Высоцкий. На братских могилах (мр3).
2.Саласпилс (мр3). Музыка: А. Тимошенко, Э.Кузинер. Слова Я. Голякова.
3.Художественный фильм «Я - русский солдат». (По мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился») Режиссер: А. Малюков. Сценарий: Е. Райская. Оператор: А. Рябов.
4.Художественный фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова. Режиссер-постановщик: С. Бондарчук. Оператор-постановщик: В. Монахов. Отрывок из фильма: Дорога А.Соколова с хлебом и салом в барак к заключенным.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока на тему «День победы» для студентов колледжа
Классный час с презентацией «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима, 10-11
Конспект урока по истории 9-11 класс. Нам дороги эти позабыть нельзя
Внеклассное мероприятие к 9 мая - День Победы, 9 - 11 класс. Они сражались за Родину