Творческий проект для старшей разновозрастной группы: «История одного дома»
Описание работы: 2015 год – юбилейный. Наша страна будет отмечать семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Очень важно, для нас, педагогов, донести до детей мысль, что спустя многие годы, люди помнят о событиях войны, чтят память погибших и всех, кто принимал участие в защите нашей Родины. Для детей дошкольного возраста, данная тема сложна и непонятна, и это нужно учитывать при отборе методов и приемов. Поэтому мы решили начать работу, по данной теме, со знакомства с теми объектами, что они видят каждый день, которые располагаются рядом с детским садом, так появилась идея создания проекта «История дома №33». Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям, работающим в старших и подготовительных группах.Творческий проект для старшей разновозрастной группы:
«История одного дома»
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Продолжительность: неделя.
Участники проекта: дети (4-7 лет) разновозрастной группы, родители, воспитатели.
Проблема: Почему на углу дома три звездочки.
Видыдеятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цель: Формирование знаний о жизни односельчан в годы ВОВ.
Задачи:
Старшая подгруппа: Формировать интерес к изучению героического прошлого своей малой Родины, традиции прикреплять звездочки к домам погибших солдат в годы ВОВ.
Познакомить детей с жизнью односельчан в годы ВОВ.
Создать атмосферу сопереживания, соучастия.
Развивать умение самостоятельно планировать свою работу, познавательную активность, творческие способности. Воспитывать желание участвовать в оформлении альбома «Я помню, я горжусь», уважение к памяти о годах ВОВ.
Младшая подгруппа: Развивать первичные навыки в проектно -исследовательской деятельности; Формировать первоначальные знания о ВОВ (звездочки на домах, в честь защитников, которые погибли на войне, что их прадедушки тоже участвовали в ВОВ);
Учить изображать доступным способом военную технику: танк, самолет; Воспитывать уважение к старшим.
Родители: привлекать родителей к исследовательской деятельности детей.
Материалы и оборудование: детские иллюстрированные книги о ВОВ для детей младшей и старшей подгруппы, иллюстрации о ВОВ, ватманы, маркеры; папка с прозрачными файлами – альбом; презентация: «Боевая техника ВОВ»; презентация «История одного дома».
Ход проекта: Постановка проблемы: Воспитатель организует экскурсию.
Экскурсия к дому №33.
Цель: Привлечение детей к изучению истории дома №33.
Ход
экскурсии:
- Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию, но совсем недалеко от нашего детского сада. Давайте вспомним правила поведения, во время экскурсии.
(идем к дому №33)
- Кто живет в этом доме?
( никто, не знаем)
- Почему вы решили, что здесь никто не живет?
(заколочены окна, двери)
- Вы каждый день, по дороге в детский сад, проходите около этого дома, вспомните, окна все время заколочены и летом, и зимой.
( нет летом, здесь, иногда живут люди)
- Летом, этот дом «оживает», окна чисто вымыты, улица подметена, у дома стоит машина с московскими номерами, значит откуда приезжают сюда люди?
(из Москвы)
- А как вы, думаете, зачем они каждый год приезжают сюда?
( отдохнуть, дача, соскучились по деревне, в городе шумно, родные здесь живут)
- Я согласна с тем, что вы сказали, но есть еще что – то, что тянет этих людей к себе на Родину. Посмотрите внимательно на угол дома, что вы видите?
(три красные звездочки)
- Что это значит? Хотите узнать?
- Как мы сможем узнать, кто жил в этом доме, почему на углу дома три звездочки?
(спросить у родителей, соседей, прочитать в книге)
- Сейчас пойдем в детский сад и зарисуем, все, что вы узнали и что хотим узнать, а по дороге привернем еще к одному дому.
- Что вы здесь видите?
(старый дом, на углу звездочки, но уже не красные)
- Сколько здесь звездочек?
(две)
- Почему они не красные?
(выгорели на солнце, краска смылась дождями)
- Что же означают эти звездочки и почему есть не на всех домах и количество их разное, я думаю, что мы постараемся и узнаем много нового.
(возвращаемся в группу)
Обсуждение проблемы и принятие ситуации:
Воспитатель предлагает: А хотите вместе нарисуем план-схему, где мы можем узнать, что – то новое об доме и звездочках и как мы будем узнавать.
(составление плана-схемы.)
Домашнее задание: Побеседовать с родителями, что они знают об этом доме и о звездочках на некоторых домах. Дети младшей подгруппы узнают, только про звездочки.
Выполнение проекта:
-Обмен знаниями
(дети рассказывают о том, что узнали дома);
-Чтение Виктор Астафьев «Звезды и елочки» , Сергей Алексеев «Спустя три года», «Интересный рассказ».
(составление схем рассказов)
-Организованная образовательная деятельность: «История одного дома».
-Беседа: «Они сражались за Родину»
(знакомство с другими домами в деревне, в которых жили солдаты, защищавшие Родину и их рассказы о ВОВ из книги краеведческого содержания: «История деревень Ирданово и Аботурово Никольского района Вологодской области» Н.А. Ельцына);
-Показ презентации «Техника ВОВ»
-Организованная образовательная деятельность: рисование «Техника ВОВ»
( младшие «Танк»);
-Чтение Л. Кассиль « Сестра», Б. Житков «Мохнатые санитары».
(составление схем рассказов)
-Организованная образовательная деятельность
(рисование): «Санитары»;
-Акция «Мы за мир».
(Домашнее задание: Нарисовать, вместе с родителями, плакат «Мы за мир»).
