Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы педагога - психолога ДОУ. Применение современных методик в работе по диагностике и коррекции детско-родительских отношений

Применение современных методик в работе по диагностике и коррекции детско-родительских отношений
Каждый ребенок является личностью с момента появления на свет. Но его эмоциональное и психическое состояние неразрывно связано с атмосферой в семье. И одним из важнейших направлений работы практического психолога ДОУ является работа с семьей (родителями, семьей и детьми).
Ключевой момент в этой работе - диагностика. В отечественной психологии мало диагностического материала именно для детей дошкольного возраста. Не каждый ребенок откроет «занавес» своей семьи, да возможно и не сможет об этом рассказать из-за недостатка знаний, да и опыта в описании поведения, в силу несформированности восприятия, отсутствия навыков рисования в силу возрастных особенностей.
Поэтому главным диагностическим инструментом в дошкольном возрасте является наблюдение. Даже простые рисуночные тесты можно применить только в старшем дошкольном возрасте и то если ребенок владеет достаночным навыком рисования, восприятия и т.д.
Сегодня я остановлюсь на некоторых простых рисуночных, графических тестах, ознакомлю с проектной игрой и проектным тестом, проектным сказочным тестом кроме того мы рассмотрим приемы широко распространенного социометрического метода. Для того чтобы продиагностировать какую-то проблему необходимо использовать как минимум несколько методик, поэтому я предпочитаю использовать простые и доступные методы не требующие большого количества времени для подготовки и обработки результатов
Слайд 3
«Рисунок семьи»
Наиболее популярен у психологов рисуночный тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.
4 слайд
Тест для родителей «Две фигуры» изучения из взаимоотношений с ребенком.
Тест графический, поэтому не вызывает у родителей недоверия, заставляет из задуматься о системе воспитания в семье.
Цель: экспресс диагностика взаимоотношений родителя с ребенком, установление контакта с родителями.
Материалы: бланк или просто А5 или А6 лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуйте 2 геометрические фигуры: себя в виде квадрата, ребенка в виде круга. Подумайте, как лучше расположить 2 фигуры на листе.
Интерпретация:
— Если квадрат выше круга – мама доминирует
— Если фигуры расположены далеко друг от друга – то у вас сложности в понимании ребенка, нет контакта с ним
— Если фигуры соединяются – то вы противоборствуете с ребенком
— Если фигуры расположены рядом, то вы с ребенком живете в согласии, мире
— Если фигура внутри, то захват, сильный контроль за ребенком.
— Если фигуры у вас одного цвета, то вы похожи с ребенком, у вас много общего.
— Если фигуры крупные, то вы уверены в себе и в ребенке

Слайд 5
Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине)
Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик
Цель: направлена на выявление уверенности - неуверенности родительской любви. (немного изменив инструкцию, можно также посмотреть особенности взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми. Также возможно использование в качестве игры в песочнице).
Проводится в форме игры. Можно использовать со старшего дошкольного возраста.
Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить своё эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится индивидуально. Взрослый сообщает ребенку: "Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в "Почту". Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма".
Почтальон должен вручить письма адресатам. При этом перед мальчиками ставится игрушка - машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: "Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи".
В качестве фигурок можно использовать картинки. Я использовала фигурки из коллекции миниатюр для песочницы (маленькие игрушки).
Отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, у каждой - свой "почтовый ящик".
"В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, - сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. - В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких".
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем "по очереди" в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения "адреса" (короткой фразы на конверте): "Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай кому в ящик положить следующее письмо".
В методике используется 20 писем, из них 10 - с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи; другие 10 писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений).
Обработка данных: учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: "Этого человека я люблю", "Этого человека я не люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек не любит меня", так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: "Этого человека я люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек самый добрый", - такой факт говорит об эмоционально невыраженном отношении к данному лицу (индифферентное).
На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: "К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью"; "Этот человек никогда не играет со мной" и др.
О негативном отношении маленького человека ко взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: "Этого человека я не люблю", "Этот человек не любит меня", "Этот человек часто наказывает меня и ругает" и т.д.
Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. Кто-то из детей может адресовать послания "....я люблю", "....меня любит" эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Слайд 6
Еще одна из таких методик — проективный тест «Птенец», с помощью которого можно выявить степень самостоятельности ребенка и силу его зависимости от любимых родителей.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Этот тест подходит для детей старше 5 лет.
2. Предложите ребенку послушать сказку и придумать, чем она кончилась.

