Конспект открытого районного занятия по художественно-эстетическому направлению в разновозрастной группе (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: на базе нашего ДОУ 29.11.2018 г. состоялось методическое объединение для заведующих и воспитателей малокомплектных детских садов с целью обобщения опыта работы по художественно-эстетическому развитию в разновозрастных группах.
Мы с коллегой показывали занятие по рисованию «Ветка рябины», конспект которого представлен в данной публикации. Продолжительность занятия 20 минут. Конспект занятия по рисованию «Ветка рябины» может заинтересовать педагогов дополнительного образования и воспитателей, работающих с детьми 3-7 лет.
Примечание: с учетом того, что во время занятия было очень солнечно, некоторые фотографии получились с бликами.
Цель: создание условий для развития у детей младшего и среднего дошкольного возраста изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные приемы рисования.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей рисовать ягоды рябины «тычкообразными» движениями с использованием нетрадиционных приемов рисования, а листок - приёмом ритмичного «примакивания» ворса кисти;
- упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев;
- закрепить представление о листьях, соплодиях (кисть, гроздь) рябины и их строении.
Развивающие:
- развивать чувство ритма и цвета,мелкую моторику кисти рук; логическое мышление; чувство композиции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к окружающему миру природы; бережное отношение ко всему живому;
- воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: метод стимулирования и мотивации интереса к занятию, метод самостоятельной работы, наглядный метод, словесный (беседа), похвала.
Предварительная работа: на улице обращаем внимание на красные грозди рябины. Рассматриваем ягоды, листочки. Рассказываем, что рябину едят птицы зимой. Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья и плоды»
Оформление группы:
1) на центральной стене – изображение рябины размером 2м на 1 м, снегири; натуральная ветка рябины с ягодами в вазе; искусственная ветка рябины, выполненная из бусин и ткани;
2) деревья (искусственные или нарисованные) для имитации леса;
3) «воздушный шар» – бассейн, обтянутый тканью с шариками;
4) в «воздушном» пространстве – объемные модели самолетов и облаков.
С оформлением группы активно помогали родители!
Материалы:
1) на столах у всех детей: гуашь красного, желтого и зеленого цветов, стаканчики с водой, кисточки, штампы – пустые корпуса фломастеров с поролоном на конце, ватные палочки, салфетки бумажные и влажные, контейнеры для использованных салфеток, кисточек и штампов, подставки для кисточек.
2) у детей младшего дошкольного возраста-заготовленные заранее листы с нарисованными ветками рябины с листочками, но без ягодок. У детей среднего дошкольного возраста - заготовленные заранее листы с нарисованными ветками рябины без листочков и без ягодок.
3) изображения снегирей (на 2-х стороннем скотче с обратной стороны), вырезанных из бумаги по количеству детей для поощрения.
4) для игры «Снегири и синички» - две кормушки, изображения снегирей и синичек.
Музыкальное сопровождение: минусовки Mr Credo «Воздушный шар» и Carl Gott Финальная мелодия к фильму «Три орешка для Золушки».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, мы сейчас отправимся в путешествие. А скажите мне, на чем мы отправимся в путешествие? (Снимается покрывало с «воздушного шара» и детям показывается «воздушный шар»). (
Ответы детей: на воздушном шаре)
(
Под минусовку Mr Credo «Воздушный шар» «летим». После остановки проходим где расположены деревья)
- Дети, посмотрите, а куда мы прилетели на шарике? (
Ответы детей: в лес)
-А что за птичка нас встречает в лесу, нам расскажет ….
Ребенок читает стих:
Чудо наши снегири,
Цвета утренней зари,
С Севера в наш край летят,
Ягодки с кустов едят!
(Автор: Светлая В.)
Воспитатель:
- Дети, а вы, знаете, чем питаются птички зимой? (
Ответы детей: хлебом, зернышками…)
- Ещё есть особенное дерево, у которого ягодки висят до поздней зимы и птички их клюют. Послушайте про это дерево стихотворение:
Зябнут берёзы,
Стынут осины.
Только горят
на морозе рябины.
И отовсюду –
смотри-ка, смотри! -
Греться к рябине
летят снегири.
(Автор: Н.Капустюк)
Воспитатель:
- Дети, о чём стихотворение? (
Показать гроздь рябины)
(
Дети: о рябине)
- Правильно! Посмотрите, какие красивые ягодки висят на ветке, одна возле другой, ягодок много. Они собраны в кисть или гроздь. А еще «кистью» называют: кисть руки, кисть для рисования. (
Показать иллюстрации соответствующие)
- Дети, ягодами рябины питаются зимой птицы.
- Какого цвета ягоды рябины? (
Красного)
- Какой они формы? (
Круглые)
- Какого они размера? (
Маленькие)
- Правильно, ребята. На веточке рябины много-много маленьких круглых красных ягод, одна возле другой. Зимой птицам трудно найти еду. Давайте мы с вами им поможем: нарисуем веточки рябины для снегирей. Но сначала подготовим наши ручки для рисования.
Пальчиковая гимнастика
Чтоб красиво рисовать
Надо пальчики размять!
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
(
Дети проходят за столы для рисования)
Воспитатель(
показывает листы бумаги с нарисованными ветками рябины без ягод):
- Дети, смотрите, на веточке нет ни одной ягодки. Что будут кушать птицы? Давайте, поможем птицам, нарисуем ягоды. Чем можно нарисовать ягодки?
(
Дети предлагают разные варианты рисования: штампами, пальчиками, ватными палочками, щепОтью пальчиков.)
Воспитатель:
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки — влажные и яркие.
- Дети, внимательно посмотрите, как мы будем рисовать ягоды рябины. Я беру штамп и обмакиваю его в краску, а кончик теперь прикладываю к веточке.
(
Далее воспитатель показывает, как рисовать другими способами. Дети рисуют самостоятельно, выбранным способом после показа воспитателем).
Воспитатель:
- Обмакиваем штамп или пальчик в краску, прикладываем к веточке. Выполняем тычок. Еще раз попробуем, обмакиваем в краску и прикладываем рядом. Ведь на веточке не одна ягодка, их много, все они висят близко друг к другу, все очень дружат.
- Рисуем аккуратно, набирайте на штамп краску хорошо, чтобы ягоды были сочные. А какого цвета у нас краска (
красного). Молодцы!
(
Дети рисуют под минусовку Carl Gott Финальная мелодия к фильму «Три орешка для Золушки». Воспитатели помогают в процессе работы детям, испытывающим затруднения.)
Воспитатель:
- У рябины есть не только ягодки, но и листья. Давайте мы с вами еще нарисуем, как опадают листочки с веточки!
- Дети, посмотрите, как мы будем рисовать листочки. Кисточку окунем сначала в желтую краску, а потом кончик кисточки - в зеленую. Теперь, если кисточку всем ворсом аккуратно прижать к листу бумаги, то она оставляет следы, похожие на листочки рябины.
- А теперь вы попробуйте…….
(
Дети рисуют листочки, как будто летящие с веточки)
Воспитатель детям младшего возраста:
- Какие чудесные ветки рябины мы с вами нарисовали! (
Рассматривание готовых работ детей младшего возраста)
- Посмотрите, снегири увидели много ягодок и прилетели к нам в группу. Они очень любят лакомиться ягодками! К Мише снегирь прилетел на веточку, к Диме и т.д. (
на каждую работу – веточку воспитатель приклеивает маленького снегиря)
(
воспитатель с младшими детьми выкладывает их работы на экспозиционный стол и приглашает детей поиграть)
- Дети, а сейчас мы с Вами поиграем в игру «Снегири и синички». (
Детям предлагается распределить изображения снегирей и синичек по 2-м кормушкам. В одной кормушке - ягодки рябины, это для снегирей. В другой кормушке – пшено, это для синичек)
Воспитатель с детьми среднего возраста:
- Дети, а мы с вами нарисуем еще листочки на пустой веточке «примакиванием». Примакиваем кисточку к веточке вот так: шлёп-шлёп, так-так, раз-раз. (
Воспитатель выполняет показ)
- Дети, посмотрите на наших снегирей. Мне кажется, что они улыбаются. Как вы думаете, ваши работы понравились им? (
Ответы детей)
- Конечно, понравились им, ведь каждый из вас хотел помочь птичкам, все очень старались. К Насте на веточку прилетел снегирь, к Грише и т.д. (
на каждую работу – веточку воспитатель приклеивает маленького снегиря)
- Молодцы, ребята! Давайте повесим наши красивые работы на доску, снегири посмотрят и расскажут другим птичкам, что вы спасли их, покормили, много сочных ягод нарисовали. А мы сейчас с вами возвращаемся в садик. А в лес мы еще вернемся покормить других птичек.
Источники:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз», 2009. – 144 с. вкл., переиздание дораб. и доп.
2. Стихи и пальчиковая гимнастика из сети Интернет.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование для детей 2-3 лет "Гроздь рябины" пошагово с фото
Рисование рябины. Мастер-класс по рисованию для детей старшей группы (5-6 лет)
Конспект ООД в средней группе по рисованию с использованием нетрадиционной техники. Ветка рябины
Рисование в старшей - подготовительной группе "Ветка рябины". Пошаговый мастер-класс с фото