Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области.Занятие из серии «Подготовка к школе».
Цель: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Обучать умению сравнивать, находить причинно – следственные связи.
Обучать приемам релаксации, снятию мышечных зажимов.
Развивающие:
Развивать концентрацию и распределение внимания, зрительную память, цветовосприятие, операции мышления (сравнение, анализ);
Развивать связную речь;
Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие;
Развивать навыки совместной работы;
Воспитательные:
Положительное отношение к окружающему миру, друг к другу.
Демонстрационный материал:
Ватман с изображением городского и деревенского дома с соответствующим местности окружением.
Презентация «Город - Деревня», в которой продемонстрированы основные отличия города и деревни.
Раздаточный материал:
Разноцветные крышки от лимонада, таблицы – домики для заполнения, схемы – образцы;
Коробка с отверстием, мешочки с предметами для угадывания;
Мешочек с сюрпризами.
Ход занятия:
1. Введение
Целеполагание
Приветствие.
Психолог: Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и поднимем наше общее настроение.
Сегодня мы с вами продолжаем готовиться к школе. Предлагаю вспомнить, что мы обычно делаем на занятиях и для чего нам это нужно.
Дети: (могут сказать о том, что в играх они тренируют память, внимание, учатся думать, рассуждать, развивают руки, тренируют зрение и слух, учатся слушать взрослого, выполняют разные интересные задания, а нужно им это для того, чтобы хорошо подготовиться к школе, многое уметь и быстрее научиться чему-то новому).
Психолог: Прежде, чем мы начнем занятие, давайте подготовим наши руки и глаза (пальминг).
Разминка:
Игра «У кого что»
Психолог: Ребята встаньте, пожалуйста, в круг. Рассмотрите друг друга хорошенько: цвет одежды, прически, предметы одежды, украшения. А теперь повернитесь спинками в круг.
Дальше психолог подходит к одному из детей и задает вопрос, например: «Какая сегодня прическа у Лизы» или «Какого цвета футболка у Миши» и так несколько заходов. Дети должны постараться вспомнить, как выглядит ребенок, о котором идет речь и полным предложением ответить на вопрос психолога.
Основная часть:
Стулья стоят полукругом. Дети присаживаются. Психолог показывает картину «Городской и деревенский дом».
Дети зрительно запоминают все, что изображено на картине, вплоть до мелких деталей. Психолог отворачивает картину и спрашивает, что запомнили дети.
Ребята описывают в подробностях картину, психолог поворачивает ее обратно и все вместе находят то, что еще не было сказано.
Психолог: Ребята, когда вы рассматривали картину, не было ли у вас ощущения, что она как будто поделена на 2 части? (ответы детей: одна часть похожа на город, другая на деревню) Почему сложилось такое ощущение? (ответы детей)
Ребята, как вы думаете, город от деревни отличается? Чем? (Ответы детей)
Сейчас я предлагаю вам посмотреть на большом экране отличия города и деревни.
Идет презентация, где показаны следующие отличия на слайдах:
фото город и деревня,
фото дом в городе и деревне: внешние и внутренние отличия,
количество проживающих людей,
дороги,
транспорт,
мосты,
работа,
отдых.
Психолог комментирует слайды, но в основном, дети сами находят отличия и говорят об этом вслух.
Физкультминутка
Упражнение «Огни домов»
Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, вам нравятся вечерние прогулки с родителями? Вы обращали внимание на окна домов? Как они светятся разным цветом? (Ответы детей) Как вы думаете, почему цвет окон отличается? (Разного цвета занавески или шторы).
Я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение, которое называется «Окна домов».
Но сначала мы с вами пройдем за столы.
Дети проходят за столы, на которых разложены таблицы с цифрами в виде домиков, емкости с разноцветными крышками от лимонадов и план – схемы.
Детям предлагается «зажечь» окна домов по схеме.
Когда упражнение выполнено, домики откладываются на край стола и детям предлагается поработать со схемами.
- А сейчас упражнение на внимание, собранность и скорость реакции.
Работаем по схеме сразу и с цветом и с цифрами.
Психолог дает пояснения по условию игры. Дети отвечают на вопросы:
- Какой цвет находится между красным и зеленым, коричневым и черным…
- Какая цифра находится между цифрой 1 и 3, 7 и 9…
- Какая цифра находится между желтым и синим цветом…
- Какой цвет находится между цифрой 6 и 8 и так далее.
Отдых (визуализация)
Психолог: Ребята, вы хорошо поработали, сейчас мы немного отдохнем. Визуализация «Деревенский дом» (ее суть состоит в том, что дети, закрыв глаза, представляют, как идут по проселочной дороге, подходят к деревне, заходят в деревенский дом, а там хозяйка угощает их пирогами; нужно попробовать почувствовать дуновение ветра, пение птиц, запах пирогов, затем постепенно возвращаться по той же дороге…..в детский сад)
Игра «Волшебные мешочки»
Психолог: Ребята, мы перешли с вами к последнему заданию. Сейчас из коробки с отверстием вам нужно будет достать мешочки со спрятанным предметом, попробуйте, не заглядывая в него, наощупь догадаться, что находится внутри.
Как только дети назовут все предметы, психолог достает еще один мешочек – это приз детям за работу на занятии.
Итог.
Рефлексия.
Психолог: Ребята, наше занятие закончилось. Что понравилось на занятии, что вызывало трудности? Что вы хотели бы пожелать сегодня друг другу?
Уважаемые коллеги, Вы ознакомились с предложенным занятием, мне хотелось бы знать Ваше мнение, спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа