Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Рецензия. Знакомство с жанром

Русский язык 5 класс
Описание: Конспект разработан в рамках экспериментальной программы по русскому языку, предполагающей изучение основ творческой деятельности журналиста в курсе русского языка с основным уклоном на жанровую систему публицистических текстов.

Тема: Рецензия. Знакомство с жанром.
Цели урока:
Познавательные. Способствовать формированию теоретических знаний о жанре рецензии. Актуализировать знания об изученных ранее жанрах публицистики (заметка).
Коммуникативные. Способствовать формированию умений и навыков по взаимодействию с ровесниками.
Предметные. Формировать умение определять жанр рецензии. Закрепить полученные на уроке теоретические знания, используя серию практических заданий. Активизировать работу учащихся над запоминанием словарных слов.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, раздаточный материал.
Ход урока:
Приветствие. Организационный момент. Знакомство с целями урока.
Разминка. Используя словарные слова, записанные на доске, составьте небольшую заметку. Тему определите самостоятельно.
1 вариант: апельсин, рюкзак, фотоаппарат, огромный, вскоре, недоумевать, ароматный, спортсмен,
2 вариант: паркет, здесь, вдвоем, необыкновенный, отовсюду, шоссе, велосипед, налево.
Переходим к теме урока. Запишите предложения: Недавно Катя прочитала рассказ Платонова. Впечатления о рассказе и отношение к герою девочка выразила в материале школьной газеты. Рецензия получила хороший отклик среди одноклассников.
Встретились ли вам незнакомые слова в тексте? Что такое рецензия? Давайте послушаем. Один из учеников подготовил небольшое сообщение о том, что такое рецензия.
Итак, запишите: Рецензия (от лат. «recensio» – «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо») – это жанр публицистики, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки. (По А.А. Тертычному).
Составьте и запишите словосочетание со словом рецензия (закончил рецензию, увлекательная рецензия, качественная рецензия). Подберите к нему однокоренные слова (рецензент, рецензировать, рецензирование). Устно сформулируйте значение каждого из них.
Как вы думаете, что можно рецензировать? Прежде чем мы познакомимся с текстом этого жанра, давайте предположим, какими особенностями он обладает?
Вашему вниманию представлен текст начинающего рецензента – Ильи Кистина. Мальчик является вашим ровесником, ему 11 лет. Он увлечен чтением книг Жюля Верна. Одной из них (Двадцать тысяч лье под водой) и посвящен этот отрывок, размещенный на портале Лабиринт.Ру. Кому-нибудь из вас это произведение знакомо?
Прочитайте: Наверняка сюжет этой книги знаком многим, и многие думают, что написать такую книгу ничего не стоит, потому что герои «просто прокатились» на подлодке.
Но подумайте о том, что Жюль Верн жил в то время, когда начинали переходить с деревянных парусников на новые металлические суда – пароходы. И это произведение относится к жанру фантастики.
Представьте себе, какого ума был этот человек, сколько литературы он перечитал, … чтобы вот так вот предугадать развитие науки через 50 лет…
Рекомендую подавать книгу под соусом семейного чтения за час до обеда, это может излечить детей от 3 до 7 лет от болезни «малоежка», «мам я не хочу…».
Что мы видим в тексте? Встретились ли вам какие-то изобразительно-выразительные средства? Какие? Как можно охарактеризовать язык данного отрывка? Обратите внимание на выделенные сочетания слов. Выпишите, объясните их значение. Какова их роль в тексте?
Обратите внимание на структуру текста. Из каких частей он состоит? Запишите. (Введение, исторические сведения об авторе, дающие повод для размышления, рекомендация).
Как вы думаете, чем можно дополнить рецензию? (Отношение к героям, анализ сюжетной линии, что хотел донести автор, как могут воспринять произведение другие люди).
Ребята, что нового вы узнали на уроке? Вам понравились тема и ход урока?
Домашнее задание: Занесите записи о жанре рецензии в исследовательский блокнот. Найдите в СМИ тексты, написанные в жанре рецензии. Запишите в тетрадь их название, фамилию автора, выходные данные издания. Коротко обоснуйте, почему выбранный текст является рецензией.

Рекомендуем посмотреть:

Как делать работу над ошибками? Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Игровые технологии на уроках русского языка Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Лучшее название для журнала

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Жанровые и языковые особенности рецензии
Опубликовано: 3116 дней назад (11 июня 2016)
Просмотров: 1708
+1
Голосов: 1
Ермакова Наталья Александровна # 7 июля 2016 в 20:37 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна!Поздравляю с первой публикацией и с удовольствием отдаю первый голос! Удачи во всех начинаниях и творческого вдохновения!