Из опыта работы учителя химии
Современный мир – это постиндустриальное общество, которому соответствует экономика знаний с новыми ценностями: информация и интеллект, производящий и обрабатывающий данную информацию. Именно развитие национальной системы образования в аспекте подготовки молодых людей с высокими интеллектуальными и иными качествами, способными создавать информацию и инновационные технологии, позволит любому государству стать конкурентоспособным среди развитых стран мира. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, рассматриваемое явление определяется «...как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде». Согласно данному определению функциональная грамотность – это способность личности осуществлять свою деятельность в обществе, используя полученные знания, умения, навыки. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения явлений, а также формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Отсюда, можно сделать следующее заключение, что естественнонаучная грамотность - это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Так же можно утверждать, что для осуществления технологической модернизации РК естественнонаучная грамотность населения необходима в той же мере, в какой нужны и сами профессионалы - учёные, конструкторы, инженеры. К сожалению, как показывают результаты международного исследования PISA, именно с формированием естественнонаучной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. По данным анализа работ, казахстанские школьники недостаточно готовы эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций.
Ученик должен понимать основные особенности естествознания - как формы человеческого познания. Демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием и экологией. Как же все-таки можно решить данную проблему.
На мой взгляд, во-первых, установление межпредметных связей в школьном курсе. Это способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Это имеет огромное воспитательное и развивающее значение. В результате педагогических наблюдений за учащимися, было выявлено ряд проблем:
- учащиеся не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для описания природного явления в целом;
- учащиеся не видят взаимосвязи, многомерности природных явлений и не могут перенести знания на пласт повседневной жизни;
- учащиеся не умеют использовать знания по химии при описании природных объектов живой и неживой природы при изучении физики, биологии и географии.
И самая главная проблема - знания формализованы и в отрыве от жизненных целей! Естественнонаучная грамотность и межпредметные образовательные результаты характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому достижение хороших результатов можно ожидать лишь при использовании каких-то общих подходов в преподавании естественнонаучных дисциплин. Давно назрел вопрос об изучении тех или иных тем по предметам естественного цикла в одной параллели. Например, темы «Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты», «Роль микро и макроэлементов в жизнедеятельности организмов» нужно изучать одновременно, как уроках биологии, так и на уроках химии и проводить интегрированные занятия. Если в каждом предмете на эти темы даются два часа, а при интеграции получается в сумме эффективных и драгоценных 4 часа! Учителя физики и химии смогли бы организовать совместные уроки при изучении тем «Строение атома», «Электролиз», «Радиация», «Периодическая система химических элементов». «Промышленные комплексы», «Полезные ископаемые Казахстана и их переработка», «Химическая промышленность Казахстана и основные химические производства» на уроках географии и химии позволили бы расширить академический спектр познавательных возможностей обучения. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной естественнонаучной грамотности учащихся, педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии.
Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:
- проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);
- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение;
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологи¬ческой компетентности, включаю¬щей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для эффективного формирования функциональной естественнонаучной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания. В качестве ведущего метода оценки коммуникативной сферы функциональной грамотности предложена самооценка учащимися успешности личностного опыта общения и работы с информацией, а также оценка учителем знаний и умений, составляющих когнитивную основу функциональной грамотности. Чтобы помочь учителю добиться успехов в обучении химии, рекомендуются семь простых правил.
Правило 1. Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.
Правило 2. Прежде вещество, а затем его строение - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...»
Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория.
Правило 4. Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия.
Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный - и мыслить, используя эти стили.
Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.
Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.
В процессе организации практико-ориентированного интегрированного
обучения, учащиеся приходят к выводу, что умение интеллектуально мыслить, учиться и работать творчески, ответственно относиться к своей жизненной цели – уникальные способности, присущие человеку труда, а наличие функциональной грамотности – фактор успешности в жизни.
Литература:
1. Алдер Г. «Техника развития интеллекта» - СПб.: Питер, 2001.
2. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004, 296
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.:
Просвещение, 1986. – С. 25-31.
4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла
Методическое пособие. Астана.2013.
Рекомендуем посмотреть:
Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение
Дистанционное образование в курсе химии средней школы
Возможности интерактивного оборудования программного обеспечения «Aktiv Inspir»
Похожие статьи:
Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии