Проект «Развитие образной речи старших дошкольников на основе ознакомления с поэтическими произведениями С.А.Есенина»
Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Образовательные области: речевое развитие, познание.
Актуальность проекта: Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание. Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которое понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнение, метафору, гиперболу, иронию.
Цель проекта: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования поэтических произведений С.А.Есенина.
Личностно-ориентированные задачи:
-Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать необходимую информацию через источники (поэтические произведения, беседы с воспитателями и родителями, просмотр иллюстраций к стихотворениям, словари).
-Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение делать выводы, умозаключения.
-Представлять свой опыт в форме предметов исследования (выставка рисунков, альбомы, книжки-малышки).
Образовательные задачи:
-Активизировать и обогатить словарь детей.
-Формировать образные средства языка.
-Активизировать восприятие художественного слова, смыслового содержания текста.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать чувство прекрасного, интерес к образной речи.
-Способствовать созданию активной позиции родителей в ознакомлении с поэтическими произведениями С.А.Есенина.
Основные направления работы с детьми:
-Беседы;
-Совместная НОД;
-Чтение поэтических произведений;
-Мнемотаблицы для заучивания;
-Динамические паузы;
-Дидактические игры;
-Изобразительная деятельность.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня умений детей употреблять в речи художественные средства языка, раскрывать значение образных слов и выражений, умение использовать их в собственной речи
Развитие познавательного интереса детей.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Для выявления уровня развития образной речи детей, умения замечать образные слова и выражения в поэтическом тексте была проведена беседа с каждым ребенком старшего возраста группы. В работе была использована методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Едаковой («Изучаем речь детей», 2006). Беседа проводилась по содержанию стихотворения «Черемуха» индивидуально, ответ каждого ребенка оценивался по следующим критериям:
интерес к содержанию поэтического произведения;
выделение средств образной выразительности;
умение подобрать близкое или противоположное по значению выражение;
понимание смысла поэтического произведения;
эмоциональное воспроизведение поэтического произведения.
Опираясь на данную методику, были определены уровни развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с поэтическими произведениями С.Есенина.
Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к содержанию поэтического произведения, замечает в стихотворении образные слова и выражения. Умеет подобрать близкое или противоположное по значению слово. Понимает смысл поэтического произведения, выразительно и эмоционально воспроизводит его.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к содержанию поэтического произведения, замечает в стихотворении образные слова и выражения. С помощью педагога может подобрать близкое или противоположное по значению слово. Понимает смысл поэтического произведения и эмоционально воспроизводит его.
Низкий уровень. Ребенок проявляет интерес к содержанию стихотворения, но затрудняется выделить средства образной выразительности в поэтическом тексте. Не умеет подобрать близкое или противоположное по значению слово. Не понимает смысла поэтического произведения. Недостаточно эмоционально воспроизводит его.
На основе проведенной работы были получены следующие результаты:
- 12,5% детей имеют высокий уровень развития образной речи;
- 37,5% детей имеют средний уровень развития образной речи;
- 50% детей имеют низкий уровень развития образной речи;
Результаты обследования детей свидетельствуют о том, что уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок.
Формирующий этап.
Формирующий этап включал организацию НОД, направленной на обогащение речи детей старшего дошкольного возраста словами и выражениями на примере произведений С.А.Есенина.
На этом этапе мы учили детей:
- проявлять интерес к поэтическим произведениям;
- интонационно правильно воспроизводить настроение поэтического произведения;
- выделять голосом фразовое логическое ударение;
- ставить логические, психологические и стихотворные паузы,
- подбирать образные слова и выражения.
Была организована НОД с целью знакомства детей с творчеством С.Есенина («Там, где капустные грядки», «Береза», «Поет зима, аукает»). Затем была проведена беседа с детьми о поэтических произведениях. Дети учились понимать смысл поэтического произведения, замечать образные слова и выражения, эпитеты и олицетворения в нем, связно отвечать на вопросы. Дети были активны, проявляли большой интерес к содержанию поэтических произведений С.А.Есенина.
Завершающий этап.
В результате проведенной работы была проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком, вначале по стихотворению «Черемуха», которое использовалось в начале проекта, и по вновь разученному стихотворению «Береза».
В ходе беседы оценивалось умение детей употреблять в речи художественные средства языка, раскрывать значение образных слов и выражений, умение использовать их в собственной речи.
На основе проведенной работы были получены следующие результаты:
- 50% детей имеют высокий уровень развития образной речи;
- 50% детей имеют средний уровень развития образной речи.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате целенаправленной работы заметно повысился уровень развития образной речи детей.
Вывод: Процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста действительно эффективен, если:
организуется целенаправленная работа по развитию образной речи у детей в процессе организации НОД и ознакомлению их с поэтическими произведениями С.Есенина;
создается развивающая речевая среда с целью обогащения речи старших дошкольников образными словами и выражениями на основе ознакомления с поэзией.
Рекомендуем посмотреть:
Небылицы для детей 5-8 лет
Беседа с детьми старшей группы на тему: Посуда
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Зима
Похожие статьи:
Интеграция образовательной области «Коммуникация» в ДОУ