Конспект сеанса семей арт-терапии «Счастливы вместе!»
Назначение: материал будет полезен педагогам, воспитателям, родителям детей дошкольного возраста, предназначен для родителей и детей раннего возраста в адаптационный период.
Цель: коррекция родительского поведения
Задачи:
-развитие у членов семьи способности к независимому функционированию;
- освоении новых способов взаимодействия;
- получение нового опыта совместной деятельности и сопереживания
Целевая аудитория: дети и родители группы раннего возраста.
Необходимое оборудование и материалы:Осенние гирлянды, набор для рисования, манная крупа, цветные подносы, перышко, ленточка, прозрачная коробочка , дерево «Ожиданий», бумажные яблочки, салфетки, музыкальный материал.
Ход сеанса:1 часть. В зале только родители.
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в вашей жизни и жизни вашего ребенка: поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному.
Для начала давайте ближе познакомимся, и может быть, узнаем что-то новое друг о друге и о наших детках. Встаньте, пожалуйста, в круг.
1. Упражнение «Знакомство»
Наш детский сад называется «Елочка», поэтому мы будем знакомиться при помощи нашего символа. Берём в руки елочку сообщаем, например, я….. (Вы сообщаете чья Вы мама или папа, моя семья (нужно прибавить одно прилагательное характеризующее вашу семью) спортивная. Таким образом, передаём елочку по кругу и знакомимся.
2. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий психолога
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к сотрудничеству. Если большинство показали ладони, значит, они готовы идти на встречу и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание сотрудничать.
Следующее задание по кругу вы сообщаете: мой ребенок самый, самый… и называете то качество, которое на ваш взгляд присуще только вашему ребенку.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Конечно, счастье каждый понимает по своему, но все мы знаем, что это чувство необходимо всем. И если я сейчас задам вам вопрос, что важнее для вас, чтобы ребенок стал великим математиком или музыкантом или просто счастливым человеком, наверняка, вы выберете второе. А много ли для счастья надо нам и нашим деткам?
Счастливые моменты в детстве, по мнению психологов очень схожи. И обычно мы вспоминаем одни и те же ситуации.
Например, поднимите руки если вы тоже это делали:
- ели сирень с 5-ю лепестками? И верили что она приносит счастье
- надевалл бублик на палец, а потом грызи его прямо с пальца?
- строили шалаши в комнатах из стульев и одеял
- боялись, что когда через вас переступят, что не вырастите и просили переступить обратно?
- думали, что если взять в руки лягушку - будут бородавки?
А сейчас я бы хотела вас ознакомить с содержимым «волшебного ларца». Здесь рекомендации психологов: что обязательно нужно делать с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми
3. Карта общих черт наших детей
Мы мало знаем друг о друге и еще меньше о детях. Хотя и каждый ребенок индивидуален, в то же время они имеют много общих черт. Что объединяет наших детей? Это мы с вами и узнаем. Заполняем карты (у кого ребенок тоже голубоглазый…любит отбирать игрушки у других детей…)
4.Игра-задание
Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами (это бывает в большинстве случаев, особенно если ребенок может себя занять. Забывая о том, что в этом возрасте преобладает общение со взрослыми).
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете яблочко красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зеленого.
Вопросы:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если вы чаще поднимали красное яблоко, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души с нашими детками.
Чтобы снизить напряжение в период адаптации, я подобрала специальные игры и упражнения, которые переключают внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, успакаивают, поднимают настроение. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражакаивать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу.
Давайте пригласим к нам наших деток.
2 часть сеанса с детьми
Звучит музыка.
Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте! Подбегите и обнимите своих родителей.
Давайте пройдемся по лесу. В лесу растут разные по высоте деревья. Ребята, покажите, какие высокие деревья растут в лесу? (каждый родитель, встав позади своего ребенка, берёт его за поднятые вверх руки и слегка тянет их вверх, поднимает ребёнка на носки и так продолжают ходьбу.
- Покажите, какие низкие деревья встречаются в лесу (ходьба «гуськом», родители придерживают детей за талию)
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение в период адаптации, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
5.Игра«Храбрые лягушата»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.
Оборудование: бумага в рулоне, корзина.
Особое значение для развития малыша играют подвижные игры, с момента рождения ребенок стремиться к движению. Он осознают мир ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учиться владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравиться игра-превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны бумаги. И у каждого лягушонка есть лист, на котором он сидит.(от рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)
Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. «А как лагушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква…» и вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться.
А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4-5 подбросить вверх, то получиться веселый салют. Результат салюта собирают в корзинку, приговаривая: «собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто».
В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра – это источник радости и одно и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Игра «Легкое перышко»
Ход игры: Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробочке – цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального)типа дыхания.
Упражнение «Рисунки на песке»
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой), можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария
Упражнение «Дом счастливого ребенка»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игры и игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте попробуем нарисовать «дом счастливого ребенка». Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями. Вот на этих яблочках напишите свои чувства от сегодняшней встречи. Оправдались ли ваши ожидания? Давайте развесим наши яблочка на «Дереве ожиданий».
Рекомендуем посмотреть:
Сказки для детей 2-4 лет
Помощь в адаптации детей к детскому саду
Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
Роль игры в адаптации детей 4-го года жизни в детском саду