Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль наставничества в ДОУ

Консультация для педагогов детского сада "Роль наставничества в ДОУ"
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Вместе с тем сегодня в образовании наблюдается ситуация «кадрового голода» обусловленная старением педагогических кадров, низкого профессионального уровня молодых специалистов.Молодым специалистом является сотрудник в возрасте до 35 лет, получивший среднее или высшее профессиональное очное образование и устроившийся на работу по специальности в течение года после получения диплома.

В настоящее время, в период практицизма и переоценки ценностей, когда у молодежи особенно болезненно протекает процесс профессионального самоопределения, нельзя пренебрегать апробированным положительным отечественным опытом наставничества и зарубежным опытом «тьюторства». В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку.

Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Сегодня в условиях современного уровня развития технологических процессов и оборудования, в условиях рыночной экономики, для которой характерны конкурентоспособность, высокие требования к профессионализму работника и его профессиональной мобильности.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, а, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма, что и опытные коллеги. Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.

Под системой наставничествав ДОУ понимают индивидуальную направленную помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в ДОУ, разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Сократ считал, что главная задача наставника-побудить мощныедушевные силы ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю».

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.

Процесс становления молодого специалиста напрямую зависит слаженного взаимодействия обеих сторон, где педагог наставник создает определённые условия, для становления молодого сотрудника используя разнообразные методы, формы, приемы, подходы. Обучение рекомендовано планировать поэтапно, где одним из главных этапов - адаптационный. Данный этап включает в себя: беседы,знакомство с молодым педагогом, с его достижениями, оценка портфолио (при наличии), резюме, материалов личного дела- образование, выявление уровня профессиональной компетентности, по средствам анкетирования, собеседования, изучение документов. Выявление уровня профессиональной компетентности, запросов, затруднений с помощью анкетирования, собеседований, изучение документов.

Проэктировачный - включает в себя Совместная выработка целей и задач работы на год. Составление план индивидуального развития и путей совместных действий. Анализиндивидуального плана развития молодого специалиста.Диагностика по выявлению затруднений в профессиональномстановлении.

Основной этап направлен накоординационная деятельность в процессе реализации планаиндивидуального развития и текущую совместную работу: подготовку, проведению и посещению педагогом наставником занятий, их анализ. Совместное участие в деятельностипедагогических советов, методической работе. Оценка действийподопечного и своевременная коррекция его поведения, помощь вподготовке докладов, выступлений, методических разработок.

- Контрольно-оценочный в котором педагог наставник проводит итоговую диагностику в виде анкетирования, контрольного посещения занятий, тестирование и т.д. а так же отчет молодого педагога: по предложенной форме, и через участие ввыставке наработок педагогов за год, и др.

Деятельность специалистов ДОУ – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоответственности, и если сформирована система наставничества, то и к назначению наставников подходят организованно, с позиции педагогической целесообразности.

Здесь уместно сказать о видах наставничества:
- прямое(непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только врабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованное(когда онопроявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контактысводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
- индивидуальное (когда все силы направлены на воспитание одного ученика) иколлективное (когда наставничество распространяется на весь коллективучеников);
- открытое (двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого) искрытое (когда наставник воздействует на ученика незаметно для второго).

Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому проведение систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить п оддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем мес

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС | Консультация для родителей средней группы ДОУ. Роль матери и отца в воспитании ребенка
Опубликовано: 1687 дней назад (12 сентября 2019)
Просмотров: 1079
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!