Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья
Функция руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием, с трудом. Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляционной речью. Это связь видна и сейчас. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики . Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков. Всемирная энциклопедия дает нам следующее определение мелкой моторики – «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений пальцами рук»
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста. Сначала ребенок разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять. Он учится хватать предмет всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным пальчиком) , после появляются навыки перекладывания из рук в руку. Вдумайтесь только какая удивительная народная мудрость скрыта в знакомых с детства играх «Сорока-белобока», «Ладушки». Это и близость с мамой, и массаж пальчиков, и родная речь. Рука дает начало развитию мышления. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Совершенствование движений пальцев рук у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций. Чем старше становится ребенок тем его моторные навыки более разнообразны и сложны. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Исследования, проведенные доктором медицинских наук, профессором-физиологом М. М. Кольцовой (1979г.), обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Она пишет: «… сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»
Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим подготовке руки к рисованию, письму. Так же это мощное средство повышающее работоспособность коры головного мозга, стимулирующее развитие мышления ребенка. Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребенка речи. Речь это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В головном мозге речевой и моторный центр расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. Она развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Т.М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости. Приступая к новому заданию, по мнению Л.В Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.
Как считает Б.И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.
У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.
Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности
детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.
Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок.
Моторная ловкость у ребенка может развиваться и через занятия ручным трудом. Более 8 лет я занимаюсь с детьми с ОВЗ бисерным рукоделием. Бисероплетение- старинный, но достаточно актуальный в последнее время вид декоративно-прикладного творчества. Помимо того что данный вид ручного труда способствует развитию мелкой моторики, овладение техникой плетения требует большого внимания, усидчивости, терпения, аккуратности и конечно же тонкого понимания красоты, хорошего эстетического вкуса и фантазии. Занятия бисероплетением воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаться. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений.
Среди моих воспитанников есть дети обучающиеся в школе-интернате по программе 8 вида, дети со сложной структурой дефекта, дети с синдромом Дауна, дети с речевыми проблемами. Среди них есть нетерпеливые, неусидчивые, невнимательные. Речь скудна, ответы на вопросы односложные. Письменная речь и устная не развиты. Для всех этих детей очень важна коррекция мелкой моторики рук, формирование терпения и усидчивости, концентрация внимания.
Знакомясь с техникой бисероплетения, дети увлеченно выкладывают бусины различной формы, диаметра и цвета вначале на салфетку, чередуя цвет и форму. Включается такая мыслительная операция, как сравнение. Затем ребенок берет в руки проволочку и нанизывает бусины. Уже на этом этапе в работе задействованы обе руки: большой и указательный палец правой держит проволоку, а указательный палец левой руки придерживает бусинки. Каждое из упражнений по низанию имеет практическое назначение (браслет, бусы для куклы или для мамы) и нацеливает ребенка доводить начатое дело до конца. Следующим навыком освоения становится умение проходить в одну бусинку «навстречу». Обе руки действуют слаженно, чередуя боковые и встречные бусинки ребенок создает узор. Это различные варианты цепочек: «крестики», «колечки», «лодочки». Наряду с мелкой моторикой развивается двигательная память.
Овладение основной техникой параллельного плетения происходит постепенно. Увеличивая количество «встречных» бисеринок занятие за занятием ребенок открывает перед собой красочный мир насекомых из бисера.
Каждая работа достойна похвалы, все они оформляются в тематические панно. Техники петельного и игольчатого плетения дети осваивают превращая яркий бисер в чудесные цветы и веточки, так похожие на настоящие.
Работа с бисером требует согласованного и точного движения пальцев рук, поэтому как никакой другой вид рукоделия способствует развитию мелкой моторики пальцев. Помимо этого дети учатся подбирать гармонично сочетающиеся цвета бисера, тренируются в математическом счете. Занятия бисероплетением воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаться. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений. Готовя рабочее место и убирая его в конце занятия дети проявляют самостоятельность. Так же это способствует формированию моторики (баночки, коробочки). В начале занятия обязательна гимнастика для пальцев рук со словами (пальчиковые игры), в ходе занятия упражнения для снятия усталости глаз. Особое внимание на занятиях уделяю соблюдению правил по ТБ. Стараюсь обогащать словарный запас детей. Все действия мы проговариваем. Дети считают количество бисеренок для ряда, называют цвет бисера, детали миниатюры, похожие на какие –либо геометрические фигуры. Пальцы рук при этом постоянно находится в работе, дают импульсы в речевые центры мозга. Занятие бисероплетением помогает развивать правую и левую руку в равных возможностях. Способность работать руками наравне, согласованно благотворно влияет на развитие памяти, мышления, речи.
На занятиях я обязательно поддерживаю, хвалю детей. При необходимости оказываю дозированную помощь, но помогаю только тем способом, который все же позволяет ребенку самому довести начатое до конца.
Хочется подчеркнуть, что занятия бисероплетением у детей с ОВЗ способствуют коррекции не только двигательной сферы, сферы мышления и памяти, но и немало важной эмоционально-волевой сферы.Учащиеся проявляют такие базовые эмоции как интерес, радость. Это выражается в сконцентрированности и внимательности на занятиях, в огромном удовольствии от результатов своего труда, от участия в выставках декоративно-прикладного творчества. Проявление у детей таких волевых качеств как выдержка, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность обязательно находят мою поддержку и словесную оценку.
Таким образом занятия бисероплетением у детей с ОВЗ способствуют не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию творческого воображения, эстетического вкуса; зрительного восприятия, мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать; развитию конструктивных способностей( работая по схеме дети изменяют или дополняют её); обогащению словарного запаса.
В завершении хочется подчеркнуть что, если для обычного ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это, прежде всего его социализация. Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.

Список использованной литературы:
1.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.-М.:Педагогика, 1990 г., - 120 с.
2.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.-М., 1988.
3.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М., 1973, - 193 с.
4.Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы.-Минск.Парадокс, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Пособия по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет своими руками Как развивать мелкую моторику рук ребенка в домашних условиях Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ Развитие мелкой моторики рук у детей 7-8 лет
Игровая программа о природе для учащихся 3-5 классов | Конспект занятия - путешествия по бисероплетению. Цветы из бисера
Опубликовано: 2964 дня назад (6 февраля 2016)
Просмотров: 8261
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2
Наталья Николаевна Ноздрякова # 6 февраля 2016 в 11:26 +1
Замечательная работа, обязательно воспользуюсь вашими разработками и применю их на практике +1))
Вера Александровна Павлухина # 6 февраля 2016 в 16:35 +1
Здравствуйте Нелли Викторовна! Очень хороший материал Вы предоставили. Я не понаслышке знаю об этом, работаю с детьми ОВЗ 4 класс. Как говорил В.А. Сухомлинский, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Примите мой голос.
Павлова Татьяна Геннадиевна # 8 февраля 2016 в 08:47 0
Материал полезен те только для логопедов и для учителей и воспитателей,Спасибо за материал, обязательно воспользуюсь вашими разработками и применю их на практике.