Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Картотека для детского сада «Музыканты и музыкальные профессии»

Материал для тематической картотеки «Музыканты и музыкальные профессии»
.
Автор: Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург.

Материал адресован педагогам (музыкальным руководителям, воспитателям) дошкольных образовательных учреждений. Содержит материал для тематической картотеки: стихи, загадки, рассказы, истории, игровые задания, позволяющие формировать доступные возрасту представления о профессиях людей, связанных с музыкой. Представлены авторские разработки* игр и творческих заданий для разных возрастных групп.

Цель: развитие интереса детей к музыкальной деятельности; формирование представлений о профессиях, связанных с музыкой; приобщение детей к миру взрослых людей.

Задачи (младший дошкольный возраст):
- познакомить детей в доступной форме с такими музыкальными профессиями, как «музыкант», «певец», «танцор», «артист»;
- формировать доступные возрасту представления об этих профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях.

Задачи (старший дошкольный возраст):
- формировать доступные возрасту представления о таких музыкальных профессиях как «композитор», «дирижер»;
- дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности композитора и дирижера через практическую деятельность и экспериментирование;
- расширять представления детей о профессиях, связанных с музыкой (музыкант - пианист, скрипач и т.п.; исполнитель-солист, исполнитель в коллективе – оркестрант, хорист, артист балета);
- воспитывать интерес к труду взрослых, ценностное отношение к нему и понимание его общественной значимости.

Из опыта работы:
Для формирования доступных возрасту представлений о музыкальных профессиях и музыкантах в непосредственно образовательной деятельности использую следующие приемы:
- сопровождение бесед наглядным материалом – иллюстрациями, видео-сюжетами;
- использование стихов, загадок, рассказов, историй, позволяющих закрепить и уточнить представления детей о той или иной профессии, деятельности, профессиональных принадлежностях;
- моделирование профессиональной деятельности в игровой форме и творческих, поисковых заданиях.
Стихи и загадки о музыкальных профессиях
МУЗЫКАНТ (*автор Куркина И.С.)
Он выходит выступать -
Людям музыку играть.
Инструмент в его руках
Так звучит, что просто «ах!»

МУЗЫКАНТ (О.Емельянова)
Любит музыкант Филипка
Для людей играть на скрипке,
На рояле, на баяне,
На дуде, на барабане,
На гитаре, на трубе,
Ксилофоне и себе –
Широко разинув рот,
Громким голосом поет:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Села кошка на такси!"
Филе хлопают в ладоши –
Ах, какой концерт хороший!

МАМИНА ПРОФЕССИЯ (Н. Самоний)
Кто о музыке всё знает,
С детства нотам обучает;
Нам поёт, как песни, сказки
И раскрыл мелодий краски?
У кого такой талант?
Это – мама-музыкант!
***
Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси –
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!"

СОЛИСТ
Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою.
Кто же я? Что за артист?
Ну, конечно же, … (солист)

ПЕВИЦА
Все хотят звезду услышать!
На концерт зовут афиши.
В зале мест свободных нет,
Постепенно гаснет свет…
В темноте исчезли лица,
Начинает петь… (певица)

ДИРИЖЕР
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре – самый главный,
Он в оркестре - президент!

Я - ДИРИЖЕР
Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну –
Скрипочки зальются,
Всколыхнёт арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нём – самый главный!

Загадка:
Кто невежливый такой:
повернулся к нам спиной,
стал размахивать руками
прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку
или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это... (дирижёр)

Загадка:
Вот музыканты собрались,
И вместе все играть взялись,
Они дудят, бренчат, стараются…
А музыки не получается!
Чтоб музыка у них звучала –
Нужны им ноты для начала.
Кто может музыку создать
И нотами всё записать? (композитор)

ОРКЕСТР И ДИРИЖЕР
Оркестр — инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Кто сможет нам сыграть на нем? (дирижер)

ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР
Оркестр — инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.
Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.
Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он — дух вливает в оркестрантов,
Он — открыватель их талантов.

ДИРИЖЕР
Встретим яму на пути –
Ее ругать готовы
В театре же не обойтись
Без ямы оркестровой.
В ней музыкантам с давних пор
Всегда сидеть положено.
Стоит за пультом дирижер
Его задача сложная.
Как сделать так, чтобы фагот,
Виолончель и скрипка
Вступали точно в свой черед,
Не допустив ошибки
Следит за этим дирижер
Всем палочкою машет
На сцене в это время хор,
Ансамбль танцоров пляшет.
Тут опоздать нельзя никак –
Играй, труба, скорее,
Раз дирижер вдруг подал знак
Палочкой своею.
Чтоб дирижировать он мог
И вальс, и увертюру -
Конечно: помнить «на зубок»
Всю надо партитуру
Сонату, фугу, менуэт
И грустную рапсодию,
Большую оперу, балет,
Любые знать мелодии.
Не видим мы его лица
Мелькают только руки
И льются, льются без конца
Чарующие звуки.

***
...Вот музыканты загрустили,
И инструменты отложили
Не звучит оркестр никак.
Что же делать? Как же так?
Чтобы слаженно играть
Кого же нужно им позвать? (дирижера)
Он оркестром управляет,
Хотя сам и не играет.
Дирижер, суров на вид,
К зрителям спиной стоит.
Палочкой взмахнул своей
Как волшебник-чародей,
Указал, кто начинает,
И когда солист вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат…
Вот в ожиданье замер зал
И вот оркестр заиграл!
(С.Ю.Волков из «Все о музыке»)

МУЗЫКАНТ - СКРИПАЧ
Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.
***
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.

"НАЙДИ ОШИБКУ" (Загадки-путалки)
На рояле, пианино,
Вальс исполнит балерина. (правильно не балерина,а пианистка)

Арий, опер сочинитель
Называется учитель. (правильно не учитель, а композитор)


КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ

На трубе – трубач,
На скрипке – скрипач,
А на балалайке?
А на ложках?..
А на литаврах?..
На флейте - флейтист.
На саксофоне – саксофонист.
На кларнете - кларнетист.
А на барабане?..
На органе - органист.
На пианино - пианист.
А на рояле?..
Баянист - на баяне,
Гитарист - на гитаре.
Гармонист - на гармошке,
А на бубне?... (ударник)

ОПЕРА, ОПЕРЕТТА, БАЛЕТ
Это что за представление –
Людям всем на удивление
Вроде бы спектакль идет
Но любой артист - поет!
Вот так чудо-расчудесное –
Разговаривают... песнями!
Такой спектакль, где все поют,
В театре оперой зовут.
У оперы один закон,
Всем петь приказывает он.
А песня в опере важна,
Зовется арией она.
Если весело артисты
Станут петь и танцевать,
Мы такое представление
Опереттой будем звать.
Ну, а если все танцуют,
Песен и в помине нет,
То такое представление
Называется балет.

Загадка:
В кассе мы билет купили -
В театр мы вчера ходили.
Мы во все глаза глядели!
Весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
От певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали,
Полюбили... (оперу)

Загадка:
В кассе мы билет купили -
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Одной только скрипке слово!
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Ведь скрипка играет... (соло)

Загадка:
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Он умеет очень много,
Потому что он - ... (артист)

Загадка:
Играет роль на сцене он:
Бывает счастлив и влюблён.
Всё, что замыслит режиссёр,
В театре воплотит … (актер)

Загадка:
Он любит перевоплощаться –
Гримироваться, одеваться.
Сегодня будет он шутом,
А завтра – сказочным котом!
Царь сегодня, завтра – вор,
Роли все сыграл ... (актер)

Загадка:
Сегодня играла я Бабу-Ягу,
А завтра Снегурку сыграть я смогу.
Кто я? (актриса)
Игры, творческие задания
(знаком * отмечены игры, разработанные Куркиной И.С.)

«Мы - музыканты»* (младшая группа).
Задачи: сформировать представление об элементарном значении понятия «музыкант».
Ход игры: У всех детей - «музыкальные инструменты» - погремушки (или любые другие). Для сопровождения игры используется любая веселая музыка. Во время ее звучания дети свободно «исполняют» музыку на своих инструментах. Объяснить детям: "музыканты - это люди, которые играют музыку". Единственное «правило»: когда музыка закончится, их инструменты должны тоже «замолчать». Затем дети меняются своими инструментами. При повторении игры детям предлагается играть «по-другому» (предложить другой прием или способ игры на инструментах – например, играть «очень тихо»/ «громко»; «очень быстро» / «медленно» и т.п.).

«Музыкант – певец - танцор»* (младшая, средняя группы).
Задачи: сформировать представление о профессиональных принадлежностях и занятиях людей музыкальных профессий.
Ход игры: У каждого играющего ребенка – игровой набор: музыкальный инструмент (любой), платочек, лента на палочке, игрушка. Взрослый называет «профессию» и дальше звучит музыка, под которую ребенок выполняет соответствующие действия («музыкант» – играет на музыкальном инструменте; «танцор» – произвольно танцует с любым предметом, или без него; «певец» - стоит на месте и произвольно поет «ля-ля-ля….»).

«Я - музыкант известный» (старшие дошкольники).
Задачи: моделировать профессиональную деятельность музыканта, закреплять представления о музыкантах-инструменталистах.
Ход игры: Считалкой или по договоренности выбирают ребенка-ведущего («музыкант»). Он встает напротив остальных детей («хор»). Под музыку игры поют «перекличкой»:
МУЗЫКАНТ: Я - музыкант известный, приехал с дальних стран…
ХОР: Он - музыкант известный, приехал с дальних стран!
МУЗЫКАНТ: Я играю на …. (называет инструмент, например: трубе)
ХОР: Он играет на ….. (трубе)!
Далее, сохраняя мелодию музыки, «музыкант» подражает в движении и звуках названному им инструменту, а «хор» повторяет все за ним. Затем, на музыкальный проигрыш, «музыкант» подходит к ребенку, которого он выбирает новым «музыкантом» вместо себя. Они меняются местами, и игра повторяется с условием, что «новый музыкант» должен выбрать себе другой музыкальный инструмент.

"ОДНАЖДЫ МУЗЫКАНТЫ" (старшие дошкольники).
(немецкая народная песня).
Припев: Однажды музыканты собрались выступать,
Все взяли инструменты и начали играть.
1.Я вам сыграю, на дудочке сыграю,
Вы повторяйте, время не теряйте
…………………. /РИТМО-СЛОГОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ/
Припев: (тот же)
2. Я вам сыграю, на скрипочке сыграю
Вы повторяйте, время не теряйте
…………………. /РИТМО-СЛОГОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ /
Припев: (тот же)
3. Я вам сыграю, в барабан сыграю
Вы повторяйте, время не теряйте
…………………. /РИТМО-СЛОГОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ /
Припев: (тот же)
4. Я вам сыграю, на чём-нибудь сыграю
Вы отгадайте, время не теряйте.
…………………. /РИТМО-СЛОГОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ/

«Талантливый дирижер» (старшие дошкольники).
Задачи: сформировать представление о профессиональных умениях дирижера.
Ход игры: Все дети получают карточки с названиями (или изображениями) разных музыкальных инструментов. Один из детей — дирижер. Дети изображают каждый свой музыкальный инструмент, а дирижер угадывает, какой инструмент звучит в его оркестре.

«Музыка дождя»*. (Творческое задание, любой возраст).
Задачи: сформировать представление о профессиональной деятельности композитора, активизировать развитие творческих способностей.
Содержание: Детям предлагается сочинить – исполнить «музыку дождя», импровизируя ее на металлофоне или другом инструменте.
Объяснить детям: они – композиторы; это люди, которые сочиняют музыку.

«Настоящий дирижер» (старшие дошкольники).
Задачи: моделировать профессиональную деятельность дирижера.
Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 3-4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Дирижер руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов (и какой ритм) играть, когда играть всем вместе, когда - выбранным солистам.

«Сыграй мою музыку»* (Творческое игровое моделирование, старший дошкольный возраст).
Задачи: моделировать профессиональную деятельность дирижера, познакомиться с трудностями задач, решаемых дирижером в его профессиональной деятельности. Активизировать развитие творческих способностей и навыков коммуникации детей.
Ход игры: Выбираются «дирижер» и один (или несколько) «музыкантов», которые получают мелодические музыкальные инструменты. Взрослый (а затем и ребенок) играет роль «композитора» - он «по-секрету» сообщает дирижеру, что и как должны играть музыканты (например, плавную мелодию, тихо, затем отрывистую и громко.) «Дирижер» должен придумать, как показать музыкантам то, что он узнал от композитора. Музыканты «исполняют» то, что показывает «дирижер».
После проведения игры детям предлагается оценить себя в роли дирижера – исполнителя – композитора.

«Я играю в оркестре» (Творческое задание, старшие дошкольники).
Задачи: сформировать представление о задачах и значении профессии дирижера.
Ход игры: Дети должны представить, что они играют на разных музыкальных инструментах, и изобразить оркестр. Сначала дети «играют» без дирижера, а затем выбирают дирижера и «играют» под его руководством. После этого все обсуждают, когда «играть» было легче. Эту игру можно проводить под звучание симфонической музыки.
Музыкальные истории и рассказы
Секрет пения
Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:
— Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень тихий, лес его не слышит.
— Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения леса сольную песенку исполнить, — загрустил колокольчик.
— Не грусти, колокольчик, — защебетала малиновка. — Давай вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.
Согласился колокольчик, и запели они вместе. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но песенка не получилась.
Услышал их песню дятел и говорит:
— Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.
Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с дятлом втроем. Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась. Тут из травы кузнечик застрекотал:
— Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.
Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.
— Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых? — предложил колокольчик.
— Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые музыканты в лесу.
— Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, — проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали. Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.
Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:
— Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку петь и друг друга слушать.
Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили песню колокольчика, потом — малиновки, а затем — дятла и кузнечика.
— Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче стал; а когда песенку дятла — у голоса громкость появилась, — радовался колокольчик.
Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.
— Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и звонких песен не слышал, — зашелестел ветвями лес. — А еще спасибо за самый главный подарок.
Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков для леса.
— Самый главный для меня подарок — это то, что вы научились петь все вместе и друг друга слушать, — объяснил лес.

Вопросы и задания
•Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и красиво?
•В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом, трио или квартетом?
•Если бы вам необходимо было выбирать певцов для лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?
•Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт на лесной опушке.
•Попробуйте исполнить какую-либо известную детскую песню дуэтом, трио или квартетом.
Дирижерская палочка
Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.
«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», — говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно.
Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.
Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» — подумал мальчик и попытался открыть крышку.
К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку. «Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», — с недоумением подумал мальчик.
Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.
«А вдруг это волшебная палочка», — с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».
Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.
В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.
Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.
— Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? — испуганно проговорила бабушка.
— Бабушка — это, э-то же волшебная палочка, — от волнения Сережа даже стал заикаться.
— Ты все-таки добрался до дедушкиной шкатулки, — всплеснула руками бабушка. — Эта дирижерская палочка — единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.
— Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! — воскликнул мальчик.
— Я знаю, что она волшебная, — спокойно ответила бабушка. — Все дирижерские палочки — волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.
Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:
— Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?
— Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, — серьезно ответила бабушка.

