Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста.
Цель: учить свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов.
Задачи:
воспитывать у детей способность замечать некоторые выразительные средства, учить определять и мотивировать свое отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки.
Многих педагогов волнует вопрос, как правильно учить детей старшего дошкольного возраста свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок, рассказов. Можно ли это делать без помощи вопросов педагога? Нужно ли заранее знакомить воспитанников с произведением, которое они будут пересказывать? И не утратит ли оно интерес для детей? Однозначного ответа на эти вопросы нет, поскольку все будет определяться уровнем подготовленности детей, сложностью и объемом произведения, а также другими факторами.
Педагог прежде всего сам должен хорошо изучить произведение, которое будет предлагать детям для пересказа. Определить, что дети поймут самостоятельно, а что необходимо им разъяснить, затем наметить вопросы, которые заставят ребенка размышлять, и помогут лучше понять смысл произведения. Необходимо тщательно проанализировать язык произведения, отметить описания, сравнения, эпитеты, на которых стоит обратить внимание воспитанников.
Трудный и ответственный этап занятия- это беседа по содержанию произведения. Педагог при минимуме вопросов должен выяснить удалось ли создать у детей эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста. Беседа помогает правильно оценить некоторые эпизоды произведения, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, обороты речи. Необходимость в такой беседе очевидна. Хочется вспомнить слова известного советского психолога Б.М. Теплова «произведение искусства выступает перед ребенком как эстетический объект не с самого начала, а тогда, когда оно становится для него конкретным, осмысленным». Ребёнок должен не рассуждать. а наслаждаться услышанным, однако, хочется подчеркнуть, что это возможно лишь тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.
Прежде всего, педагог уточняет, понравилось ли данное произведение детям и предлагает назвать отрывки, которые хотелось бы им послушать еще раз. Таким образом педагог выполняет несколько заявок детей и тотчас же зачитывает их еще раз, некоторые моменты, фразы предлагает повторить всем вместе в нужной интонации. Этот прием облегчает запоминание, активизирует внимание детей.
Следующий момент, это выяснение педагогом, с помощью наводящих вопросов, что интересного узнали дети из произведения.
После этого педагог просит детей придумать название данному произведению (он намеренно опускает название при знакомстве с произведением). Этот прием педагог использует для того, чтобы выяснить, как дети поняли тему произведения, облегчает им ориентировку в текстовом материале, обеспечивая не только быстрое и полное восприятие, но и проникновение в суть речевых высказываний. Педагог может на данном этапе подкрепить аргументы детей фразами из произведения.
На следующем этапе воспитатель предлагает детям придумать сравнения на заданную тему. Педагог задает вопросы, побуждающие детей припомнить отдельные факты, сопоставить их. Это поддерживает у детей устойчивый интерес к произведению, активизирует их мысли и речь. Целесообразно проводить пересказ произведения и целиком, и по частям.
Воспитатель предлагает детям самим выбрать с кем они будут пересказывать, одни или с товарищем. Если дети решают пересказывать вместе, то педагог должен уточнить, кто из них будет начинать. Затем первому ребенку педагог предоставляет возможность самому решить, где остановиться, но в то же время он корректирует, подсказывает, учит чувствовать логическую завершенность отрывков, поскольку это умение понадобится детям в дальнейшем в школе для составления плана изложения. Пересказ вдвоем не утомляет детей, а активизирует внимание детей, их интерес, помогает разобраться в его содержании. Педагог по ходу пересказа детьми направляет и учит их соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
Для активизации внимания детей целесообразно организовывать инсценировки и драматизации текста и помогает детям проявить себя с лучшей стороны, раскрепоститься, погрузиться в произведение.
Таким образом, педагог при обучении пересказу воспитывает у детей способность замечать некоторые выразительные средства, учит определять и мотивировать свое отношение к героям произведения, формирует нравственные критерии оценки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией
Конспект по организации хозяйственно- бытового труда "Книжная мастерская" в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста