Конспект организованной образовательной деятельности: « Жизнь и творчество Николая Рубцова»
Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Детей дошкольного возраста трудно заинтересовать биографией поэта, и даже если дети проявят интерес на занятии к этой теме, то вскоре забывают. Для того, чтобы сохранить интерес и закрепить знания детей можно использовать модель – схему. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Жизнь и творчество Николая Рубцова», для детей старшего дошкольного возраста. На примере, данной разработки, можно познакомить детей с биографией и творчеством писателей, поэтов. Материал может быть полезен как воспитателям, так и учителям начальных классов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое» «Художественно-эстетическое»»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель:
Знакомство с жизнью и творчеством поэта Н. М. Рубцова
Задачи:
Развивать речь детей, активизировать словарь: композитор, поэт; слова из стихотворения (клев, клюют).
Закрепить знания о жизни и творчестве Николая Михайловича Рубцова.
Выучить наизусть стихотворение «Мальчик Лева» и выразительно его рассказывать.
Познакомить с романсом, написанным на слова Николая Рубцова, «В горнице моей светло».
Дать знания о том, что на его стихи исполняются многие песни.
Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме (стихотворение).
Воспитывать интерес к искусству родного края, чувство гордости за достигнутые успехи наших земляков, любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о жизни и творчестве поэта Н. М. Рубцова, знает фамилию, биографию, название некоторых произведений.
эмоционально реагирует на юмор в стихотворении «Мальчик Лева» и на красоту музыкального произведения, написанного на слова Николая Рубцова, «В горнице моей светло», учит наизусть стихотворение под руководством педагога и самостоятельно его рассказывает.
Оборудование: Слайды: модель – схема «Как он стал поэтом», портрет, иллюстрации к стихам «Воробей», «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Жеребенок», схема стихотворения «Мальчик Лева» для показа и для детей маленькие схемы, аудиозапись романса «В горнице моей светло» в исполнении Пелагеи, ноутбук, костюмы русские народные и платочки для танца, конфеты – цветное драже.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
1. Вводное слово воспитателя
2. Закрепление знаний детей, по схемам «Как он стал поэтом?»
3. Чтение стихов детьми
4. Заучивание стихотворения «Мальчик Лева»
5. Итог занятия
1. Вводное слово
1.
Звучит песня «В горнице моей светло», на стихи Н. М. Рубцова
- Понравился, вам эта песня - романс?
- Что можно делать под эту мелодию? (танцевать, слушать, плавно кружиться)
- Кто пишет для песен музыку? (музыкант, композитор)
- Музыку для песен пишет композитор, давайте повторим это слово еще раз.
- А что еще нужно, кроме музыки, чтобы получилась песня, романс? (слова, стихи)
- А кто пишет, сочиняет стихи? (поэт)
- Так вот стихи к романсу, который вы только что слушали, написал известный во всей стране поэт – Николай Михайлович Рубцов. Множество песен, которые любят и знают ваши родители, бабушки, дедушки написаны на стихи этого поэта.
2. Закрепление знаний детей. Совместное рассказывание на тему «Как он стал поэтом»
(по схемам)
- Давайте вспомним по схемам, что вы о нем знаете.
(дети рассказывают при помощи воспитателя, помогают друг другу, дополняют рассказ)
1. Родился Н. Рубцов в Архангельской области в многодетной семье.
(схема: дом и маленький ребенок, старший брат и 3 сестры)
2. Из детских воспоминаний очень хорошо помнил старшую сестру. Однажды Н. Рубцов рассказывал: «Мне было 2 года, сестра Надя выносила меня погулять на улицу, она мне на лес показывала и говорила: «У-у-у! Там волки!» И мне так страшно становилось. Я к ней прижимался от страха. Надя меня очень любила. Такая была добрая, ласковая…»
3. Потом семья переехала в Вологду, жила на улице Пушкинской.
4. Но так было не долго.
"Вспомню, как жили
с мамой родною –
Всегда в веселе и в тепле…."
К сожалению, Коля рано остался без родителей, помнил и то, что было голодно, мама тяжело заболела: «Я подойду к ней, есть хочется, она мне возьмет и отломит хлеба. А у самой маленький – маленький кусочек. Она уже почти ничего не ела……
5. Он в то лето в основном в садике пропадал, там рос такой аленький, красивый цветочек. Коля все его поливал, любовался им.
«Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
– Где он опять, не видели? Мать без того больна-
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький Как я любил и прятал!
Нежил его,
- вот маменька Будет подарку рада!»
6. Коле было 5 лет, когда мамы не стало.
7. И воспитывался он дальше уже в детском доме в селе Никольском. Николай Рубцов считал это место своей Родиной и став взрослым, часто приезжал туда, встречался с друзьями и воспитателями.
«Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу…»
8. Коля хорошо учился, был отличником. На Новый год в детском доме отличникам давали два подарка.
