Тематическая проектная деятельность в логопедической работе с обучающимися.
В работе по развитию речи проектная деятельность с обучающимися является актуальной и практически значимой. Начиная с 1 класса важно включать обучающихся в реализацию когнитивной, творческой, коммуникативной деятельности в рамках работы по проекту, которая предполагает использование спектра эффективных приёмов по развитию языковых и речевых умений и навыков. Материалы могут использоваться в рамках внеурочной деятельности, на речевых занятиях логопеда в рамках логопедического пункта, материалы имеют практическую значимость для всех специалистов, осуществляющих инклюзивное обучение и воспитание.
Актуальность проектной деятельности в работе по развитию речи.
На начальном этапе знакомства обучающихся с аспектами русского языка программными требованиями определены базовые для обучения направления. Данные направления выстроены на пути формирования всех видов универсальных учебных действий. В единстве формирования общих предметных умений – читательских, языковых, речевых, важным и актуальным выступает стимулирование познавательного интереса к обучению, положительного отношения к учебной деятельности в целом.
Организация логопедической проектной деятельности построена на основе деятельностного подхода в лингвистическом развитии обучающихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Реализация проектной деятельности на логопедическом материале оказывает влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться.
Участие на всех этапах логопедического проекта призвано помочь обучающимся:
• осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
• приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
• освоить комплекс универсальных учебных действий.
1 класс. Проект « Буквы, в слово собирайтесь!»
Актуальность
На логопедических занятиях активизируются разные единицы речи. Анализ языковой единицы - слова является основополагающим направлением в формировании и обогащении речи эмоциональной лексикой. Слово обеспечивает содержание общения. В работе по активизации эмотивной лексики у учащихся младших классов воспитывается умение видеть, с помощью каких слов и как изображается действующее лицо, поступок, явления, а позднее и умение пояснить, почему выбраны те или иные слова.
При отборе лексики с ориентировкой на обучающихся первых классов учитываются их возрастные и индивидуальные особенности эмоционального и социально-нравственного развития, а следовательно, коммуникативная целесообразность слов, соответствие целям этапа, значению слова.
В отдельную категорию слов экспрессивной окраски выделяются слова, которые с учётом уровня умений первоклассников представляют трудности для усвоения ( для произношения, написания, понимания). Чаще это слова малознакомые, неологизмы, слова со сложной слоговой структурой, слова с малопонятным смыслом, с переносным значением.
Для учащихся первых классов, исходя из задач изучения языкового курса, актуальным является закрепление умений звуко – буквенного и слогового анализа и синтеза.
Актуальность обогащения речи эмоционально – экспрессивной лексикой посредством активизации приёмов синтеза структуры слов обуславливает реализацию данного проекта.
Цель: создать банк слов эмоционально – экспрессивной окраски посредством активизации приёмов звуко – буквенного и слогового анализа.
Задачи:
1. Обогащать и дифференцировать словарь эмоциональной лексики.
2. Содействовать сознательной дифференциации языковых единиц: буква-звук, слог, слово.
3. Способствовать становлению слого - буквенного анализа и синтеза.
4. Учить конструировать и реконструировать слово из элементов.
5. Активизировать семантическую работу со словом.
6. Развивать умение классифицировать слова с учётом эмоционально-экспрессивной оценки.
7. Стимулировать становление наглядно-образных средств речи
8. Оформить наглядные материалы в формате « Ларец драгоценных слов».
Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся по программе – логопаты 1 классов.
Девиз проекта: «Слово-дело великое» (Л.Н Толстой).
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
На данном этапе:
Стимуляция мотивации к всестороннему изучению данной темы посредством активизации приёмов обогащения речи словами экспрессивной окраски, введения данных единиц в активный словарь.
Увеличение объёма практической работы по конструированию слов из частей и элементов ( на уровне слога, звука и буквы)
Работа по отгадыванию и составлению кроссвордов ( в направлении различных аспектов русского языка).
Активизация читательской практики для усиления познавательной активности и становления осознанной мотивации к языковому аспекту развития.
2 этап - основной этап
На данном этапе:
Деятельность в формате подгруппы.
1. Знакомство со словами разной степени эмоциональности и экспрессии.
2. Каждым участником конструируются слова из предложенных элементов ( букв, слогов).
Категория слов - эмоциональные отношения.
3. Проведение семантического анализа слов
4. Индивидуальная деятельность.
Составляется тематический личный банк слов, сконструированных с учётом выделенных категорий.
Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)
б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)
в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)
Данные категории слов предложены в качестве ориентиров. Предполагается, что каждый участник может обозначить свою категорию для накопления слов.
Ограничений по частям речи не предъявляется.
На практическом уровне устанавливаются некоторые морфологические признаки слов.
4. Коллективная деятельность.
Разрабатывается формат словаря в обобщенном варианте
( коллективная форма) и составляется словарь « Ларец драгоценных слов».
5. Презентация словаря.
3 этап – аналитический этап
На данном этапе:
Анализ результатов деятельности в рамках проекта
Оформление материалов в качестве опорных для развития речи в педагогическую методическую копилку.
Представление данных материалов для планирования и реализации последующей исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
Изменение качества использования речевых средств.
Повышение уровня представлений о значении языковых единиц.
Использование наработанного материала в урочной и внеурочной деятельности по направлению развития речи.
Повышение сознательности при использовании языковых средств.
Обогащение представлений о возможностях языка.
Деятельность в рамках проекта проводится во внеурочное время.
Деятельность по реализации и управлению проектом осуществляется учителем – логопедом проекта при участии родительского сообщества.
Данный проект обеспечивает связь с программой обучения в 1 классе по направлению становления основных УУД.
Личностные результаты
Укрепление начальных навыков адаптации.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою деятельность.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Развитие навыков сотрудничества
Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково -символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками осознанного построения речевого высказывания Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по установленным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Умение договариваться о совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Результаты работы по проекту.
1. Формирование первоначальных представлений о языке и понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка.
Обучающийся получит возможность научиться (в области речи, речевой деятельности):
• самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
• при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
• различать языковые единицы.
Решать учебные и практические задачи:
• соблюдать основные правила участия в общении на занятии;
• пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях
• выделять из речевого потока языковые единицы и строить их модели.
• участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения;
• замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
• в соответствии с литературными нормами произносить слова,
• различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие?.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе
Формирование всех компонентов устной речи ребенка
Ранняя диагностика речевого развития детей
Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе