Эссе педагога дополнительного образования
Автор:
Глебова Ирина Владимировна
Материал может быть интересен учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям, детям.
Цель:
Выразить своё отношение к педагогической деятельности.
Задачи:
- обосновать выбор профессии;
- представить собственные принципы;
- определить образ современного педагога.
Эссе "Я - Учитель"
Для каждого человека Жизнь – открытый мир множества дорог, ведущих к счастью в своём, индивидуальном, понимании. Одной из составляющих заветный путь, является профессия, выбор которой становится судьбоносным решением.
Внимание и любовь моих родителей словно осветили для меня дорогу к высокой профессии
Учителя: кроме общеобразовательной, я успешно занималась и в музыкальной школе, а главное – мне доверяли заботу о двух младших братьях, что было особо радостно, ведь не всем в детстве удаётся проявить себя в роли Старшего. Моё неудержимое влечение к музыке и желание заботиться о детях счастливо совместились в выборе профессии: окончив музыкальное училище, а затем и музыкальный факультет педагогического института, я начала свой путь учительства в качестве
Педагога дополнительного образования, в музыкальной школе. Жизнь дала мне возможность приобретения ценного опыта творческой деятельности в самых благотворных сферах искусств – Музыке и Педагогике, созданных для непрерывного самосовершенствования и самовоспитания Души человека.
Со времени зарождения профессии и до наших дней лучшие педагоги мира формулировали идеи педагогики, выстраивая основные принципы воспитания и обучения: природосообразности (Демокрит, Платон, Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег); культуросообразности (Д. Локк, К.А. Гельвеций, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский); центрации воспитания на развитии личности (Д. Дьюи, К. Роджерс, А. Маслоу). Музыкальное искусство, уходя корнями в рождение человечества, постоянно сопровождает нас повсюду, являясь единым с нами целым – каждый человек имеет свою, любимую, мелодию в голове и сердце. И оно совершенно естественно связано с педагогикой, призванной «вести за руку» человека в мир Знания и Гармонии. Те же древнегреческие философы – Пифагор, Платон, Аристотель – выявили благотворное влияние музыки на нас: от эвритмии, выстраивающей верный путь жизни, до катарсиса, очищающего и возвышающего душу. История развития музыкальной педагогики открыла нам имена и системы Эмиля Жак-Далькроза, Марии Монтессори, Карла Орфа, Золтана Кодаи, Бориса Тричкова, Дмитрия Кабалевского, радеющих за воспитание через развивающее, пробуждающее лучшие чувства в детях, обучение. Большой вклад в развитие музыкальной педагогики и психологии вносят труды современных педагогов-музыкантов В.И.Петрушина и Д.К.Кирнарской, научная деятельность которых за основу берёт постижение знаний через раскрепощение эмоций радости и удовольствия от знакомства с музыкой. Мне очень импонирует их «разворот» от непременной и первоочередной «специализации и высокорезультативности», зачастую требуемых в современное конкурентновысокое время, к индивидуальным задаткам и способностям к их раскрытию у каждого из детей.
Высоким примером лично для меня, как
Педагога, стали слова Януша Корчака: «Учитель не сковывает, а освобождает. Не подавляет, а возносит. Не комкает, а разворачивает. Не диктует, а учит. Не требует, а спрашивает – переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает». Скромный опыт творческой деятельности в сфере дополнительного образования позволяет мне определить
собственные педагогические принципы, основанные на семизвучной палитре музыкальных красок:
Доверие ребёнка – отражение твоей искренней
Доброты к нему.
Результат твоей деятельности – любовь
Ребёнка к музыке.
Мироощущение ребёнка – разноцветная мозаика, которую ты можешь аккуратно обогатить
Миром музыкальных открытий.
Фактура юного музыканта – в тактичной мотивации его к творческой
Фантазии.
Сольное творчество ребёнка – радостный
Сольный успех педагогики.
Креативно мыс
Лящий педагог – свободно прояв
Ляющий себя ребёнок.
Мис
Сия педагога – духовная
Сила ребёнка.
Музыкальное образование, безусловно, имело важнейшее значение в нравственном становлении и развитии подрастающего поколения во все времена, что особенно актуально и для современного общества. С другой стороны, совершенно естественно и то, что не каждого ребёнка родители развивают в данной области, выбор дополнительных занятий очень широк. Даже начавшие получать музыкальное образование дети не все доходят до завершения его первой ступени: слишком много внутренних сил и временных затрат нужно на занятия.
Но тем ценнее каждый ребёнок – Ученик, становящийся постепенно Музыкантом. И
главное, что может вдохновлять его на постоянные шаги в мире творчества, это
Любовь к нему Педагога, уважение к нему как к Взрослому человеку, тактичное и чувствующее его настроения и эмоции отношение учителя во время занятий и вне таковых, вырастающее постепенно и в Дружбу.
Миссия педагога в современном мире, без преувеличения, одна из самых значимых и важных. Именно от нас – педагогов дополнительного образования зависит духовно-нравственное становление каждого ребёнка, именно наша деятельность прямо направлена на раскрытие и развитие лучших способностей, заложенных в детях. Научное развитие общества, его стремительная информатизация, предъявляет определённые профессиональные требования и к педагогу. На мой взгляд, современный педагог, помимо базовых умений и владений различными методами и формами обучения, может включить в образовательный процесс разных по своим данным учеников: одарённых, «обычных», с ограниченными возможностями – сила Музыки – в её вседоступности восприятия. Современный педагог, конечно, владеет ИКТ - компетенциями. Он может сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач, умеет защищать достоинство и интересы учащихся, помогает детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях, знает основные закономерности семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родителями.
Своё эссе я хочу закончить словами В.А.Сухомлинского, отражающими, на мой взгляд, стремления настоящих Педагогов, направленных на создание благотворной среды для Детства: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Всем коллегам – Любви и Успеха!
Рекомендуем посмотреть:
Эссе руководителя школьного кукольного театра
Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо