ИГРА для детей 5-7 лет "МУЗЫКАНТЫ И ИХ ИНСТРУМЕНТЫ"
Автор: Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям). Представляет описание настольной дидактической игры (авторская разработка), которую можно использовать во время организованной музыкальной деятельности детей (НОД или музыкальные досуги), а также для наполнения "музыкального уголка" групп для самостоятельной игровой детской деятельности.
Предлагается полифункциональное и вариативное использование игрового материала (соответствие требованиям ФГОС ДО к РППС). Описанные варианты проведения игры создают условия для проявления детской инициативы (возможность самостоятельного выбора детьми варианта "правил"). Один из вариантов предполагает взаимопомощь (помощь сверстников) при игре в команде.
Цель: развитие интереса детей к музыкальным инструментам; формирование представлений о профессиях, связанных с музыкой; приобщение детей к миру взрослых людей.
Задачи:
- закреплять представления о музыкальных инструментах;
- обогащать словарный запас детей через закрепление профессиональных названий для музыкантов-инструменталистов;
- формировать и расширять представления о музыкальных профессиях;
- развивать внимание и память;
- воспитывать усидчивость;
- создать условия для проявления детской инициативы (возможность выбора варианта "правил").
Комплект игры:
- карточки с изображением музыкальных инструментов (18 шт)
- карточки с изображением музыкантов с инструментами (18 шт)
*ПРИМЕЧАНИЕ: карточке «оркестр» парой будет «дирижер», т.к. оркестр является «живым музыкальным инструментом, на котором дирижер исполняет по своему замыслу музыку, сочиненную композитором».
Всего получается 72 карточки, т.к. каждая карточка нужна в двух экземплярах (18+18=36; 36*2=72).
Для вариантов № 5,6 и 7 карточки нужно соединить наподобие "домино", но таким образом, чтобы
на правом поле каждой такой "двойной" карточки было изображение музыкального инструмента, а
на левом - изображение музыканта с другим инструментом.
Для вариантов №1-6 количество игроков: 2 и более.
Вариант №7 предполагает участие игроков командами.
Правила игры:
Количество игроков: 2 и более. Карточки перемешиваются и раскладываются рубашкой вверх. Договариваются (выбирают считалкой) того, кто начинает игру, далее право хода передается по часовой стрелке.
Первый игрок переворачивает любые две карточки, называет, что на них изображено. Если картинки из одной пары, ребенок забирает их себе, при условии, что он
правильно назвал музыкальный инструмент (или музыканта); если картинки из разных пар, то надо запомнить, на каком месте они лежат, а затем перевернуть опять рубашкой вверх. Дети постепенно запоминают расположение картинок, повторяют названия музыкальных инструментов и музыкантов. Выигрывает ребенок, который набрал больше всего пар.
Вариант №1. В игре участвуют только карточки с музыкальными инструментами (18+18). Закрепляем названия музыкальных инструментов.
Вариант №2. В игре участвуют только карточки с музыкантами (18+18). Закрепляем правильные названия музыкантов-инструменталистов.
Вариант №3. Участвуют непарные карточки, по одной из каждой пары (18 музыкальных инструментов и 18 музыкантов).
По тому же игровому принципу ребенок ищет парные карточки. В этом варианте игры пару составляет музыкант и его музыкальный инструмент.
Так, например, к карточке «арфа» парной будет считаться карточка «арфист», к карточке "скрипка" - "скрипач", к карточке "рояль" - "пианист" и т.п. К карточке «оркестр» парой будет «дирижер» (смотри примечание* в описании комплекта игры).
Вариант №4. Участвуют все 72 карточки. Парой будут считаться как собственно парные карточки («арфа» - «арфа», «бубен» - «бубен», «трубач» - «трубач» и т.п.), так и пары по варианту игры №3.
Вариант №5. "Двойные" карточки разложены
полями вверх. Первый играющий выбирает и выкладывает любую карточку, называя музыкальный инструмент
на правом поле (например:
«Это – скрипка»). Следующий игрок находит карточку с изображением соответствующего музыканта, присоединяет ее к предыдущей, называет поля (например:
«На скрипке играет скрипач. А это – тромбон»). Карточки присоединяются по принципу как в игре "домино". Если игрок ошибается в названии, или не может назвать музыканта или инструмент, то ход переходит к следующему игроку. Игра заканчивается, когда все карточки выложены (при этом должна получиться замкнутая цепочка).
Для контроля правильности употребления названий рекомендуется проводить игру в присутствии взрослого.
Вариант №6. "Двойные" карточки разложены
полями вниз. Правила те же, что в варианте №5, но выбор карточек игроками происходит случайным образом. Очередной игрок может сделать ход, если имеет у себя в наличии карточку с соответствующем полем. Если таковой нет – ход переходит к следующему участнику игры.
Вариант №7. Игроки распределяются в две команды. Карточки распределяются поровну между командами. Игра проводится в форме "эстафеты". По сигналу взрослого (Ведущего) игроки команд в порядке очереди выкладывают свои карточки, называя их поля. Если даже одно из двух полей на карточке не названо, или названо неправильно - игрок возвращается в "конец" очереди своей команды, обращается за помощью к другим игрокам (или ко взрослому), и затем принимает участие повторно. Выигрывает команда, которая быстрее выложит свои карточки, назвав правильно все поля.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Музыкальная дидактическая игра для детей 5-6 лет
Музыкально-дидактические игры в детском саду
Музыкальная дидактическая игра для детей дошкольников 4-7 лет