Песня о птичке
Сказка «Птенец» звучит так: «Сидели в гнездышке на ветке птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, сломалась, и оно упало вниз. Все оказались на земле. Папа взлетел и сел на одну ветку, мама взлетела и села на другую ветку. Что сделал птенец?»
Варианты развития событий норма:
• птенец тоже взлетит и сядет на какую-нибудь ветку;
• полетит к маме, потому что испугался;
• полетит к папе, потому что он сильный;
• останетсяна земле, потому что не умеет летать;
• позовет на помощь, и папа с мамой его спасут.
Ответы, которые вызывают беспокойство:
• птенец не умеет летать, поэтому останется на земле;
• попытается взлететь, но у него ничего не получится;
• погибнет во время падения;
• умрет от голода (дождя, холода и так далее);
• о нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит.
Суть басни такова
Дети обычно склонны придумывать хеппи-энды своим и чужим историям. Оптимистичная концовка свидетельствует о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и решительностью. А по выбору помощника: мамы, папы, их обоих — становится понятен расклад сил в семье. Уверенность в себе и близких формируется благодаря искренней, ненавязчивой поддержке и любви взрослых. Дети ассоциируют себя с героями сказок, и именно поэтому трагический финал выдуманной истории тревожен и заслуживает дальнейшего обсуждения, а может быть, даже консультации с психологом. Ведь получается, что малыш не верит, что кто-то из близких выручит его в трудной ситуации, и чувствует себя абсолютно беспомощным.
Проективные сказочные тесты психологи считают, что проективные методики полезно использовать как часть комплексного обследования ребенка. Правда, и сами по себе они неплохо выявляют скрытые от взрослых глаз переживания малыша.
Слайд7
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА» (по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: Два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Слайд 8
Методика «Цветик-восьмицветик» (Велиева С.В.)
Цель: выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.
Возрастной диапазон: проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы.
Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры – беседы.
Инструкция:
1. Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе;
2. Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму;
3. папу;
4. брата;
5. дедушку;
6. бабушку.
Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.
Желтый: «близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.
Красный: «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.
Голубой, синий: «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.
Зеленый: «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Фиолетовый: Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.
Коричневый: Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка.
Серый: Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку.
Черный: Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.
Анализ
Ф.И. ребенка ___________________
1. ________________ ___
2. ________________ _____________
3. ________________
4. ________________ _________
Методика "Паровозик"(Выявление тревожности у дошкольников)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Слайд 9
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева»

Методика «Три дерева» была разработана швейцарским психологом Корбозом, но немецкий психотерапевт Эдда Клессманн изменила процедуру проведения теста.
Цель методики «Три дерева» - ответить на важные для психолога вопросы о возможной самостоятельности ребенка, его идентичности и роли в семье, об эмоциях, которые доминируют в его жизни. Этот тест широко применяется для диагностики детей в приемных семьях и детских домах с учетом травмированной психики
Методика позволяет достаточно просто получить информативные результаты, определить возможные конфликты и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений в семье. Характеристика методики Психологи отмечают простоту рисункового теста. Его можно проводить с детьми с 4 лет при условии, что ребенок может рисовать и знает понятие «дерево». Методика «Три дерева» предполагает анализ рисунка, предварительную беседу с ребенком, обсуждение нарисованного и работу с самим рисунком. Проведение теста у маленьких детей затруднено не только вследствие того, что они не умеют изображать деревья, но и порой не знают их названий или не могут ответить на вопросы психолога. Важно понимать также, что проведение диагностики с помощью этой или других методик возможно, лишь если психолог сумеет расположить к себе ребенка и создать комфортные условия. –
Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок.
Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое. Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами. Затем ребенку предлагается представить себя садовником и решить, что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему стало лучше. Если необходимо, даются варианты ответов – добавить удобрения, пересадить, дать больше тепла, поставить забор. Обязательно предложить вариант, что дерево не нуждается ни в чем. Все ответы также фиксируются на рисунке. Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное. На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения. Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными
Слайд 11
Проективный тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным тестам. Тест позволяет выявить положение члена семьи в системе межличностных отношений, а также характер общения в семье — прямой или опосредованный. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: "Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами". Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом. Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно другу друга;
4) дистанция между ними.
Необходимо обратить внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок "Я" говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков, в центре или в верхней части тестового поля. Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное "слипание", когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности "Я" у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Использование теста "семейной социограммы" позволяет в считанные минуты в ситуации "здесь-и-теперь" визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
Слайд12-14
Социограмма «Моя семья» применяется в работе с проблемными детьми, с детьми с особенностями в развитии.
Вывод:
Таким образом, диагностика семьи, детско-родительских отношений необходима в целях выработки оптимальных условий для функционирования семьи как социальной общности.
Презентация на тему: Диагностика и коррекция детско – родительских отношений

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая психолого-педагогическая программа для детского сада. Средняя группа Проект в детском саду, как средство развития детско-родительских отношений Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Упражнения
Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом | Конспект логопедического занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» в 1 классе с презентацией
Опубликовано: 1563 дня назад (17 декабря 2019)
Просмотров: 9916
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!