Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению детей дошкольного возраста во время непосредственной образовательной деятельности по музыке.
Автор публикации: Туркина Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №8» с. Визинга, Сысольского района, Республики Коми.
Описание материала: Данный материал представляет собой обобщение и анализ своей работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Здоровьесберегающие элементы очень нужны во время музыкальной деятельности. Важно, чтобы занятия музыкой (особенно это касается пения) не наносили вред здоровью ребят, а приносили только пользу и огромную радость. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Элементы здоровьесбережения присутствуют на музыкальных занятиях всегда.
В первую очередь – это, конечно же, строгое соблюдение временных рамок занятия по санитарным нормам, в которых прописано, что заниматься необходимо не более 10 минут в первой младшей группе, не более 15 минут во второй младшей группе, не более 20 минут в средней группе, не более 25 минут в старшей группе и не более 30 минут в подготовительной к школе группе. Это правило непременно должно соблюдаться, так как утомление детей ни к чему хорошему не приведёт. Иногда, перед праздниками, особенно с ребятами старшего дошкольного возраста, не хватает времени на подготовку к выступлению. Но даже в таких случаях я не нарушаю временных рамок, а просто зову их дополнительно, например, после тихого часа или после прогулки, минут на 10-15. Такая практика даёт больший результат, нежели изнурительные часовые репетиции.
Второй, также немаловажный момент, это охрана детского голоса. Подбирая песенный репертуар для своих воспитанников, я стараюсь обращать внимание на диапазон песни, он не должен быть больше квинты в младшем дошкольном возрасте и не должен быть больше октавы в старшем дошкольном возрасте. Если песня понравилась, но написана в неудобной тональности, то я транспонирую её. Также, перед пением необходимо подготовить детский голос, проще говоря, распеться. Для этого я использую несложные песенки-распевки как собственного сочинения так и других авторов. Как правило, это очень простые песенки диапазоном мелодии не больше кварты и с несложным текстом, которые повторяются несколько раз, каждый раз повышаясь на полтона.
Например:
"Распевка"
Сели прямо и удобно,
Будем петь легко, свободно.
Кроме того, важно следить за тем, чтобы дети пели мягко, без надрыва, не кричали. И ни в коем случае нельзя с «разогретым» певческим аппаратом сразу отправляться на прогулку в холодное время года, только минут через 15. Необходимо дать детским голосам «остыть».
Также, в своей работе, на музыкальных занятиях я активно использую дыхательные упражнения, что очень помогает в развитии певческого голоса. Правильное дыхание – это залог хорошего пения. Кроме того, систематические дыхательные упражнения укрепляют здоровье ребят. За годы работы в моей копилочке появилось немало авторских дыхательных упражнений. Вот некоторые из них:
"Надуваем шар"
Надуваем шар с тобой,
Надуваем шар большой,
Он красивый – просто – Ах!
Ой, совсем надулся – Бах!
"Ветер-ветерок"
Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –
Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,
Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Помимо всего вышеперечисленного, в непосредственную образовательную деятельность по музыке я включаю беседы о здоровом образе жизни, о пользе здорового питания, подкрепляя это всё песнями на эту тему.
Например:
"Водичка" (к сожалению автора песенки не знаю)
Буль, буль, буль, журчит водица
Все ребята любят мыться
Вот так, хорошо, хорошо!
Руки с мылом мы помыли.
Нос и щеки не забыли
Вот так, хорошо, хорошо!
Не ленились вымыть уши
После вытерлись посуше,
Вот так, хорошо, хорошо!
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Вот так, хорошо, хорошо!
"Песенка овощей" (слова и музыка И. Туркиной)
Что растёт на грядке –
Это мы!
Съешь нас и в порядке
Будешь ты!
Чудо-витамины
Дарим вам!
Маленьким и взрослым,
Всем друзьям!
Буду очень рада, если вам, уважаемые коллеги, окажется полезным мой опыт! Успехов всем в работе!
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Кластерное пение