Презентация:
Оформление альбома «Я помню, я горжусь», с рисунками детей, рассказами и схемами к рассказам, и фотографиями, подготовленными воспитателем, по истории деревни в годы ВОВ.
Рефлексия:
Совместный анализ выполненного проекта.
(что получилось, что не получилось, по плану-схеме, составленному в начале проекта)
Воспитатель: Ребята у нас получилась замечательная выставка «Мы за мир», мы составили интересный альбом «Я помню, я горжусь» в честь всех защитников нашей деревни. Вы много узнали нового о взрослых, которые жили в годы ВОВ, а что еще хотите узнать?
Совместное определение новой задачи: Узнать, как жили дети в годы ВОВ.
Результаты работы творческого проекта:
Дети приняли участие в изготовление альбома «Я помню, я горжусь», узнали, почему на некоторых домах есть звездочки и о солдатах защищавших Родину в годы ВОВ из своей деревни. Участвовали в акции «Мы за мир!». Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность введения в воспитательно - образовательный процесс данного проекта.
Приложение.
«Звезды и елочки» (очерк Виктора Астафьева в сокращении)
В Никольском районе, на родине покойного поэта Яшина, я впервые увидел звездочки, прибитые к торцам углов сельских изб, и решил, что это пионеры-тимуровцы в честь какого-то праздника украсили деревню…
Зашли мы в одну избу испить водицы. Жила в той деревянной избе, с низко спущенными стропилами и узко, в одно стекло, прорубленными окнами, приветливая женщина, возраст которой сразу не определить было — так скорбно и темно лицо ее. Но вот она улыбнулась: «Эвон, сколько женихов-то мне сразу привалило! Хоть бы взяли меня с собой да заблудили в лесу…» И мы узнали в ней женщину, чуть перевалившую за середину века, но не раздавленную жизнью.
Женщина складно шутила, светлела лицом и, не зная, чем нас угостить, все предлагала гороховые витушки, а узнавши, что мы никогда не пробовали этакой стряпни, непринужденно одарила нас темными крендельками, высыпав их с жестяного листа на сиденье машины,…….
Я не устаю поражаться тому, как люди, и особенно женщины, и особенно на Вологодчине, несмотря ни на какие невзгоды, сохраняют и несут по жизни распахнутую, неунывающую душу. Встретишь на перепутье вологодского мужика или бабенку, спросишь о чем-нибудь, а они улыбнутся тебе и заговорят так, будто сотню лет уж тебя знают и родня ты им наиближайшая. А оно и правда родня: на одной ведь земле родились, одни беды мыкали. Только забывать иные из нас об этом стали.
Настроенный на веселую волну, я весело поинтересовался, что за звезды на углах избы, в честь какого такого праздника?
И снова потемнело лицо старой женщины, улетучились смешинки из глаз, а губы вытянулись в строгую ниточку. Опустив голову, она глухо, с выношенным достоинством и скорбью ответила:
— Праздник?! Не дай Бог никому такого праздника… Пятеро не вернулись у меня с войны: сам, трое сыновей и деверь… — Она прошлась взглядом по звездочкам, вырезанным из жести, покрашенным багряной ученической краской, хотела еще что-то добавить, да лишь подавила в себе вздох, прикрыла калитку за собою, и оттуда, уже со двора, сглаживая неловкость, сделанную мной, добавила: — Поезжайте с Богом. Если ночевать негде, ко мне приворачивайте, изба пуста…
«Изба пуста. Изба пуста…» — билось у меня в голове, и я все смотрел неотрывно — в деревенских улицах мелькали красными пятнышками звездочки на темных углах, то единично, то россыпью, и вспоминались мне слова, вычитанные недавно в военных мемуарах о том, что в такую тяжкую войну, наверное, не осталось ни одной семьи в России, которая не потеряла бы кого-нибудь…
А как много на Вологодчине недостроенных и уже состарившихся изб! Любили вологжане строиться капитально и красиво. Дома возводили с мезонинами, изукрашивали их резьбой — кружевами деревянными, крыльцо под терем делали. Труд такой кропотлив, требует времени, усердия и умения, и обычно хозяин дома заселялся с семьею в теплую, деловую, что ли, половину избы, где были прихожая, куть и русская печь, а горенку, мезонин и прочее уж отделывал неторопливо, с толком, чтобы было в «чистой» половине всегда празднично и светло.
Вот эти-то светлые половины изб и остались недостроенными. Щели окон, кое-где уже прорубленных, снова наспех забраны чурбаками. На некоторых домах начата уже орнаментовка мезонинов, оконных наличников и ворот. Но грянула война, хозяин вытер пот со лба, стряхнул стружки с рубахи и, бережно упрятав весь «струмент» в чуланку, отложил работу на потом, на после войны…
Отложил и не смог вернуться к ней. Лежит русский мужик в сальских или донских степях, подо Львовом или Варшавой, лежит на Зееловских высотах или под Прагой — спит непробудным сном в нашей и чужой земле, а на родине его, в деревнях, рассыпается съеденный ржой, но все еще хранимый на всякий случай женщинами «струмент», старятся сами женщины, старятся так и не высветлившиеся избы, и русская пословица «Без хозяина и дом сирота» обрела какой-то совсем уж горестный смысл.
«Пуста изба…»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий тематического занятия 9 мая в старшей группе
Конспект по ИЗО в старшей группе "Праздничный салют"
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект беседы в старшей группе, посвящённая освобождению г. Суровикино от немецко-фашистских захва
Похожие статьи:
Зарница в детском саду к 9 мая. Сценарий для старшей группы
Конспект занятия в старшей группе. Сталинградская битва