Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дождливая погода»
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Дождливая погода» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект занятия, направленный на знакомство детей с природными явлениями, формирование интереса к познанию природы.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель
Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (дождь, гроза, град, радуга), формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (дождь, гроза, град, радуга), мяч.
Ход
Организационный момент
Воспитатель: С какими природными явлениями мы познакомились в прошлый раз?
Дети: Роса, заря, туман, ветер, облака, солнце.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о пасмурной, дождливой погоде и соответствующих ей природных явлениях.
Дети, как вы думаете, почему идет дождь? (предположения детей)
Воспитатель обращается к прошлому опыту детей, вместе с детьми вспоминает, как образуются облака.
Рассказа воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
На земле много океанов и морей, рек, озер, прудов, луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется и поднимается от земли все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Капли собираются в облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем. Если капельки мелкие, дождь «моросит». Чаще всего моросящие дожди бывают осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной и летом.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной,
(Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой.
(Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем.
(Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем.
(Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят.
(Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят.
(Руки вверх, «фонарики»)
(Л. Гордиевская)
Воспитатель: В летнее время дожди часто сопровождаются грозами. Гроза – красивое, но опасное явление природы. Грозы происходят от того, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды – молнии. Молнию мы видим на небе как зигзаг, который на миг пронзает воздух. Это особенно хорошо заметно, если гроза идет ночью. При вспышке молнии на этом месте от очень высокой температуры образуется пустота. И тотчас же эта пустота с грохотом заполняется воздухом – мы слышим гром.
От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало. Нельзя прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния.
Воспитатель: Был душный летний день. Неожиданно появилась черная туча. Засверкали грозные молнии, затрещал оглушительный гром, и хлынул ливень. Вдруг по земле заскакали крупные белые горошины. Их было так много, что через несколько минут земля побелела, как зимой. Как вы думаете, что это? (град)
В жаркую погоду земля нагревается, и теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Чем сильнее нагревается воздух, тем выше он поднимается. Высоко над землей всегда холодно, морозно, даже летом. Поэтому пар тут же превратился в капли воды, а капли воды замерзли и стали маленькими льдинками. Они становятся такими тяжелыми, что, не в силах больше удерживаться в туче, падают на землю. Если льдинки тают, не долетев до земли, тогда идет не град, а дождь. Поэтому град всегда идет с дождем: одни льдинки растаяли по пути к земле, а другие, самые крупные, успели упасть на землю. От града надо, также как и от грозы, прятаться в надежном укрытии с крышей над головой.
Воспитатель: Но вот дождик почти закончился, уже из-за тучки проглядывает солнышко. Как вы думаете, что появляется на небе? (радуга)
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает красивая дуга. В старину верили, что она приносит счастье. А построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Лучи солнца проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Сколько цветов у радуги? (семь) Какие? (ответы детей)
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза.
(Хлопки)
Закрывай глаза!
(Закрыть глаза)
Дождь прошел. Трава блестит,
(Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит.
(Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
(Зовущие движения)
По траве босиком,
(Бег на месте)
Прямо в небо прыжком.
(Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,
(Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге.
(Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком!
(Присесть)
(С. Маршак)
Игра «Бывает – не бывает»
Дети образуют круг, воспитатель становится в центре круга, кидает мяч каждому ребенку, задает вопросы, ребенок отвечает: бывает – не бывает.
Иней летом?
Снег зимой?
Мороз летом?
Капель летом?
Листопад весной?
Метель осенью?
Заморозки весной?
Дождь летом?
Гроза весной?
Роса зимой?
Воспитатель: Закончим наше знакомство с природными явлениями стихотворением
Л. Дайнеко «Голубая планета»
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Итог
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе. Какой бывает вода
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Природные явления
Досуг в подготовительной группе. Загадки о природных явлениях
Похожие статьи:
Загадки о природных явлениях
Пословицы о природе для детей