Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Жанровые и языковые особенности рецензии

Русский язык - 6 класс
Автор: Огородникова Ирина Владимировна
Магистрант ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова


Описание: Конспект разработан в рамках экспериментальной программы по русскому языку, предполагающей изучение основ творческой деятельности журналиста в курсе русского языка с основным уклоном на жанровую систему публицистических текстов.

Тема: Жанровые и языковые особенности рецензии.
Цели урока:
Познавательные. Способствовать формированию знаний о языковых и жанровых особенностях рецензии. Способствовать формированию навыка поэтапного создания рецензии художественного произведения. Актуализировать знания о средствах выразительности языка.
Коммуникативные. Формировать способность активно взаимодействовать с ровесниками, в целях достижения качественного результата работы.
Предметные. Закрепить знания учащихся о жанре рецензии. Формировать умение отличать рецензию от отзыва. Закрепить навык самостоятельной работы с текстом.
Оборудование: Мультимедийное сопровождение, раздаточный материал.
Ход урока:
Приветствие. Организационный момент. Знакомство с целями урока.
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Чем рецензия отличается от отзыва?» Чтобы вы смогли дать более уверенные ответы, предлагаю выполнить упражнение:
Замените фразу другими возможными, подходящими (синонимичными) по смыслу: Мне очень понравилась эта книга!
Примените все свои творческие способности, вспомните известные вам средства выразительности. Вспомните книгу, которую недавно прочитали и она вам очень понравилась. Или представьте, что сейчас держите в руках такую книгу. (Если ребята затрудняются ответить, действуем поэтапно: предлагаем заменить глагол понравилась синонимом; вспоминаем, из чего состоит книга – обложка, переплет, страницы и пытаемся образно описать все эти части; подбираем эпитеты к слову книга; вспоминаем свойственные книге качества (действия) – учит, завораживает, впечатляет, направляет, имеет запах, цвет и т.д.).
Возможные варианты: Страницы книги приводят в восторг. Открывая книгу, погружаешься в мир иллюзий, фантастического восторга. Чтение книги завораживает настолько, что по обыкновению мгновенный поток мурашек еще долго не покидает кожу. Эта книга словно оживает в человеческих руках. Книга стала моим самым верным другом на этом нелегком пути к познанию … Чтение книги пронзает до глубины души. Авторский мотив вонзается в сердце читателя острым сюжетом, и от этого невозможно убежать, спрятаться и глупо сопротивляться, поскольку…
Удачные предложения записать в тетрадь, при этом в скобках указать использованные средства выразительности. Выбрать одно из предложений для синтаксического анализа.
Теперь предлагаю вам устно поработать над следующим упражнением, которое поможет нам понять, что важно учитывать при создании рецензии о художественной книге. Ребята несколько минут работают самостоятельно – читают, подчеркивая утверждения, с которыми согласны. Проверяем по цепочке.
Основной уклон делаем на пересказ прочитанного. Выражаем свое отношение к книге. Пишем все, что приходит в голову, ведь текст должен получиться объемным. Описываем свои мысли после прочтения. Прочитав, приводим ассоциации из собственной жизни. Мы обязаны соглашаться с автором книги во всем. Осуждаем автора за идею книги. Стараемся анализировать поступки героев книги. Выражаем свое согласие или несогласие с позицией автора книги. Рассуждаем об особенностях книги. Вы обязаны найти изъяны текста и поругать за это автора. Подчеркиваем значимость книги для читателя. Рассуждаем о том, как оценят поступки героев другие. Описываем мысли соседа о прочитанном, наше мнение не имеет значения. Отвечаем на вопросы: «Книгу стоит читать? Почему?». Пишем коряво, но свое. Забудьте о том, что думают остальные, описывайте только свои мысли и эмоции. При необходимости – критикуем. Используем живой язык. Подбираем слова исключительно официально-делового стиля. Нельзя забывать о логике изложения мыслей. Опасайтесь говорить лишнее. Ни в коме случае не забываем об оригинальности своего текста. Даем оценку актуальности написанного. Свежесть идей и мнений – вот что важно. Забудьте об уникальности текста. Смело высказываем свою точку зрения. Можно писать с ошибками. Пишите так, чтобы другим захотелось прочитать книгу.
О чем говорят не выделенные вами действия? Они имеют строго отрицательный характер. Теперь, давайте попробуем записать выбранные (подчеркнутые) действия последовательно (повторяющиеся по смыслу можно опустить). Что у нас тогда получится? (Записывают все в исследовательский блокнот). Правильно, памятка для тех, кто берется за такую непростую работу, как рецензия художественного произведения. Давайте обратимся к утверждению, которое записано последним. Скажите, журналист должен придерживаться этого правила? Почему? Может ли быть рецензия отрицательной?
Скажите, только художественные произведения можно рецензировать? Какие еще?
Скажите, пожалуйста. Если мы будем соблюдать все условия памятки и напишем свой текст о книге, сможем ли мы назвать этот текст отзывом? Внимательно посмотрите на пункты памятки. Когда мы говорим об отзыве, т.е. отзываемся о книге, будем мы рекомендовать ее другим? Не факт. Будем ли мы выдумывать фразы пооригинальнее? Тоже нет. Будем разбираться с позицией автора? Нет. А анализировать поступки героев, сопоставляя их с действительностью? Конечно, это маловероятно. А что мы будем делать, если нас попросят составить отзыв о книге? Дадим общую оценку произведению. Скажем, что книга понравилась (не понравилась) – очень или не очень, коротко скажем, чем именно. Помните, с подобной фразы мы начинали наш урок? Теперь вам понятно, для чего мы искали замену этой фразе? Какие выводы вы сделали для себя? Устно: Отзыв – это мнение о произведении, его обыденная оценка. Рецензия – это, прежде всего, объективный анализ. Легко ли вам теперь будет работать в этом жанре? Какое правило вы выделили бы в качестве основного для рецензента? Кто такой рецензент? Записываем в тетрадь: рецензия – рецензент – рецензировать. Составьте по одному-два словосочетанию со словами.
Для закрепления давайте запишем предложения: В этой книге автор призывает всех заботиться о животных. Едва дочитав книгу, я прямиком направился к птичнику возле соседского двора, чтобы убедиться, что мой любимец на месте и с ним все в порядке. О чем эти предложения? Не кажется ли вам, что они об одном и том же? (Одно дело, когда автор призывает к чему-то и совсем другое, когда читатель отзывается на его призыв – призыв становится понятен сам собой). В чем же их различия? Итак, каким должен быть язык рецензии?
Домашнее задание: выбрать любое понравившееся произведение художественной литературы. Написать о нем рецензию, используя памятку, составленную в классе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Написание имён прилагательных с НЕ" Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Рецензия. Знакомство с жанром Проектная деятельность в школе в соответствии с ФГОС

Похожие статьи:

Лучшее название для журнала

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Игра – соревнование по русскому языку для 6 класса

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

План-конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Рецензия. Знакомство с жанром | Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: Интервью как жанр и метод получения информации
Опубликовано: 3085 дней назад (12 июня 2016)
Просмотров: 1625
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!