Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогическое сопровождение родителей в ДОУ

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт родителей и детей. Семейный досуг»
Консультация для воспитателей «Как организовать с родителями семинар-практикум»
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Данная публикация может быть полезна как родителям так и воспитателям с вопросах взаимодействия.
Все дети нуждаются в эмоциональных контактах с родителями, и последним нужно уметь организовывать такое общение со своим ребенком. В первую очередь, это касается детей, которые посещают дошкольные образовательные учреждения и много времени проводят с чужими людьми (даже искренне к ним привязанными, внимательными и заботливыми).

Одна из форм для установления эмоциональных контактов родителей и детей — совместный семейный досуг. Однако не все уделяют должное внимание вопросам его организации.
Практически любой взрослый верит в то, что детство — самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека, и каждый ребенок окружен заботой и вниманием. Но реальность такова: дети живут в мире, полном противоречивых требований и указаний со стороны взрослых. Это мир, который не приспособлен к детским потребностям и интересам, где именно взрослые решают, во что и с какими игрушками им играть, какие телевизионные программы смотреть, какие книги читать.
Современное пространство жизни дошкольников наполняют взрослые, которые нередко озабочены только своими проблемами — зарабатыванием денег на достойную жизнь, досугом, здоровьем. От многих мам можно услышать такую фразу: «Ты — ребенок, вот и занимайся своими детскими делами: бегай, катайся с горки, общайся с другими детьми. Позволь мне, взрослой, заниматься своими».
Есть родители, которые искренне пытаются уделять детям время, выделяют для них пространство в своей жизни. Но при этом не знают и не понимают ребенка, поскольку фактически не знакомы с ним. И это действительно так. Ведь ребенок проводит большую часть своей детской жизни с другими людьми: педагогами детского сада, тренерами, репетиторами.

Если родители не стали другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нём родителем.
Сегодня с детьми меньше, чем нужно, играют, их больше, чем допустимо, оставляют одних, а иногда подвергают наказаниям, понять смысл которых на своем уровне развития ребенок не в состоянии. Дети, лишённые в раннем возрасте любви и ласки, утрачивают чувство психологической защиты.
Между тем все они нуждаются в эмоциональных контактах с родителями.

Способы установления эмоционального контакта с ребёнком.
• Стать его равноправным партнером в детской игре.
• Читать каждый день перед сном книгу.
• Обнимать, целовать, поглаживать, чтобы он почувствовал тепло человеческого тела, ритм сердцебиения, дыхания мамы, папы, бабушки.
• Проживать каждый момент жизни с ним рядом.
• Слушать реплики ребенка, когда он шутит, говорит комплимент, комментирует мультфильм или папину игру на компьютере.
• Проводить с пользой для его развития свободное время.

Одна из продуктивных форм для установления эмоциональных контактов родителей и детей — совместный семейный досуг. Его значение в последние годы все более увеличивается. Этому способствует относительный рост материального достатка российских семей, «мода» на здоровый образ жизни, как символ успешности человека, появление разнообразных игровых площадок. Популярной формой семейного досуга стал активный отдых.
Вместе с тем увеличивается и процент пассивного времяпрепровождения: просмотр телевизионных программ, игра на компьютере, отдых дома. Что бы ни делали взрослые — смотрели телевизор, принимали гостей, читали, вязали, ссорились, — с ними всегда рядом дети. Именно поведение родителей, а точнее, то, как они проводят свой досуг, во многом определяет будущее детей.
Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей, помощи по уходу за животными и других занятиях «с пользой».

По мнению Т.Н. Дороновой, творческая деятельность с детьми — это профилактика вредных привычек. Поэтому задача взрослых — научить ребенка проводить свободное время творчески.
Если родители и дети вместе рисуют, занимаются моделированием, выкладывают пазлы, пополняют и систематизируют коллекции, издают семейные газеты, клеят коллажи или изготавливают поделки, чтобы представить их на выставке в детском саду, это делает их жизнь интересной, разнообразной, наполненной смыслом и конструктивным общением.

