Русский язык, 6 класс
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, г. Саров Нижегородской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка для учащихся 6 класса по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Данный материал будет полезен учителям русского языка. Это конспект урока, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков написания отрицательных местоимений.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»:
· знают, что изучает фонетика, знают о различении гласных и согласных звуков;
· знают о сильной и слабой позиции гласных;
· знают о морфемном составе слова;
· знают, что такое приставка;
· знают о способе действия при выборе написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
· знают о способе действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
· знают, что такое орфограмма;
· знакомы с признаками текста;
· знают, что представляет собой пословица как малый жанр УНТ;
· умеют различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки;
· умеют определять сильную и слабую позицию гласных;
· умеют владеть способом действия при выборе на письме НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
· владеют способом действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
· умеют разбирать слова по составу;
· умеют выделять приставки в словах; определять (в простых случаях ) их значение;
· умеют находить орфограммы в приставках и обозначать их;
· умеют выполнять фонетический, морфемный, морфологический разборы, а также синтаксический разбор предложения.
Тема урока: «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Место в системе уроков: второй урок по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».
Цели урока:
образовательные
1. Обобщить и дополнить знания о написании НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
2. Продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при выборе данных орфограмм.
3. Совершенствовать умения и навыки распознавания и выделения приставок НЕ и НИ в словах.
4. Продолжать учить правильно писать НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
развивающие
1. Формирование познавательного интереса к русскому языку на основе:
- соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
- соединение грамматического материала по русскому языку с игровым сюжетом;
- использования фольклора, установления межпредметных связей.
2. Формирование умственных, учебных действий:
а) анализа и синтеза:
- при анализе содержания (толковании) пословиц;
- при анализе опорной схемы устного ответа (алгоритма);
- при анализе правописания слов.
б) сравнения:
- через сравнение условий выбора написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
в) обобщения и систематизации:
- при составлении устных ответов (работа с алгоритмом);
- через запоминание правил правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
- через постановку вопросов по изучаемой теме;
- через формулирование выводов по данной теме.
3. Развитие действий контроля и самоконтроля:
а) пошаговый контроль при
- отработке правила с помощью памятки-алгоритма;
- организация действий взаимоконтроля (работа в парах);
- выполнении упражнений на закрепление;
- формирование навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
4. Развитие сенсорной сферы:
а) восприятия: слухового и зрительного;
б) памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;
в) внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;
г) воображения: воссоздающего, творческого.
5. Развития речи:
- обогащение и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие монологической речи учащихся;
- расширение кругозора учащихся;
- овладение изобразительно-выразительными средствами языка..
воспитательные
1. Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности.
2. Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
4. Воспитание бережного отношения к родному языку, к национальной культуре, нравственности, патриотизма через толкование пословиц.
Оборудование:
1. Наглядные пособия:
· таблица схемы устного ответа (алгоритм);
· плакат с поэтапно прописанной пословицами последовательностью выполнения действий на уроке.
2. Раздаточный материал:
· карточки для индивидуальной работы;
· карточки с разноуровневым заданием «Проверь себя!»;
· ключи к заданию «Проверь себя!».
3. Учебник: «Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2008
Межпредметные связи:
· литература;
· ИЗО (при составлении образа алгоритма).
Структура урока:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, постановка целей и задач.
3. Проверка домашнего задания. Сопутствующее повторение.
4. Пауза отдыха.
5. Тренировочные упражнения. Работа с учебником.
6. Организация речевой практики.
7. Подведение итогов урока. Разноуровневая проверочная работа.
8. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.
Диагностика ЗУНов.
· Знать правила правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
· Уметь правильно писать отрицательные местоимения с изучаемыми орфограммами.
· Уметь самостоятельно находить отрицательные местоимения с НЕ и НИ.
· Уметь выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике.
Ход урока
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка 8 класс