Вопросы и задания
• Для чего оркестру дирижер? Могут ли четыре музыканта (квартет) слаженно исполнить музыку без дирижера? А музыкальное трио (три музыканта)? А дуэт (два музыканта)?
• Когда вы слышите слово «оркестр», что вы представляете?
• Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на разных музыкальных инструментах?
• Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы им посоветуете?
•Какие навыки должны быть у хорошего дирижера?

"ПРОЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ" (Листочек для "домашнего" чтения, для детей подготовительной группы)
Дирижер и его палочка
Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы-солисты и хор! Но вот открывается занавес, и... полилась прекрасная музыка.
В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.
Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт. Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.
В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.
В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл.
В опере 18 века дирижера называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. Этой палкой -по-итальянски ее называли «баттута» - во время спектакля отбивали громко ритм. Не очень-то приятно было слушать музыку в таком сопровождении, ведь руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм.
А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца.
В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.
Мастерство игры в оркестре развивалось, появлялись голоса новых инструментов. Управлять их звучанием стало сложнее и возникло "тихое" дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы.

Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали предметы более крупных размеров. Например, композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.
Первым традицию нарушил Рихард Вагнер. Он и его современники Мендельсон, Лист, Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании. Они вели за собой оркестр.
А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор. Сделали они это независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.
Говорят, когда замечательный русский композитор Александр Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, выучил лишь одну фразу, с которой и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки».

Рекомендуем посмотреть:

Картотека музыкального руководителя детского сада Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду Особенности слуха и голоса дошкольников Кластерное пение
Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников по ФГОС | Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ
Опубликовано: 2782 дня назад (22 марта 2017)
Просмотров: 14431
+4
Голосов: 4
Софья Владимировна Юхнина # 23 марта 2017 в 16:58 +2
Ирина Сергеевна, здравствуйте! Познакомилась с Вашей публикацией: «Музыканты и музыкальные профессии». Очень хорошая копилочка, описание игр грамотное, с задачами, ходом. Разработка пригодится коллегам - музыкантам. Вы создаёте условия для формирования представлений о профессиях, связанных с музыкой. Мой голос +1, УСПЕХОВ ВАМ!!! v
Ирина Сергеевна Куркина # 23 марта 2017 в 19:40 0
Благодарю!
Взаимно желаю успехов!
Анна Владимировна Молокова # 24 марта 2017 в 04:28 +1
Здравствуйте, Ирина Сергеевна! Совершенно случайно обнаружила Вашу работу. Материал удивительный, разнообразный и очень необычный. Взяла себе. Обязательно использую! Голос! Приглашаю и Вас познакомиться с моими публикациями.
Ирина Сергеевна Куркина # 24 марта 2017 в 04:32 0
Здравствуйте, Анна Владимировна!
Спасибо за комментарий! Рада, что подборка материала оказалась востребованной. Удачи Вам, здоровья и благополучия!
Ирина Александровна Лаптева # 24 марта 2017 в 07:41 +1
Здравствуйте, Ирина Сергеевна! С удовольствием посмотрела Вашу подборку материалов! Думаю, многое может может быть полезным и для нас, преподавателей ДШИ и ДМШ. Много интересных загадок, стихов, которые можно использовать, например, на празднике Посвящения в юные музыканты. Здорово!Голос!
Раиса Александровна Остапчук # 26 марта 2017 в 23:46 0
Ирина Сергеевна, здравствуйте! Картотека очень интересная. Беру на вооружение: можно создать картотеки по другим отраслям. надо выбрать время и поработать. Спасибо за идею. Вам успехов в вашей любимой работе. Пусть она приносит вам удовлетворение и радость. С уважением, Остапчук Р.А. г.Краснодар
Ирина Сергеевна Куркина # 27 марта 2017 в 04:09 0
Раиса Александровна, спасибо за комментарий!
Желаю Вам успехов!
Елена Владимировна Козлова # 30 марта 2017 в 17:02 +1
МОЛОДЕЦ. ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КАРТОТЕКА. ГОЛОС!