Проблема проведения с детьми свободного времени очень актуальна, поскольку многие родители испытывают дискомфорт из-за того, что их досуг с ребенком не так разнообразен, как у других (например, в силу образа жизни семьи, материальных возможностей и т. д.). Полученная в детском саду информация поможет им узнать, как другие родители проводят с ребенком время, взять на заметку интересные идеи.
Из опыта работы
Организация взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не может носить случайный характер. Она должна быть системной, иметь цели, задачи, методы реализации, результаты.
Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятия являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные соревнования. Поэтому эффективно разрабатывать и проводить различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Они не только тесно сближают всех участников, но и дают массу положительных эмоций и приятных воспоминаний.

Данные мероприятия помогают добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблемам воспитания и обучения их детей и сподвигают их стать активными участниками этого процесса.
В связи с введением ФГОС ДО мы стали использовать такую форму работы, как «Семейные проекты». Ведь Стандарт от нас требует, цитирую: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Темы проектов самые разнообразные. Это и создание генеалогического древа, семейных гербов, участие в конкурсах, сочинение рассказов, сказок, изготовление книжек-малышек для развивающей среды детского сада, оформление альбомов, экскурсии, путешествия, создание игровых презентации и многое другое.
Прежде всего, детям необходимо участие родителей в жизни детского сада. Вы посмотрите, с какой гордостью смотрит ребёнок на свою маму, которая несёт в детский сад поделку, свою бабушку, рассказывающую на утреннике стихи, любимого папу, который самый первый пришёл в эстафете.



А мы, педагоги, в свою очередь, участвуя в таких проектах, узнаём много нового и интересного о родителях наших детей, их семейных традициях, заповедях, увлечениях.
Семейные проекты объединяют семьи в возрастных группах, раскрывают их таланты, учат родителей объективно оценивать возможности своих детей, общаться со своими детьми на правах равноправных партнёров. А какая тёплая атмосфера доверия возникает во взаимоотношениях воспитателей и родителей.

Во время проведения совместных проектов мы осуществляем сопровождение родителей в вопросах воспитания.
Цель сопровождения родителей не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, умения видеть перспективы его развития.
Оптимальной формой сопровождения родителей по вопросам организации семейного досуга и любых других вопросов для нас стали семинары-практикумы. Они включают, с одной стороны, передачу родителям некоторых педагогических знаний, а с другой — позволяют оптимизировать собственный педагогический опыт семьи, посоревноваться, поиграть, узнать что-то новое о себе и своей семье при выполнении упражнений или прохождении тестов. В Приложении 2 я прикладываю презентацию примерного семинара-практикума, из нашего опыта работы.

Такую форму взаимодействия с родителями можно использовать на родительском собрании, в любой нетрадиционной форме общения.
Технология организации семинара-практикума для родителей включает несколько этапов. Они подробно описаны в Приложении 1.
В ходе семинара-практикума родителям можно предложить следующие вопросы для обсуждения:
• Какие традиции семейного досуга есть в вашей семье? Укажите самые интересные из них.
• Сколько, по вашему мнению, нужно времени проводить с ребенком в выходные дни?
• Нужно ли специально учить ребенка организовывать свой досуг?
• Можно ли научить ребенка продуктивно проводить свободное время, используя только свой личный наглядный пример?

• Должны ли родители и дети проводить досуг отдельно?
• Как часто нужно организовывать семейные совместные праздники, мероприятия?
• Можно ли игнорировать желания ребенка и его планы проведения свободного времени, если это не соответствует вашим принципам, взглядам на жизнь, интересам и т. д.?
• Считаете ли вы, что досуг ребенка нужно организовывать, ориентируясь, в первую очередь, на образ жизни семьи, а не на мнение и возможности окружающих?
Даже если первоначальная точка зрения родителей не совпадала с мнением других, в процессе обсуждения вопросов семинара-практикума они могут изменить ее или задуматься о том, что может быть и другое решение.

Уже на протяжении длительного времени мы отдаём предпочтение такой форме работы, как «День открытых дверей» (Приложение 3). Она не новая, но очень эффективная.
Данное мероприятие позволяет нам дать возможность родителям «прожить» с детьми совместный день в детском саду. Они с удовольствием посещают разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, режимные моменты, могут попробовать блюда из меню.