9. В детдоме, особенно запомнились ему дни рождения, сначала поздравляли, а потом угощали конфетами, горошинками драже. Как на чудо, смотрели дети на эти цветные шарики. Может быть, поэтому уже у взрослого Н. М. Рубцова, как вспоминают друзья поэта, всегда были конфеты, которыми он угощал встречную детвору…
10. Стихи Коля начал писать еще в детском доме. Ему нравилось участвовать в праздниках, концертах. Он очень хорошо играл на гармошке, и все думали, что будет учиться музыке.
11. Но ему нравилось море, хотелось быть моряком. Его мечта сбылась, когда он попал в армию, на север, где прослужил 4 года на миноносце. Об этом у него много стихов, одно из них так и начинается:
«Я тоже служил на флоте!..»
12. Но по – настоящему Н. М. Рубцов нашел себя в поэзии. Он стал известным поэтом. Его стихи все чаще печатались в газетах и журналах. Издавались книги. Он закончил в Москве Литературный институт. Пришло признание его таланта.
13. Был знаком с Александром Яшиным, тоже нашим земляком, известным писателем: «Я ему рыжиков привез. Позвонил по телефону, сказал кто и откуда. Он меня пригласил в гости. Вот я с рыжиками и заявился. Стихи ему свои читал. С тех пор частенько бывал у них, даже жил иногда…»
14. Затем он жил в Вологде, там у него было много друзей писателей и поэтов.
15. В Вологде поставлен памятник поэту, здесь каждый год в сентябре проходит праздник «Рубцовская осень», где читают стихи поэта и исполняют песни на его стихи. А также приносят стихи в память о поэте.
3. Чтение стихов детьми.
- А какие стихи Николая Михайловича Рубцова, вы знаете?
(дети рассказывают по желанию стихи «Воробей», «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Жеребенок»)
Слайды: воробей, ласточка, коза в огороде, медведь, жеребенок
- Николай Рубцов, как и все вологодские писатели и поэту, очень любил рыбалку, сейчас мы немного отдохнем, хотите отправиться на рыбалку?
Физминутка (Р. Горенбургова)
«Рано-рано рыбаки, (ходьба на месте)
рыбу ловят у реки. (показать как держат удочку и поднимают вверх)
Им попались рак, ракушка, (пятимся назад, ладони вместе, голову наклонить к ладоням)
ручка, радио, игрушка. (движение кистью руки – пишут, закрыть уши
ладонями, игрушка – резкие, ломаные движения – «кукла»)
руль, рубашка, стул резной. (показать, как рулим, провести руками сверху –
вниз, показать рубашку, присесть руки на колени)
А рыбёшки - ни одной!» (подпрыгнуть и развести руки в стороны)
- Богата Вологодская земля известными писателями и поэтами. И вы должны помнить и гордиться тем, что Николай Михайлович Рубцов ваш земляк.
4. Заучивание стихотворения.
- Вам нравятся стихи Николая Рубцова? Тогда послушайте еще одно стихотворение - «Мальчик Лева». воспитатель рассказывает стихотворение Понравилось вам стихотворение? Хотите выучить его наизусть и рассказать дома? воспитатель ещё раз читает отрывок стихотворения, уточняет и поясняет малознакомые слова, с рассматриванием схемы стихотворения
- О ком это стихотворение? (о мальчике Леве)
- Все слова в стихотворении вам понятны?
- А что означает – «нету клева»? (рывки не хватают своим ртом червяка на крючке)
- А что обозначает – «Не клюют сегодня рыбки...» (нету клева, не поймал ни одной рыбки)
- О каком событии хотел рассказать поэт? (о рыбалке, о том, как мальчик ходил ловить рыбу и не поймал ни одной)
- А чтобы вы лучше запомнили стихотворение, я дам вот такие схемы.
МАЛЬЧИК ЛЕВА
Горько плакал мальчик Лева
Потому, что нету клева.
- Что с тобой? - спросили дома,
Напугавшись пуще грома.
Он ответил без улыбки:
- Не клюют сегодня рыбки...
Рассказывают стихотворение 2 –3 ребенка
6. Итог занятия:
О ком мы с вами разговаривали?
Какое стихотворение выучили?
- А сейчас девочки покажут нам, какой танец с платочками они подготовили, уже на известную вам песню – романс, сочиненную на стихи Николая Рубцова «В горнице моей светло».
(Танец с платочками и угощение конфетами, цветное драже)
Используемая литература: Касаткина Е. И. , Н. А. Реуцкая, В. М. Кузнецова, О. В. Лисенкова, И. В. Лыскова методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждени: Вологодские писатели детям.- Вологда, 2007
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень
Конспект ООД в подготовительной группе. Путешествие в прошлое
Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Невидимка-воздух»
Организованная учебная деятельность в подготовительной группе с использованием игровой технологии