Мы, в свою очередь, стараемся в выгодном свете показать родителям, что в учреждении создана безопасная, психологически комфортная среда для развития детей и укрепления их здоровья. Данным мероприятием мы выражаем желание, помочь родителям понять своего ребенка, увидеть его на фоне других детей, раскрыть его уникальность и неповторимость. Ведь только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.

Приложение 1
Технология организации семинара-практикума для родителей
1-й этап — подготовительный
Продумайте перечень вопросов для обсуждения на семинаре. Их не должно быть более 10. Большее число вопросов утомляет участников семинара и снижает уровень продуктивности обсуждения.
Вопросы свяжите с темой обсуждения (то, что актуально для родителей «здесь и сейчас»), возрастными особенностями детей группы, временем года и т. д. Выбор вопросов зависит от намеченной цели.
2-й этап — раздача материалов
Раздайте участникам семинара небольшие полоски бумаги (по возможности, цветные стикеры). Их количество (или количество цветов стикеров) должно соответствовать числу вопросов.
3-й этап — ответы на вопросы
Прочитайте первый вопрос. Участники ставят на одной из полосок цифру «1» и записывают свой ответ (если используются стикеры, то каждый ответ пишется на полоске определенного цвета). Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.
4-й этап — деление на группы
Участники семинара должны разделиться на группы по количеству вопросов (желательно по 3–4 человека). Для этого попросите их встать (этот прием поможет снять некоторую заторможенность отдельных участников и устранит желание «отсидеться») и рассчитаться на «первый — третий» или «первый — четвертый» (в зависимости от количества вопросов).
Каждая группа берет одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы родителей под этим номером.
5-й этап — систематизация ответов
Собранные ответы участники систематизируют, а информацию записывают на отдельный лист.
6-й этап — обсуждение ответов
Каждая группа обсуждает ответы и составляет по ним выводы-резюме.
7-й этап — озвучивание выводов по отдельной группе вопросов
Каждая группа оглашает полученные выводы по рассматриваемому вопросу остальным участникам.
8-й этап — коллективное обсуждение ответов на вопросы и их резюмирование.
Приложение 2.
Презентация "Семинар-практикум"

Приложение 3.
Презентация "День открытых дверей"

Рекомендуем посмотреть:

Подготовка к Новому году в детском саду. Сценарий Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Конспект семейного спортивного праздника в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

В стихи я облекаю все движения своей души... | Цветочная викторина с ответами для детей 5-7 лет
Опубликовано: 3136 дней назад (21 апреля 2016)
Просмотров: 4515
+6
Голосов: 6
Елена Николаевна Залужная # 23 апреля 2016 в 14:36 +1
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Спасибо за публикацию, многими педагогами она будет востребована.Мы в ДОУ уже давно ушли от родительских собраний с докладами, отчетами, сейчас это совместные досуги - спортивные, творческие, математические, музыкальные, по запросам родителей.Родитель, если он желает, может быть участником любого режимного момента, мы привлекаем их в проектную деятельность - изготовление поделок, работа на участке детского сада, совместные экскурсии, походы.Материал взяла в копилку. Примите голос!
Ирина Викторовна Ануфриева # 23 апреля 2016 в 15:04 +2
Елена Николаевна, спасибо за комментарий!
Да, родители очень хорошо откликаются на нетрадиционные формы работы... Да, нам и повезло: у нас очень активные родители! Их завести, как искорку бросить в сухой валежник. v
Анжелика Эдуардовна Вальц # 9 мая 2016 в 23:21 0
Хорошая статья, дает много идей. Различные формы работы с детьми. очень важно наладить работу с родителями и это у вас получилось.
Мария Анатольевна Блинова # 7 декабря 2016 в 15:50 0
Самая лучшая работа совместная: коллектива,детей и родителей, у меня проводилось множество работ и весёлые старты с мамами,23 Февраля папы участники,лежит работа для сайта День Мам ярмарка - концерт,работы родителей,выпечка,соления, благотворительность в фонд групп ,конкурс самодельных шумовых инструментов все 6 групп.Хоть мы живём в провинции,но так сложилась экономическая ситуация, наши воспитанники с родителями
уезжают в Санкт- Петербург,Москву,подготовленные в музыкальном развитии,с благодарностью ,летом приезжая в гости к бабушкам забегают в детский сад.